Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карма, или Закон Действия и Противодействия




Слово "Карма" означает не что иное, как Действие. Но всё значение этого слова гораздо обширнее, чем большинство себе представляет, так как в понятие "действие" входит очень большое побочное содержание. Каждое действие имеет прошлое, которое привело к нему; каждое действие имеет будущее, которое произойдет из него; действию предшествует всегда желание, которое и вызвало его, и мысль, которая дала ему направление, и все это существует помимо того видимого движения, которому обыкновенно придается название "действия".

Каждое действие есть звено в бесконечной цепи причин и последствий, причем каждая причина была в свое время последствием и каждое последствие будет в свою очередь причиной. И каждое звено в этой бесконечной цепи состоит из трёх составных частей: желания, мысли и деятельности. Желание вызывает мысль; мысль воплощается в действии. Иногда же мысль, в виде воспоминания, вызывает желание, и тогда желание разражается в действии. Но всегда все три составные части - две невидимые, принадлежавшие сознанию, и одна видимая, принадлежащая телу, - всегда налицо; вернее - действие существует в сознании как образ, прежде чем оно проявится как физическое движение. Желание, или воля, мысль и деятельность - вот три вида нашего сознания.

Это соотношение желания, мысли и деятельности как "Действия" и бесконечное сцепление таких действий как причин и последствий - все это заключено в понятии Карма. Это - неизменная последовательность в природе, иными словами - Закон Природы. Ввиду этого, Карму можно перевести как Закон Причинности. Её научная формула такова: "Действие и противодействие равны и противоположны". Её религиозное определение чудесно выражено в христианском Священном Писании: "Что посеет человек, то и пожнёт". Иногда Карму определяют как Закон равновесия, потому что во всей природе замечается наклонность восстанавливать условия равновесия каждый раз, когда последнее нарушено.

Таким образом, Карма является выражением божественной природы в ее аспекте Закона. М этой природе сказано: "В ней нет ни уклонения, ни тени перемены". Ненарушимость естественного порядка; точность естественного закона; полнейшая надёжность природы - вот незыблемые основы, на которых покоится вселенная. Без них невозможны были бы ни наука, ни уверенность, ни заключение от прошлого, ни предвидение будущего. Человеческий опыт оказался бы бесполезным, и жизнь явилась бы хаотической бессмыслицей.

Что человек сеет, то он и жнёт. Это и есть Карма. Если ему нужен рис, он должен сеять рис. Бесполезно насаждать виноград и ожидать розы; тщетно сеять волчец и ожидать пшеницу. В нравственном и умственном мире закон совершенно также неизменен; бесполезно сеять лень и надеяться пожать знания; сеять небрежность и ожидать способность распознавания; сеять эгоизм и рассчитывать на любовь; сеять трусливость и надеяться на мужество.

Это истинное и здравое учение заставляет человека познавать те причины, которые он создает своими повседневными желаниями, мыслями и действиями, и предусматривать их неизбежные результаты. Оно заставляет его оставить всякий расчет на "прощение", "искупление", "высшее милосердие" и все подобные усыпительные средства, которые успокаивают грешника. Оно громогласно взывает ко всем тем, которые ищут успокоить себя подобными надеждами: "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт".

В этом заключается предупреждающая сторона Кармы. Но обратите внимание на её обнадёживающую сторону. Если существует незыблемый закон в умственном и нравственном мире, в таком случае мы можем созидать свой характер. Мысль вызывает качество, качество создает характер. "О чём человек думает, тем он и становится". Человек - создание мысли; как он думает, так он и действует. Если мы станем размышлять над мужеством, мы внесем мужество в наш характер. То же самое и с терпением, бескорыстием, чистотой, самообладанием. Устойчивая и постоянная мысль вызывает умственный навык, а этот навык проявляется как определенное свойство характера.

Мы можем строить наш характер с такой же уверенностью, с какой каменщик строит стену, если будем работать, опираясь на неизменный закон. А характер наш является наиболее могущественным фактором нашей судьбы, и, если мы внесём в него благородные черты, мы обеспечим себе благородную судьбу, которая выразится бескорыстным служением человечеству.

Так же, как мы страдаем из-за неизменности закона, так же будем мы и торжествовать благодаря той же неизменности. Незнание закона делает нас подобными лодке, носящейся без кормила и весла по волнам океана. Знание закона дает нам руль, посредством которого мы можем направлять наш корабль всюду, куда пожелаем.

Глава IX





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 213 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.