Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виды эссе: общая характеристика

Эссе

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения с нею связанные. Для эссе характерна субъективность, образность мышления, установка на разговорную речь. Эти черты сформировали более широкое понятие - эссеистский стиль, который определившись в жанре, стал проникать и в другие сферы деятельности. В частности, эссеисткий стиль может использоваться в строго научных исследованиях.

История развития жанра

Советский энциклопедический словарь определяет эссе так: «Эссе – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь»[1].

Среди всех вышеперечисленных видов эссе, мы выделяем, прежде всего, публицистический.

Некоторые словари (например, трехтомник Введенского или четырехтомник Ушакова) утверждают: эссеист – «то же, что очеркист»[2], а эссе – синоним очерка. Поэтому представляется важным уточнить происхождение самого термина «эссе».

С французского «эссе» («essai») переводится как «попытка», «опыт», «набросок», «испытание», а происходит от латинского «exagium» – «взвешивание». «Опыты» – так назвал свое произведение (две книги сравнительно небольших рассуждений на разные темы) Мишель де Монтень, которого называют «отцом» жанра эссе в Европе. «Опыты» вышли из печати в 1580-м году, на закате эпохи Возрождения.

Кроме того, подобный жанр появился в совершенно другой культуре, в Японии, причем гораздо раньше – в X веке – и под другим названием – «дзуйхицу»[3]. Здесь «основательницей» считают Сэй Сёнагон – фрейлину императорской свиты, назвавшую свое произведение «Записки у изголовья». «Записки у изголовья» – прежде всего, совершенно особый, эстетический, взгляд на мир. Сэй Сёнагон не задавалась целью подробно и в деталях описывать дворцовую жизнь. Ее занимали не сами события, а впечатления от этих событий. Главное место в книге заняли мысли и наблюдения, по-новому (с неожиданной, субъективной точки зрения) раскрывавшие привычные (обыденно-бытовые) вещи, явления, события.

История возникновения «Опытов» и «Записок» говорит о том, что основой, причиной или толчком к появлению такой литературной формы как эссе послужило некое «жизненное содержание», сходная общественная (и личная) потребность, общая для таких несхожих культур как западная и дальневосточная.

Особенностью новой формы стал усиленный самоанализ, самоотчет направленный на постижение автором в самом себе всеобщих для человечества универсалий. Подобной, «наиболее человеческой», универсалией, М. Монтень считал способность суждения, Сэй Сёнагон – способность эстетического чувствования.

В искусстве того времени произошло коренное изменение в построении художественного образа и литературный герой из «абсолютного прошлого», «предания» перешел в настоящее, «ожил», получил связь со становящимся настоящим. Была разрушена огромная дистанция между автором и читателем. Только благодаря такому повороту событий смог появиться роман.

И если в художественной литературе это выражалось как большое, даже «революционное» (Бахтин), но все же смещение акцентов, то в эссеистике, само это смещение взято как принцип: герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку» встречаясь лицом к лицу на страницах эссе. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем. Монтень пытается «прорваться» к нему сквозь все традиционные каноны и правила. Главное – чтобы не было фальши. Чтобы читатель чувствовал, что автор сам, лично говорит с ним: от души, искренне и открыто – не прячась за персонажами и масками. Как беседуют между собой простые люди – открыто и прямо, ведя диалог, высказывая свои мнения и не пытаясь навязывать собственную точку зрения.

Характерно и то, что уже само название – «Записки у изголовья» (как и «Опыты») – как будто также заявляет о непритязательности автора, ограждая от строгих, жестких художественных оценок: «ведь я пишу для собственного удовольствия все, что безотчетно приходит мне в голову.

Как самостоятельный жанр эссе сформировался в «Опытах» Монтеня. Оценивая это произведение, Фрэнсис Бэкон говорил: «Слово это новое, но явление древнее». Действительно, считается, что некоторые черты эссеисткого стиля были заложены еще в диалогах Платона.

В 17 веке эссе было отодвинуто на периферию литературного развития. В это время процветала строгость жанровых канонов, свойственная классицизму. Поэтому настоящим расцветом жанра принято называть 18 век. Эссе в это время становится ведущим жанром английской и французской литературы. Номера английских журналов «Татлер» и «Спектейтор» иногда были полностью написаны в жанре эссе. В это время эссе получает характер непринужденной беседы с читателем на самые разные общественные темы – политические, литературные, научно-популярные. Морализирующей функцией эссе широко пользовались французские просветители. Вольтер написал цикл эссе «Письма об английской нации», в которых пропагандировал английские общественные свободы и веротерпимость.

В 19 веке в англо-американской периодике закрепляется политическое эссе, служившее действенным средством политических кампаний. Во Франции жанр эссе процветает в области литературной критики. В свое время к нему обращались Сент-Бев, Т.Готье, В.Гюго.

Став традиционным жанром английской литературы, эссе переживает новый подъем на рубеже 19-20 вв. М.Бирбом, Д.Льюкас, Р.Линд – это постоянные авторы публицистических эссе. Пробуют себя в этом жанре и ведущие английские писатели – Б. Шоу, Г. Уэллс, С.Моэм.

Классиком философского эссе стал в 20 веке испанский философ Ортега-и-Гассет. Жанр эссе также активно разрабатывали французские экзистенциалисты – Ж.-П.Сартр и А.Камю.

В русской литературе 19 века эссе не получило такого развития, как в европейской литературе. Некоторые черты эссеисткого стиля принято выделять в творчестве А.Герцена («С того берега») и Ф.Достоевского («Дневник писателя»). На рубеже 19-20 веков к эссе обращаются В.Розанов и Л.Шестов. Позже уже в советские времена – эссе становится активным жанром в творчестве Б.Пастернака, М.Цветаевой, Ю.Олеши, К.Паустовского.

В советском литературоведении термин «эссе» появлялся периодически – то как синоним очерка, то как синоним статьи, то как отдельный жанр. Например, в теории критики в 1925 году Л.П. Гроссманом эссе выделялось в отдельный жанр («философский опыт»), наряду с другими шестнадцатью[4].

Исследователи более позднего периода относили эссе к разновидностям критической статьи, представляющей собой «как бы другой полюс в диапазоне разновидностей жанра, нежели статьи теоретические и юбилейные. Она отличается большей выявленностью личного, лирического начала, осознанным авторским стремлением к композиционному изяществу. Функция статьи-эссе – найти у читателя не только логический, но и обязательный эмоциональный отклик на какие-либо явления искусства или жизненные вопросы, в них затронутые. В интонации главенствует стремление к особой художественности, – вот почему авторами эссе часто выступают сами мастера искусств: их субъективные взгляды явственно доминируют над научной обоснованностью выводов, что вовсе не означает, конечно, «обязательной» ненаучности, субъективизма. В этих материалах слабее прямой «учительский» пафос, но сам авторитет признанного мастера придает особый вес, особый эффект высказываемым взглядам, пристрастиям, убеждениям»[5]. Учитывая, что «форма» статьи также «текуча» и трудноуловима, как и эссе, не мудрено, что авторы решили их «объединить». Но правомерно ли такое объединение? Конечно нет. Это становится очевидным, как только мы посмотрим на предмет анализа в статье – это внешняя автору действительность, поскольку в статье «ставится и разрешается какая-либо проблема»[6] или какое-либо явление действительности. В эссе предметом выступает внутренний мир самого автора.

А. Эльяшевич считает жанр эссе «ни на что не похожим и ни к одному из других жанров непосредственно не примыкающим». Эссе – жанр синтетический, вбирающий в себя «воспоминания, дневники, письма, публицистику, очерк, исповедь»[7]. Однако стоит сказать: эссе – не «соединяет» в себе «чужие» черты («синтетический жанр»), но обладает собственной, уникальной и специфической природой – синкретичностью.

Как справедливо отмечает Л.Е. Кройчик, «чаще всего говорят об эссеизме как качестве текста, нежели о жанре как таковом»[8]. Следовательно, «разгадка» эссе откроется только при анализе содержательной стороны жанра.

Встречаются попытки классифицировать эссе и по «негативным» признакам (отсутствие фабулы, характеров и т.д.). Например, у Н. Ивановой[9], в книге «Точка зрения», эссе определяется как «авторская проза» – проза прямого, непосредственного, авторского высказывания. На наш взгляд, эти три высказывания весьма близки к правильной трактовке эссе.

А Марсель Пруст утверждает, что в отличие от новеллы, рассказа, романа, «в эссе преобладают вечные разговоры и размышления».

Советский писатель В.Я. Канторович выделяет три основных, отличительных, признака эссе.

Первый. Эссе говорит о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора, оно непременно проникнуто субъективным авторским восприятием (Монтень изобрел новый способ раскрыть себя миру как тип человеческой натуры). «…Это то самое, о чем в нашем литературоведении говорят как о «самовыражении писателя», как об элементе исповеди в его книгах и т.п. Второй признак эссе, по всеобщему признанию, – непринужденная, легкая, свободная форма изложения, указывающая сама по себе, что очерк не претендует на всестороннее, исчерпывающее исследование предмета. Эссеистов обвиняли в сумбурной композиции, но уже давно установлено, что при всей легкости и свободе художественного мышления лучшие образцы эссе подчинены внутренней логике развития художественного образа, мысли. И, наконец, третий признак жанра: размышление, глубокий умственный анализ. В литературном словаре Робера приведены слова Альбера Камю: тот считает эссе самой высокой ступенью интеллектуализации искусства.

 

Свободное частное размышление – неудобный для авторитарной власти жанр. Возвращение эссе стало возможным в период общественной оттепели. Крупнейшим именем в истории российского эссе является Михаил Эпштейн, который создал в конце 70-х годы эссеисткий клуб, организовал эссеистские публикации в периодике, написал несколько книг эссе, посвятил этому жанру целый ряд теоретических работ.

В 90-х годах эссе становится одним из ведущих жанров отечественной литературы. Оценивая ситуацию тех лет, многие из исследователей сходятся во мнении, что главной ее особенностью стал кризис вымысла и активизация авторского слова. Жанры эссе, мемуарной прозы, дневников и записей становятся знаком времени и свидетельствуют о кризисе центробежной и взлете центростремительной литературы, где центром является сам автор. В условиях резкого культурного взрыва, который ведет к тотальной переоценке ценностей, только доверительность прямого разговора автора с читателем и установка на доподлинный факт, подкрепленная реальным переживанием, может заинтересовать современного читателя. «Сейчас время прямого, непосредственного высказывания – мемуаров, эссеистики, заметок. Искусство выбрало жизнь», – так определял своеобразие литературной ситуации 90-х гг. Сергей Гандлевский.

Александр Генис в статье «Фотография души» вносит еще один любопытный поворот в обсуждении этой проблемы. На его взгляд, интерес к филологическому роману (так называет он жанры внефабульной литературы), который стал популярным не только в русской, но и всей западной культуре, свидетельствует о нарастающей объединительной тенденции, и в частности, резко возросшем интересе к традиции восточной литературы, построенной по метонимическому принципу: от частного к общему. Эту особенность смены культурной традиции отмечает и М.Эпштейн. Давая характеристику творческого метода А.Гениса, он объясняет особое внимание последнего к самым незначительным явлениям культуры убежденностью в том, что в каждом из частей ее содержится целое.

Эссе, с его нацеленностью на передачу «личного опыта» и создание «авторского мифа», является одним из основных жанров литературы нон-фикшен. Более того, эссеизм как стиль мышления определяет некое существенное качество современной культуры в целом. Эту особенность точно подметил М.Эпштейн, который утверждал, «что эссеизм – это качество всей современной культуры, влекущейся к неомифологической цельности, к срастанию не только образа и понятия внутри культуры, но и ее самой с бытием за пределом культуры». Ярким проявлением этого универсального качества жанра стало его использование в разных сферах гуманитарной деятельности: философии, кульутрологии, психологии, искусствоедении, литературе. На Западе к нему обращаются Юнг, Бретон, Швейцер, Лоренц, Борхес, Генри Миллер, Зонтаг. В России - А.Солженицын, И.Бродский, А.Синявский, Г.Гачев, А.Битов, С.Аверинцев.

Относительно ситуации 90-х годов этот список может быть продолжен. Эссе М.Безродного «Конец цитаты» было признано одним из самых ярких явлений 90-х, в форме свободного и образного эссеистического размышления построены историко-литературные штудии А. Жолковского, А.Гольштейна и А. Гениса. Для А.Гениса этот жанр стал наиболее органичным. Не случайно, Михаил Эпштейн предложил специальное название для эссеисткого метода А.Гениса - «культуропластика». Эссеисткий метод лежит в основе культурологических исследований П.Вайля («Гений места»). Среди ярких образцов жанра нужно назвать и книгу самого М.Эпштейна «Бог деталей», которая впервые была напечатана в 1998 г.

Большинство из перечисленных произведений было опубликовано в журнальном варианте, таким образом, эссе продолжает оставаться жанром публицистики. Конечно, в чистом виде жанр чаще всего представлен в литературном или культурологическом эссе, политические или философские эссе достаточно редки. Хотя о некотором новом взлете интереса к эссеисткому стилю среди публицистов можно говорить применительно к популярному сегодня жанру колонки. Свободное, авторское рассуждение на политическую тему при явной субъективности позиции автора – это черты эссеистского стиля.

Жанровое содержание эссе

Поскольку суть жанра – в попытке высказаться, «выговорить» созревшие на душе мысли, постольку основополагающим свойством рассматриваемой нами формы выражения стала «естественность» – непосредственная запись внутренних духовных движений, без жесткой литературной обработки.

Кроме того, человек, ведя внутренний диалог сам с собой, никогда не говорит высоким «штилем», это невозможно, да и смешно. Он пользуется теми словами, которые наиболее точно отражают суть его переживаний, дум, более того, как бы «творит» их заново, «порождая» вместе с мыслью, наделяя новыми смыслами. Поэтому «ориентация эссе на разговорную речь» естественна, это действительно одно из внутренних свойств жанра, а не литературный прием (ведь мы уже говорили – все авторы искренни в своих словах). Отсюда проистекает и своеобразное «разностилье» эссе – сходство практически со всеми публицистическими жанрами: для выражения мысли используются и научные термины, и философские понятия, и просторечные слова, и интимные, личные словечки. Это дало повод говорить об эссе как о синтетическом жанре. Но синтез – соединение отдельно существующего, а «разговорность» эссе происходит от особой внутренней синкретичности (и цельности) переживания автора.

Кроме того, бесспорен и такой факт: чем шире образован автор, тем больше в его эссе языкового разнообразия. По всеобщим наблюдениям, эссеист – глубоко понимающий, высоко эрудированный человек. Это закономерно: автор интересен только тогда, когда знает больше, чем читатель.

Особенности эссе:

1) подчеркнуто индивидуальная позиция автора, индивидуальный взгляд, субъективность в трактовке предмета; 2) самый широкий содержательно-тематический разброс – от науки до беллетристики (но при этом материалом произведения становятся лишь экзистенциально окрашенные впечатления и размышления автора – результат самоанализа); 3) свободная композиция; 4) стиль, ориентированный на бытовую, разговорно-непринужденную речь.

 

Конституциональные признаки эссе.

Первый. Жизненность (укорененность в бытии личности автора) и неотъемлемое свойство этого признака – «искренность».

Этим определяются, прежде всего:

«свобода композиции»;

«стилевой (языковой) плюрализм».

Однако включая в себя самые разнообразные элементы, эссе не является при этом каким-нибудь «лоскутным одеялом»[10], «плетением словес» или «каталогом».

Второй. Субъективность. Однако субъективность есть проявление сущности более высокого порядка – индивидуально-мифологической картины мира, или, другими словами, личного мифа автора-эссеиста.

Отсюда:

«целостность»;

«уникальность»;

«экзистенциальность». «Экзистенция» (лат. existentia – существование) представляет собой «то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный человеческий индивид и не как «мыслящий разум», т.е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность»[11]. Это то необъективируемое «Я», которое, управляя ими, находится над: и чувствами, и волей, и интеллектом.

Экзистенциальностью обусловливается такой признак эссеистических материалов, как «стремление к идеалу» (нацеленность на «вечные», смысложизненные вопросы).

Субъективностью определяется и свободный от условностей метод исследования. Метод исследования – это осознанный ответ на вопрос о том, как было получено конкретное знание и насколько оно истинно. Говоря об эссе, почти всегда упоминают об интуитивном постижении истины и созерцательной медитации.

Третий. Парадоксальность. Определяется общими свойствами эссеистического сознания и той функцией, которую выполняет эссеизм (и эссеистика) в общественном сознании.

Итак, выделив наиболее значимые – жанросозидающие – составляющие эссеистики, в самом общем виде можно понимать под эссе художественно-публицистическое произведение, непосредственно отражающее субъективные, экзистенциально окрашенные, автопсихологические размышления автора над наиболее актуальными для него (смысложизненными) вопросами внутренней и социальной жизни (как правило, – ситуациями морально-нравственного выбора) в парадоксальной, зачастую ироничной форме с позиции индивидуально-мифологической картины мира.

Более кратко определение эссе будет звучать так: художественно-публицистическое произведение, отражающее индивидуально-мифологическую авторефлексию автора над жизненно значимыми для него проблемами внутренней (духовной) и социальной жизни.

Т.о., эссе – художественно-публицистическое произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора.

 

 

Главной содержательной особенностью эссе является частный характер темы и субъективность в подходе к ней. Автор создает индивидуальный миф о предмете или явлении, послужившем объектом описания. Комментируя это качество эссе, Михаил Эпштейн говорит о том, что подобно Чехову, который мог написать трактат о чем угодно, хотя бы о пепельнице, эссеист может написать эссе о чем угодно. При этом эссеист каждый раз разрабатывает и органичную для данного предмета методологию описания, которую в данном случае можно определить как пепельницеведение. Эпштейн продолжает этот ряд – береговедение, лифтоведение и т.д. Подобный подход позволяет определить принципиальную несхожесть эссеисткого способа познания вещи от философского, которое пользуется обобщенными понятиями, или научного, основанного на системе и четкой терминологии. Эссе интересует сам предмет в его данности конкретному человеку, в его феноменологии, поэтому любой даже сугубо научный объект осмысливается в эссе особым образом: с точки зрения его бытийной сущности и данности человеку в частной жизни. Поэтому, пишет Эпштейн, эссе может быть посвящено самым глобальным темам – истине, вселенной, красоте – но эти темы утратят всеобщность, и приобретут характер частности на фоне всеобъемлющего «я».

Эссе строится на объединение разных подходов изображения действительности. Оно может использовать и философский тип мышления, и научное обобщение, и публицистическую достоверность, и художественное изображение. «Эссе – это частью признание, как дневник, частью рассуждение как статья, частью повествование, как рассказ», – пишет М.Эпштейн. В эссе соединяются бытийная достоверность, мыслительная обобщенность, образная конкретность и пластичность. Сочетание интеллектуального упражнения и наглядно-конкретного изображения позволяют определить главную структурную единицу эссе как мыслеобраз. Этим как раз эссе сближается с мифом. Однако в эссе понятие воплощено в индивидуально-конретном опыте – это принципиальная для эссе установка. Подчеркивая различие между мыслеобразом эссе и мифа, Эпштейн предлагает дать самостоятельное название для этой структурной единицы в эссе – эссема. Эссема отличается от мифа частностью восприятия, которое проявляется в опоре на реальный факт и конкретный индивидуальный опыт его осмысления.

Образ автора в эссе

Голос автора в эссе может быть представлен в самых разных формах. Причем эти формы, как правило, чередуются внутри одного текста. В одном из фрагментов автор может быть участником события – и это придает необходимую для эссе частность, интимность повествования, в другом – он автор-размышляющий, автор комментатор, и повествование ведется от третьего лица. Эссе демонстрирует весь набор приемов авторского присутствия, в том числе и создание условного образа повествователя. Так, литературно-критические эссе Вирджинии Вульф интересны образом повествователя - рядового читателя, с позиций которого и строится размышление.

Публицистическая составляющая жанра эссе своеобразно проявляется в «позиции»: определенной внутренней установке автора, эстетической, научно-философской, нравственной. Далеко не всегда она отражает «научное» понимание мира. Внутренняя установка – плод личного опыта автора эссе и его многолетних, окрашенных интимными чувствами размышлений над жизнью. Но поскольку, как мы сказали ранее, эссе жанр публицистический, а публицистика предполагает воздействие на аудиторию с целью формирования общественного мнения, то и этому жанру свойственны основные черты того рода деятельности, к которому он принадлежит – дидактическое начало.

Принципиальное отличие эссеистики от остальной (большей) части литературы пролегает в области отношения автора к собственным внутренним душевным движениям – и заключается в той разнице, которая существует между организацией героя (носителя переживаний автора – в литературе), то есть посредствующего звена между писателем и читателем, и организацией живой личности (самопереживающей – в эссеистике).

«Литературный» мир эссеиста – это его экзистенциальное[12], реальное жизненное внутреннее пространство: «мир-для-себя» - в котором существуют его чувства и сознание. Это «пространство», духовная структура, определяет его мироощущение и направляет человека в его жизненной деятельности: дает отношение к происходящему, «чувственно отбирает» ориентиры для будущего, окрашивает внешний мир в уникальные, индивидуально-неповторимые эмоциональные тона (это так называемое «я чувствую», «я живу», которое ощущает каждый).

Эссе – сложный синтетический (вторичный – по определению Бахтина) жанр – вобрало в себя, кроме упомянутых сократического диалога и менипповой сатиры, еще и притчу («наставление в примере» – В. Даль), и дневник (мемуарное начало), и исповедь (самоанализ) и другие, более мелкие (первичные) жанры. Самые значительные и важные из которых – фамильярный и интимный диалоги (стремление «слиться» с читателем; называть вещи своими именами; «разговорность» и т.д.).

 

Композиция эссе

Важнейшее свойство эссеистического переживания – его жизненность, то есть укорененность в непосредственном бытии личности. Другими словами, эссеистическая мысль (принципиально), есть мысль практическая, бытовая – жизнемысль, в отличие от абстрактных научной или художественной. Жизнемышление – это не абстрактное, ОТвлеченное, а ПРИвлеченное мышление: к ответственности передо мной, как человеком живущим. При этом одновременно совершаются два дела: «познай самого себя» (Сократов принцип) и «познай мир»»[13], – считал Д. Гачев. Однако следует уточнить: понятие «жизненность», вводимое нами и отражающее важнейший принцип организации эссе, все же не совсем тождественно понятию «жизнемыслия», которым пользуется Д. Гачев. «Жизнемышление» – это непосредственное применение накопленных знаний к жизни, в том числе и собственной, это верно; понятие «жизненность» нечто иное – это соответствие содержания эссе реальным переживаниям автора-эссеиста, укорененность опыта (результатов познания, откровения, медитации), отраженного в произведении (эссе), в непосредственном бытии последнего. Поэтому и приходится говорить об «искренности» эссеистов, как об определенной «мере эссеистичности» произведений такого рода.

Главное композиционный прием в развитии мыслеобраза эссе – постоянная смена ракурса изображения. Образ явления дается в его разных срезах, разных аспектах, которые подчинены авторскому представлению. Авторское я движется от темы к теме, полностью не воплощаясь как образ, проявляя себя как будто прерывисто, с одной какой-либо стороны. Смена ракурсов диктует принципиальную «внежанровость» эссе, а точнее, жанровую гибкость.

Для эссеистской композиции характерна резкая смена темы и манеры повествования. Главную особенность при этом М.Эпштейн определяют следующим образом: «Подобно биноклю, эссе легко переворачивается в руках пишущего, меняя увеличительный масштаб на уменьшительный, позволяя то разглядеть морщины на лицах актеров, то сжать историческую сцену до размеров кукольного домика». Эссе соединяет подробность и наглядность изображения, философскую медитацию, научные и статистические данные и публицистический анализ. Кроме того, эссе активно включает литературные и исторические реминисценции, цитаты, анекдоты, случаи из жизни.

М.Эпштейн цитирует характерный фрагмент из заключительного эссе из «Опытов» Монтеня. Небольшой фрагмент этого эссе, посвященного еде, содержит философское умозрение: «Мы слишком многого требуем от природы, надоедая ей так долго, что она вынуждена лишать нас своей поддержки…», заметку из дневника: «Я не очень большой любитель овощей и фруктов, за исключением дынь. Мой отец терпеть не мог соусов, я же люблю соусы всякого рода», воспоминание: «С юных лет я порою нарочно лишал себя какой-либо трапезы». В этом эссе есть нравоучение, физиологическое наблюдение (о том, что рыба переваривается легче мяса), практический совет: «Я полагаю, что правильнее есть зараз меньше, но вкуснее, и чаще принимать пищу», комментарий к сочинениям других авторов: «Я согласен с тем же Эпикуром, что важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, столько то, с кем ты ее вкушаешь», а также афористическое заключение: «Приятное общество для меня – самое вкусное блюдо и самый аппетитный соус». Смена ракурсов позволяет передать целостный опыт писателя по отношению к еде.

Несмотря на внешнюю перечислительность эссеистских фрагментов, их последовательность далеко не случайна. Отдельные фрагменты могут сочетаться по контрасту, по ассоциации или по смежности, но их соседство всегда взаимосвязано.

При общей разъятости и нелогичности композиции важным формообразующим компонентом становится установка на читательское восприятие, следование законам воздействия на читательское внимание. В целом, композиционное построение эссе подчиняется основному закону восприятия текста: можно выделить уровень внимания, уровень соучастия и уровень открытия.

Уровень внимания формируют сильные позиции текста: название, начало и концовка. Поскольку эссе развивается не фабульно, эти композиционные части несут особую сюжетообразующую нагрузку. Название - это визитная карточка текста. Важно закрепить в нем прямую или ассоциативную тему. Зачин по-разному может активизировать внимание читателя. Зачин может быть эпическим, т.е. быть построен на изображение начального места действия: «Захожу в кабинет редактора – над его головой висит портрет Белинского». Такая преамбула понадобилась Эпштейну для того, чтобы обратиться к теме чиновничьей, грубо социологизированной цензуры, которая утвердилась в русской критике еще со времен Белинского. Активной формой привлечения внимания читателя в зачине является инициальный вопрос. «Кто я? Где стою? Кем обрезан? Кем крещен?» – с таких интригующих вопросов начинает свое эссе о смысле физического соприкосновения Иван Соловьев.

В зачине может появиться ассоциативная тема. Автор переносит читателя в условный контекст, задавая общую ассоциативную тему. Этому может служить анекдот, историческая реминисценция, цитата.

«Немецкий писатель Эрнст Юнгер, побывавший в России с частями гитлеровской армии, заметил: «Как есть на свете страны, исполненные чудес, так есть и страна, как-то ухитрившаяся избежать малейшего чуда – Россия», - пишет М.Эпштейн в своем эссе о России. Это начало задает общую тему по контрасту. Основной текст эссе как раз посвящен размышлению о том, что Россия обладает самым большим чудом, вмещающее в себя все чудеса, - огромным пространством.

Традиционным зачином для эссе является и прямая постановка темы: «Проблема мусора лежит в центре любой цивилизации, ибо сама по себе цивилизация есть не что иное, как способ обработки и удаления мусора». При таком оформление зачина важна оригинальность мысли, которая сразу привлекает внимание читателя. Нередко такие зачины носят характер афоризма или построены на парадоксе. Приемом такого афористичного начала в совершенстве владел М.Эпштейн:

«Склад, где вещи расположены в строгом порядке, мог бы служить символом и праобразом мировой гармонии».

«Лифт, по сути, единственное место во Вселенной, где мы остаемся наедине с неизвестным человеком. – Это характерный афористический зачин его эссе».

Концовка эссе оформляет развитие образа-понятия. Концовка может содержать синонимичный повтор существительных, использованных в зачине. Он может также содержать повторение названия – образуется композиционная рамка. Так строится композиционная рамка эссе М.Эпштейна «Прощание с Набоковым, или Набоковское в Набокове». Финальный абзац этого эссе начинается с предложения: «Набоковское - это искусство прощания», которое является своего рода каламбурным повторением.

Уровень соучастия – это уровень развития темы, на котором автор в качестве активизирующих приемов использует риторические вопросы и смену субъекта повествования, происходит переход от «я» авторского к «ты» читательскому или «мы» обобщающему. Вот пример такого построения из эссе «В лифте»: «Почему-то именно в лифте мне приходят мысли о единстве человеческого рода». И чуть дальше: «Но где и когда могли бы мы, помимо лифта, пережить это ощущение пространственной близости». Меняя субъект повествования, автор выходит на обобщение и в то же время активизирует внимание читателя.

Уровень открытия пронизывает весь текст и связан с трактовкой темы, которая раскрывается чаще всего ассоциативно, и для читателя она связана с глубиной его интеллектуального фона. Тем не менее, ассоциативность - один из ведущих приемов движения эссеистского сюжета.

 

Исследователями (в частности Д. Дмитровским) выделяются три формы композиционного построения эссе: линейный тип, циклический и фрагментарный.

Первый – линейный – это постепенное разворачивание мысли «на глазах читателя», своего рода публичная медитация. Как правило – ничтожный повод, который, однако, дает мысли автора направление, зацепку, затрагивает душу и разум. Яркий пример – эссе Бунина «Ночь». Начинается оно просто: «На даче темно, – час поздний, – и все окрест струится непрерывным журчанием. Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. Я думаю – и слушаю, слушаю: хрустальное журчание, наваждение!»[14]. Все, повествование закончено. Далее автор задумывается о, казалось бы, повседневной вещи: «О чем я думаю? Когда я спросил себя об этом, я хотел вспомнить, о чем именно я думал, и тотчас же подумал о своем думанье и о том, что это думанье есть, кажется, самое удивительное, самое непостижимое – и самое роковое в моей жизни. О чем думал я, что было во мне? Какие-то мысли (или подобие мыслей) об окружающем и желание зачем-то запомнить, сохранить, удержать в себе это окружающее... Что еще? Еще чувство великого счастья от этого великого покоя, великой гармонии ночи, рядом же с этим чувство какой-то тоски и какой-то корысти. Откуда тоска? Из тайного чувства, что только во мне одном нет покоя – вечное тайное томление! – и нет бездумности. Откуда корысть? Из жажды как-то использовать это счастье и даже эту самую тоску и жажду, что-то создать из них...» Мысль писателя движется дальше, вглубь; его заинтересовало размышление, но уже не «о чем»: «…не важно, о чем именно думал я, – важно мое думанье, действие совершенно для меня непостижимое, а еще важнее и непостижимее – мое думанье об этом думанье и о том, что «я ничего не понимаю ни в себе, ни в мире» и в то же время понимаю мое непонимание, понимаю мою потерянность среди этой ночи и вот этого колдовского журчания, не то живого, не то мертвого, не то бессмысленного, не то говорящего мне что-то самое сокровенное и самое нужное. Эта мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания есть самое неотразимое доказательство моей причастности чему-то такому, что во сто крат больше меня, и, значит, доказательство моего бессмертия: во мне есть, помимо всего моего, еще некое нечто, очевидно основное, неразложимое,истинно частица Бога». Вот оно – нужное настроение, «волнение волнующегося» (Т. Манн): автор вышел на нужную глубину, настроился на нужную частоту, тон. Именно в этой системе координат и пойдет дальнейшее рассуждение – неторопливое и спокойное. Что есть человек? За что Бог отметил его, выделил среди животных, наградил разумом? В чем назначение человека? Где его начало и конец? Будем ли мы жить после смерти? Вот круг тех тем, через которые ведет читателя автор, пытаясь понять, – что же такое человек, откуда в нем такая жажда жизни, любовь к ней, к миру. И заканчивает эссе, имея в виду неминуемую кончину, так: «Боже, оставь меня!»

Эта последняя фраза – квинтэссенция всего эссе, всей веры в высшее предназначение человека, практически молитва – созревала на протяжении всего произведения, чтобы потом выразиться в одной короткой реплике, цельно и мощно. Это наиболее медитативный вид эссе.

Циклический тип повествования строится по принципу, сходному с принципом «каталога». Особенность этой разновидности подметил М.Н. Эпштейн: «По своей первичной структуре эссе – это, в сущности, каталог, перечень разнообразных суждений, относящихся к одному факту, или разнообразных фактов, подтверждающих одно суждение»[15]. Конечно, полностью согласиться с определением эссе как «каталога» нельзя, эссе, все-таки, не простой перечень чего-либо, но принцип построения (если оставить только голую модель) – весьма похож. «Это вращательное движение мысли ощущается в каждом монтеневском опыте… Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, в сумму выписок и цитат, если бы не возвращалось каждый раз к истоку – к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе»[16]. Автор эссе с первых же строк заявляет определенную мысль (иногда даже, как часто поступал Монтень, начинает эссе с цитаты или крылатого выражения, парадокса), а затем проверяет ее истинность или ложность; или приводит какую-либо ситуацию, поступок и пытается, сравнивая подобные случаи между собой и с личным жизненным опытом, понять, угадать скрытый смысл (причину). По ходу размышления он мысленно проходит через различные обстоятельства, в которых его мысль многократно преломляется и проявляет свои скрытые, потаенные качества. И в конце размышления, приходя к заявленному в начале постулату, мысль обогащается новым содержанием. Это более «логическая» форма, где мысль уже сразу задана, а не медленно вызревает, формируется, как в линейном типе. Так строили многие из своих эссе Монтень, Достоевский («Дневник писателя»). Разновидностью подобного построения можно считать эссе норвежского писателя Кая Скагена. В его сборнике «Дети Базарова», он вводит в эссе вымышленный персонаж – например, литературного героя – Базарова, или историческую личность, например, К. Маркса. В эссе эти встречи обыгрываются как реальные. Герои – носители определенной, как правило, радикальной идеологии, с которыми автор спорит, полемизирует[17].

Третий тип построения, фрагментарный, наиболее ярко представлен в позднем творчестве Василия Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»). Это короткие мысли, духовные озарения (не получившие дальнейшего развития, литературной обработки), тонкие наблюдения, ощущения. Подобные мысли приходили к Розанову в самых разных и неожиданных местах – на остановках транспорта, во время прогулок или чтения. Но чаще всего – «за нумизматикой», рассматриванием и классификацией монет, большим любителем и знатоком которых он был. Он не развивал свои заметки в законченные, отдельные произведения (хотя многие мысли и мотивы – «темы», «листки» – проступают позже в его многочисленных газетных статьях), а собирал «в коробы», книги – большие подборки по темам, посвященным проблемам пола, семьи, брака, религий.

А начинал он с крупного произведения – разросшегося до размеров философского трактата эссе «О понимании». Трактат не был принят читательской средой и не вызвал никакой ответной реакции. По-видимому, его форма и стиль были слишком непривычны для академической публики. И в дальнейшем Розанов отказался от крупных произведений в пользу «листков» – откровенного, искреннего «слова» – всегда личного, всегда своего, всегда укорененного в «святынях жизни»: в реальности домашнего быта, конкретной судьбы, в мистике пола и мифах седой древности. Верность этому слову в любой ситуации открыла Розанову то особое мифологическое пространство, в котором главенствовали личные, личностные святыни. Собственное «Я» и «свой дом» стали масштабом для суда над мировоззрениями, религиями, государствами, жизнью.

Розанов много раз пытался определить истоки этой неожиданной для него самого жажды писательства. Об этом немало записей в «Опавших листьях». Но, наверное, одна из самых ярких догадок высказана им в рукописном отрывке, помеченном 5 июня 1914 года:

«…между многими мотивами, почему я пишу «Уединенное» (и последующее), есть этот:

Великое спасибо миру.

Нет, – личнее, ближе и горячее: не оставить не рассказанным, не выраженным, не «поцелованным» сверх внутреннего тайного поцелуя и явно – то самое прекрасное, самое милое, на чем я рос и воспитался, что мне в жизни помогало, что меня в жизни благословляло. Мне было бы страшно умереть, я не счел бы себя благородным, если бы все это осталось глухо, где-то в тени. О, я хорошо знаю, слишком хорошо, что «замеченные существования» суть самые счастливые и благородные: и чистые; но «все-таки»… может быть наша внешняя жизнь, каковою невольно не может не быть жизнь всякого писателя, согреется и надушится благородными «лесными маргаритками», если мы не будем так очень отделяться от частной жизни… Что все, обыкновенно, так наглухо заперто от книги…

Я решил немного улучшить книгу, вообще книгу, притворив щелку двери. Мне все-таки страшно жалко книг, вообще книг, хотя я с ними и враждую. Но эта вражда поистине «сквозь кровь и слезы».

И книгу я решил переложить «маргаритками»…»[18]

Первая попытка «переложить маргаритками» книгу, вернуть ее к догутенберговским истокам была предпринята Розановым уже в предисловии, где он отошел (даже разрушил их) от привычных канонов и сломал привычную соотнесенность между писателем и читателем. Вспомним: подобную цель преследовал и Монтень в свое время. То есть желание перешагнуть через привычно-традиционные рамки, «правила общения» между писателем и читателем, сделать их более близкими, интимными, можно назвать в числе основных жанровых признаков: «Пишу для каких-то «неведомых друзей» и хоть «ни для кому»…»[19].

 

Виды эссе: общая характеристика

 

М ожно говорить, по крайней мере, о трех видах эссе: познавательном (если духовной доминантой является теоретизм), лирическом (эстетизм), нравоописательном (этизм). Основанием для такой классификации выступит содержательный аспект произведений, точнее, способ полагания и организации содержания – та форма видения и осмысления жизни, преимущественный интерес к которой испытывает автор эссе (и может испытывать человек вообще).

В заключение, говоря о видах эссе, нельзя не сказать, что на практике, как правило, эссе в чистом виде практически не встречаются. Самым же распространённым «видом эссе» выступает эссеизированная статья. Это происходит по многим причинам. О некоторых писал ещё Монтень (мы боимся иметь собственное мнение о чём-либо, всё оглядываемся на общественное), о некоторых писать не принято (подавляющее большинство журналистов и редакторов попрятались за ширму «чистого информирования» аудитории, напрочь забыв при этом о своей сознательной пропагандистской роли при этом; и тем более «открещиваются» от публицистики). С другой стороны – мало кто из практиков знает, а что же это такое, «эссе», «публицистика». Как, кстати, и «статья». Видимо поэтому периодически и возникают определённые затруднения.

Если говорить в целом, то статья, как произведение, где ставится и разрешается какое-либо жизненное явление или проблема, особенно публицистическая, на первый взгляд весьма схожа с эссе. Та же свобода формы, объема, композиции, стилистики и т.д. Та же частая субъективность и (особенно в передовой) пристрастность автора. Однако все указанные виды произведений весьма отличаются друг от друга.

Первое и принципиальное различие между эссе и статьёй любого вида лежит в содержательной области. Предмет эссе, его материал - смысложизненные вопросы, то есть наполнение смыслом своих возможных и реальных действий и поступков, осмысление внешнего как внутреннего. Через внутреннее переживание этого внешнего факта-действия: кто-то где-то дал взятку и в эссе автор будет не подробно рассказывать об этом явлении или конкретной ситуации (как в аналитической статье), не оценивать это явление или поступок с точки зрения социальной проблемы (как в публицистической статье), не просто давать личную общую оценку событию или явлению (как в передовой статье), но станет рассуждать в плане – «а я бы стал давать взятку?», «а я бы взял её?». То есть «как бы я поступил в данном случае?».

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Requirements for international students in University of Stavanger | ЖОО –дағы студент 500 сөз немесе 1-2 беттен 20 бетке дейін.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1987 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.