Во-первых, вопрос доказательства существования Всевышнего Аллаха на самом деле не является необходимым для доказательства. Потому что Всевышний Аллах утвердил во врождённом свойстве каждого человека понимание и знание того, что существует Его Творец и Создатель. Если ребёнку стукнут по спине сзади он обворачивается назад, потому что знает, что раз кто-то постучал ему сзади по спине, значит, есть кто-то, кто произвёл это действие, и этот производящий действие - сзади, поэтому он поворачивается. Он маленький, ему два три месяца, то есть он ещё всех этих философских понятий не имеет, не только философских, простейших понятий он не знает, но вместе с этим он уже поворачивается. Потому что мысль о том, что раз есть след, то обязательно есть тот, кто его оставил, что раз есть действие, обязательно есть тот, кто это действие сотворил и совершил, понимание этого на уровне врождённого свойства заставляет этого ребёнка поворачиваться. Поэтому мы говорим то, что Всевышний Аллах существует, знает каждый человек в своём сердце на уровне врождённого свойства, поэтому Всевышний Аллах говоря про Фараона самого серьёзного безбожника на земле, который говорил: "Я ваш господь, самый высокий", и в другом месте сказал: "Я не знаю вам божества, достойного поклонения кроме меня", то есть он заявил о своём господстве и заявил о своей божественности и отрицал существование Аллаха языком. Несмотря на это Всевышний Аллах сказал про него: "И они отвергали это, то есть языком, но их души были убеждены в этом ", они отрицали божественность Всевышнего Аллаха языком, но их сердца были убеждены в том, что Аллах существует, и Он является Господом этой вселенной. Муса алейхи салям, как приходит в Коране сказал ему: "Ведь ты знаешь то, что все эти знамения ниспослал никто иной, как Господь небес и земли", то есть Муса алейхи салям, утвердил, что Фараон это знает. Отсюда мы понимаем, что самые безбожные люди на земле, как атеисты и тому подобные люди, они хоть и отрицают существование Аллаха языком, но на самом деле в сердце в это верят.
Есть ли необходимость в доказательстве существования Аллаха? Ответ: истинная необходимость в этом не остаётся, потому что в сердце человек в это верит. Но необходимость в этом остаётся только с той стороны, что необходимо ему, этому человеку, который отрицает существование Аллаха языком, доказать это внешне, чтобы он не мог отрицать это языком, вот и всё, что требуется в этом вопросе, а иначе в сердце он удовлетворён этим и убеждён в этом. То есть просто, что бы когда он говорит, нет Аллаха, попробуй мне докажи, что Аллах есть, чтобы среди людей показать ему, что он заблудший, чтобы опровергнуть его, его же путём, необходимо доказать ему то, что Аллах существует.
Второй путь, который установлен в Коране и в Сунне, это путь сотворённости после того, как этого не было. Каждый человек знает про себя, что он сотворён и знает это, без всякой тяжёлой цепи мыслей и идей, то есть ему не нужно доказывать, что он сотворён. Любой человек, которого ты спросишь и скажешь ему, ты сотворён или ты извечен? Он скажет, я сотворён. Всё этого достаточно, чтобы доказать ему, что у него есть творец, потому что у каждого сотворённого есть творец, поэтому Всевышний Аллах не доказывает в Коране Своё существование и существование творца вот этими вот далёкими, тяжёлыми путями, но доказывает легким путём, и говори: "Или может быть они сотворены без ничего, или сами они творцы", то есть Он ставит человека в тупик, ты сотворён или нет? Человек говорит да я сотворён, никто не отрицает, что он сотворён и то что, он появился после того, как его не было. Тогда одно из двух, либо ты сотворён без творца, либо ты сам являешься творцом себя. Человек говорит, что нет, я не являюсь творцом себя, и я не сотворён без творца. Потому что любой знает, что любая вещь требует того, кто её сделал. Если мы скажем, что мусор по земле летал, летал год, или день или два, а потом собрался из него сам по себе автомобиль, то есть такое является абсурдом (никто в это не поверит). И также человек знает что он сотворен кем-то, поэтому Всевышний Аллах в Коране доказывает этот вопрос несколькими словами, в пол строчки, не доказывает далёкими путями, многотонными мыслями, размышлениями, опровержениями и претензиями и т.д., нет, говорит в полстрочки в суре Тур, ты сотворён или нет? Либо ты сотворён без никого, либо ты сам являешься своим творцом, и то, и то является абсурдом, а значит есть тот, кто тебя сотворил, а это Всевышний Аллах, Тот, кого не сотворил никто.
Третий путь называется путь понимания того, что кто-то заботиться об этом мире. Разумный человек видит что об это мире кто-то заботиться. Если у человека есть автомобиль или дом, каждый человек знает, если я за своим автомобилем не буду смотреть, месяц или два месяца, то он покроется пылью, заржавеет, загниёт и тому подобное. То же самое дом, человек, если не живёт в доме, то этот дом начинает ветшать, год пройдёт, два, три пройдёт, дом оседает и начинает портиться, гнить. Каждый человек это понимает и когда он смотрит на этот мир, то поймёт, что этот мир, кто-то о нём заботиться, потому что солнце выходит каждый день, луна появляется по стадиям, сменяются сезоны года, приходит снег, приходит дождь, который выводит растения и т.д. То есть понимает, что кто-то заботиться об этом мире и приводит его в совершенство, человек понимает, что у этого мира должен быть заботящийся, то есть вот этот вот самый творец, поэтому Всевышний Аллах опять доказывает это в полстрочки и говорит: "Это творение Аллаха, Который довел до совершенства всякую вещь", всё смотри, в полстрочки и не нужно никаких длинных цепей и размышлений.
Четвёртый путь доказательства существования Всевышнего Аллаха то, что называется доказательства чудес посланников. Посланники Аллаха пришли к людям, и говорят, мы к вам посланники от Аллаха, мы не просто так здесь ходим, нас Аллах послал. Люди им отвечают мы не верим вообще то, что Аллах существует и потом они начинают приносить различные чудеса. То луна расколется, палка превратиться в змею, рука окажется белой - сияющей, то различные другие знамения, то Иса алейхи салям, оживит мёртвых, то Коран, которого не способен придумать никто, и посредством этих доказательств, видя эти чудеса, и видя, что человек сам не может эти чудеса сотворить, а этот человек что говорит? Этот человек (Посланник Аллаха) говорит, что я сам не способен эти чудеса сотворить, но их творит Аллах. Отсюда люди начинают понимать, что Аллах существует. Пророк (алейхи ссоляту ва салям) сказал: "Нет ни одно пророка из пророков, кроме как ему даны были такие чудеса и знамения, такие, подобно которым уверует человек", то есть человек должен уверовать в такие чудеса. Это хадис у Бухари и Муслима со слов абу Хурейры.
Ты понял отсюда важный момент, относительно вопроса доказательства существования Всевышнего Аллаха. То, что доказательство существования Всевышнего Аллаха, относительно этого люди разделились на два больших мнения.
Одни доказывают, это путём Корана и Сунны (это приверженцы ахли Сунна), а вторые люди, матуридиты, ашариты и им подобные, доказывают это путём разума и различных философских размышлений.
Мы доказали неправильность дороги матуридитов, ашаритов и те ложные последствия, которые из неё вытекают и разъяснили дорогу Корана и Сунны и нет нужды говорить, и доказали правильность дороги Корана и Сунны, потому что каждый муслим знает, что дорога Корана и Сунны является правильной и нельзя в этом сомневаться.
Мы привели четыре пути доказательств существования Аллаха из Корана и Сунны, и все они являются простейшими, лёгкими, понятными каждому человеку, какой бы он глупый не был, кроме как если он сумасшедший, лишённый разума. Если он лишённый разума, он может не понять этого, но вместе с этим Аллах не накладывает на него никаких обязанностей. Но любой, на кого можно наложить хотя бы минимальные обязанности шариата, поймёт существование Аллаха через этот путь, путь Корана и Сунны.
Мы указали четыре пути.
(1) - Врожденного свойств (фитры), доказательство на это слова Аллаха: "Это врожденное свойство, на котором создал Аллах людей, нет изменению этому врождённому свойству", то есть человек не может себя переубедить, что Аллаха нет, он понимает, что Аллах существует.
(2) - Путь сотворённости.
(3) - Путь указания о том, что есть кто-то, кто заботиться об этом мире.
(4) - Дорога чудес посланников, она заключается в том, что посланники Аллаха говорят, что это всё не мы творим, мы не можем это творить, но это творит Аллах, и понимая, что человек это не может сотворить, люди начинают понимать, что Аллах существует, потому что природа человека такая, что если человек делает что-то из ряда вон выходящего то, что не способен сделать никто, он начинает этим гордиться и хвалиться на сколько может, даже если он чуть-чуть выделиться от своих сверстников он уже начинает хвалиться этим, а что ты скажешь, если пришел человек и совершает чудеса, которые вообще невозможно совершить ни одному из людей. И люди понимают, что если бы это он совершал бы сам, он бы никогда бы не отрицал бы это от себя, наоборот хвалился бы этим, сказал, смотрите как я оживляю людей, смотрите как я способен делать то и то, как сегодня делают многие фокусники, смотрите как я могу летать, как я могу выходить из сундука, который закрыт на пять замков и тому подобное, то есть люди понимают, что раз пришёл человек и делает чудеса, которые не способен сделать никто и при этом ещё отрицает, что это делает он сам, и говорит, что это делает Аллах, он правдив и не может быть другого. Не может быть он лживым, не может быть он неправдивым.
Значит, отсюда ты понял большой вопрос, то, что доказательство или вопрос доказательства Всевышнего Аллаха вытекает к вопросу чего? К вопросу, который необходимо разобрать нам, как вопрос основной, а это - является ли этот мир извечным, или у него есть начало. Так вот почему они сказали, что у этого мира нет начала, потому что они говорят, если мы скажем, что у этого мира есть начало, то получится, что этот мир не сотворен, значит не получится доказать то, что Всевышний Аллах Единственный Творец и то, что Он вообще существует. Это мы разобрали выше.