Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории профессионализма в рамках социологии профессий: Мак-кинли, Арчес, Эббот

Классические теории о профессионализме: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм

У Маркса, Спенсера, Дюркгейма превалировало восприятие профессии сквозь приз- му категорий разделения труда и дифференциации социальной деятельности. При этом задачи исследования профессий неизбежно подчинялись логике их социологической концепции, будь то обоснование принципов экономического детерминизма (как у Маркса), доказательство универсальности "закона эволюции" (как у Спенсера) или поиск оснований социальной интеграции и солидарности (как у Дюркгейма).

Спенсер, сформулировавший все- общие законы эволюции социальных институтов. Институт профессий возникает из первичной политико-церковной деятельности. При этом к собственно профессии бри- танский социолог относит лишь т.н. "свободные профессии": это врачи и хирурги; танцоры и музыканты; ораторы и поэты, актеры и драматурги; биографы, историки и литераторы; ученые и философы; судьи и законники; учителя; архитекторы; скульп- торы; живописцы [4, с. 374-375]. Они рассматриваются Спенсером как репрезен- тативные типы профессий вообще. Данный институт конституируется выделением специализированных функций, их закреплением за определенными группами общества, наконец, системой объединения профессионалов для защиты своих интересов.

Идеи Спенсера нашли продолжение у Г. Зиммеля [5] и у Э. Дюркгейма [6]. Разно-образие профессий и видов деятельности в промышленности рассматривается им как выражение общественной дифференциации. Вместе с тем замкнутость человека в сво- ей специальности ведет к дезинтеграции общества, чрезмерное разделение труда со- здает угрозу общественным связям [6, с. 332-333]. В то же время только профессио- нальная группа может стать одним из тех институтов, которые интегрируют расколо- тое общество. В качестве образца он указывал на профессиональные группы адво- катов и судей, солдат и преподавателей, врачей и священников, обладающих соб- ственной профессиональной этикой [6, с. 6]. В противоположность этому "экономиче- ские профессии", к которым Дюркгейм относил профессиональные группы в промыш- ленности (предпринимателей и наемных работников), создают постоянные конфликты и ведут к торжеству "индивидуального эгоизма" [6, с. 11, 32]. Принятое Дюркгеймом уподобление профессии профессиональной группе используется и сегодня [7].

При всем несходстве взглядов трех классиков социологии на сущность профессии (профессия как вид деятельности; профессия как институт; профессия как профес- сиональная группа) отправной точкой их анализа выступает понятие социальной структуры в широком смысле (как дифференциации социальной деятельности)

Теории профессионализма в рамках социологии профессий: Мак-кинли, Арчес, Эббот

Традиционно выделяют несколько основных подходов к исследованию профессий.

До 60-х годов развивались теория черт (Дж. Миллерсон, Э. Гринвуд, Г. Виленски, Л. Коган), функционалистское направление (У. Гуд, Б. Барбер, Т. Парсонс, Г. Платт).

В 60-70-х годах наибольшее распространение получили и нтеракционистский (Г. Беккер, Э. Хьюз) и неомарксистский ( Г. Браверман, Г. Исланд, М. Оппенхаймер, Дж. Мак-Кинли) подходы. В первом из них акцент был сделан на профессии как социальном ярлыке в сфере разделения труда, во втором внимание уделялось пролетаризации.

Также развивались: критический подход, в рамках которого исследовались конкретные профессии и организации, таких как школа, тюрьма, больница (М. Фуко), акушерство (В. Арни), стоматология (С. Неттлтен); системно- теоретический (Р. Штихве, Т. Курц) и неовеберианский (Б. Вуд, Ф. Паркин, М. Сакс) подходы.

Неомарксисты утверждали, что все профессиональные группы являются участниками процесса государственного строительства и поляризации. Спорным оставался только вопрос, к какому классу - буржуазии или пролетариату - стоит относить традиционные профессии. Исследователи, которые причисляли профессионалов к классу пролетариата, были убеждены что традиционные профессии, равно как и новые профессии, находятся в состоянии "пролетарианизации" или "депрофессионализации" [35 - 37]. Утверждалось, что "белые воротнички" испытывают все возрастающее экономическое, техническое и организационное отчуждение от результатов своего труда. При этом "депрофессионализация" определялась как процесс потери со стороны профессий интеллектуального труда возможности осуществлять контроль над местом расположения, содержанием и значением собственного труда, а также подчинением труда требованиям капиталистических производственных отношений.

Неомарксисты закономерно обратили внимание на вопрос о рестратификации общества, а также об изменениях в объеме властных полномочий традиционных профессиональных групп. Так, Мак-Кинлии Арчес выделили семь основных прерогатив, которые профессионалы утратили в капиталистическом обществе. В целом, речь идет о потере контроля над: (1) критериями "входа" в профессию, принятием решений, каким должно быть количество студентов; (2) процессом обучения; (3) условиями и содержанием труда; (4) объектами труда, под которыми понимаются клиенты; (5) орудиями труда (например, у врачей это могут быть медикаменты и медицинское оборудование); (6) средствами труда, недвижимостью и (7) уровнем вознаграждения (см.: [38]).

Важно отметить, что многие неомарксисты полагали, что традиционные профессиональные группы не только не теряют контроль над средствами производства, но, напротив, монополизируют их. Поэтому их следует относить к представителям класса буржуазии или считать частью этого класса [36]. Так, например, утверждалось, что главной задачей врачебной профессии является контроль над сознанием собственных клиентов с целью поддержания капиталистического социального порядка. Соответственно, врачи не готовы помогать своим пациентам в должной мере, так как они получают высокое вознаграждение за осуществление контроля и надзора за обывателями по "заказу" буржуазии. Интересы профессионалов воспринимались как непосредственно связанные с интересами доминирующего капиталистического класса, а сами профессионалы - как группы сговора и эксплуатации.

Авторам этого направления не удалось избежать методологических сложностей. Неомарксисты рассматривали не только профессиональные группы, но и любое современное капиталистическое государство как средство для обслуживания интересов эксплуататорского класса. Этот аргумент трактовался как не подлежащая обсуждению аксиома, и в таком контексте получалось, что профессиональные группы "обречены" воспроизводить капиталистические производственные отношения. Эту методологическую интерпретацию нельзя считать реалистичной. Во-первых,ее опровергают эмпирические исследования, которые наглядно демонстрируют, что элитные традиционные профессиональные группы, такие, например, как врачи и юристы, обладают властной автономией. Во-вторых,основной недостаток теоретических наработок этого направления заключается в том, что неомарксисты оперируют телеологическим пониманием государственной системы, как неизменно действующей в интересах правящего класса и капитала [40].

http://www.studfiles.ru/preview/4367859/

ЭББОТА не НАШЛА!!!! Но должно быть что-то из этой оперы

Представляется, что с методологической точки зрения неовеберианский подход к изучению профессиональных групп обладает наибольшими аналитическими преимуществами. На сегодняшний день его можно считать ортодоксией западной социологии профессий [15]. Сильная позиция этого подхода заключается в том, что высокий статус традиционных профессий воспринимается как сформированный в результате особых исторических и социально-политических условий. Неовеберианский анализ выдвигает на первый план задачу описания мобильности профессиональных групп в терминах концепции социального закрытия, введенной в научный оборот М. Вебером.

 

21. Современное изучение профессионализма: модель профессиональной группы, аналитическое поле в рамках социологии профессий

Профессиональные группы–это коллективные сущности объединяющие индивидов связанных близостью позиции в разделении труда и сходством осуществляемой ими трудовой деятельности

Профессиональная группа, с одной стороны, является носителем наиболее существенных признаков социальных классов, страт, слоев, в состав которых она входит, а с другой - обладает рядом специфических признаков, отражающих главным образом вид ее профессиональной деятельности.

Признаки:

· совместная профессиональная деятельность, которая предполагает объеди­нение представителей данной профессии на основе общих задач и целей дея­тельности;

· совместное «пространственно-временное» бытие, которое создает пред­посылки профессионального общения между людьми;

· разделение функций между членами данной профессиональной органи­зации, что ведет к координации действий, установлению профессиональной коммуникации, обмену информацией.

В структуре профессиональной культуры выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Профессиональное сознание есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных обособившемуся виду профессиональной деятельности.

Движущей силой развития профессионального сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы, о ее свойствах как целого. В профессиональном самосознании выкристаллизовывается осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.

В одном ряду с ним стоит профессиональное мировоззрение. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. Именно она обеспечивает интеграцию профессиональной группы, формирует ее социальную позицию



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Революционные социальные изменения | Создание коллектива. Работа в одиночку. Аппаратура.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2175 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.