Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрограмма построени€ социологии как науки.




ѕлан

1. »нтеллектуальные истоки социологии Ё.ƒюркгейма;

2. ѕрограмма построени€ социологии как науки;

3. –азработка социологической методологии;

4. “еори€ разделени€ труда, механической и органической солидарности;

5. ѕон€тие социальной аномии, виды самоубийств;

6. —ущность и методологи€ социологического изучени€ религии.

»нтеллектуальные истоки социологии Ё.ƒюркгейма.

Ёмиль ƒюркгейм (1857-1918).

ƒюркгейм опиралс€ на концепции ѕросвещени€ (ћонтескье,  ондорсе, –уссо), —ен-—имона и  онта. ƒюркгейм подчеркивал, что —ен-—имон первым сформулировал идею социальной науки, но именно  онт приступил к осуществлению программы ее создани€. ƒюркгейм вдохновл€лс€ идеалом позитивной социальной науки. ¬след за  онтом он рассматривал естественные науки как образец дл€ построени€ социологии.

ќсновное вли€ние органицизма про€вилось в его взгл€де на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состо€щее из взаимосв€занных органов и функций. ¬ажную роль в формировании воззрений ƒюркгейма сыграли идеи √. —пенсера и биоорганической школы (анализ общества как органического целого).

Ќа него повли€ли этическа€ концепци€ ».  анта, психологи€ народов ¬. ¬ундта, некоторые идеи немецкой исторической школы права.

“акже следует отметить, что ƒюркгейм был убежденным рационалистом (в частности на него повли€л –.ƒекарт).

ћонтескье он обнаружил идеи, обосновывающие возможность существовани€ социальной науки, идеи детерминизма и внутренней законосообразности в развитии социальных €влений.

ƒюркгейм признавал плодотворной идею  .ћаркса о том, что социальную жизнь необходимо объ€сн€ть не представлени€ми ее участников, а более глубокими причинами.

»деи ‘. “енниса об общности и обществе оказали вли€ние на его идею механической и органической солидарности.

ќсновные работы: Ђќ разделении общественного трудаї, Ђѕравила социологического методаї, Ђ—амоубийствої, ЂЁлементарные формы религиозной жизниї.

ѕрограмма построени€ социологии как науки.

ƒл€ того, чтобы социологи€ превратилась в самосто€тельную дисциплину, у неЄ должен быть исключительно свой особый предмет (социальна€ реальность, имеюща€ особые присущие только ей качества) и соответствующий ему метод.

ƒюркгейм Ц социальный реалист Þ основными элементами социальной реальности €вл€ютс€ социальные факты. ѕо мнению ƒюркгейма, факт €вл€етс€ высшим про€влением закономерности, а закономерность представл€ет собой внутренний базис факта.

—оциальный факт Ц вс€кий образ действи€, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее воздействие на индивида и обладающий собственным существованием, не завис€щим от индивидуальных про€влений.

„ерты социальных фактов:

- ќбъективность (независимость от индивидов);

- ƒавление, оказываемое на индивидов, побуждение их к тому или иному действию (принуждение).

¬ работе Ђѕравила социологического методаї он излагает основные требовани€ к социальным фактам (которые одновременно конституируют социологию как науку):

1. Ђрассматривать социальные факты как вещиї, т. е. они:

- внешние дл€ индивидов;

- материальны, строго наблюдаемы и безличны т.е. они выступают объектами(вещами);

- существующие между фактами отношени€ причинности позвол€ют сформулировать законы функционировани€ общества.

2. социолог должен Ђсистематически отмежевыватьс€ от всех врожденных идейї, т.е.:

- социологи€ не должна подчин€тьс€ никакой идеологии и личным пристрасти€м

- должна освободитьс€ от предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

3. признание приоритета целого над составл€ющими его част€ми, что означает:

- источник социальных фактов находитс€ в обществе, а не в мышлении и поведении индивида;

- общество есть автономна€ система, управл€ема€ своими законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

ƒюркгейм говорит о фактах коллективного сознани€, т. е. это неких коллективных представлени€х, составл€ющих сущность морали, религии, права = качественна€ сторона общества; а также о социальных фактах как формах общественного быти€ (факты морфологического пор€дка): демографические и экономические факты, т. е. число и характер основных элементов общества, их сплоченность, распределение населени€ на территории, формы жилища = количественна€ сторона общества.

ѕервый и второй тип фактов составл€ют внутреннюю среду общества, котора€ характеризуетс€ Ђматериальной плотностьюї (число индивидов на единице площади) и Ђдинамической плотностьюї (интенсивность общени€ и теснота св€зей индивидов).

ƒюркгейм выдел€ет три уровн€ социальной реальности:

I. ”ровень структуры: физические и материальные основани€ общества, территори€, население;

II. ”ровень функционировани€: социальные институты, системы нравственных норм и правил поведени€;

III. ”ровень коллективных представлений: идеалы, ценности (по мнению ƒюркгейма, это наиболее подвижные элементы социальной реальности).

—труктуру социологии должны составл€ть три основные отрасли:

- социальна€ морфологи€ подобно анатомии должна заниматьс€ изучением того, как устроено общество и каковы материальные формы про€влени€ его структуры: социальные организации, состав и плотность народонаселени€, распределение по занимаемой территории и т.д.;

- социальна€ физиологи€ изучает различные сферы жизнеде€тельности общества и раздел€етс€ на р€д частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т.п.;

- обща€ социологи€ синтезирует достижени€ и выводы обоих разделов и устанавливает общие социальные законы.

—оциологи€ Ц наука, занимающа€ центральное место в сфере общественных наук, задача которой состоит не просто в изучении социальных фактов, но и в том, чтобы вооружить другие науки инструментом познани€ и некой теорией Þ все общественные науки словно станов€тс€ отрасл€ми социологии, исследующими социальные факты в их конкретной форме (юриспруденци€ Ц юридической, экономика Ц экономической, этика Ц моральной etc.).

ƒюркгейм с одной стороны выступает за отделение социологии от философии, но с другой стороны, он говорит, что социологи€ и философи€ должны найти новые св€зи между собой. ‘илософи€ должна перестроитьс€ на основани€, данные социологией.

ƒюркгейм так же известен как создатель такого направлени€ как социологизм (обобщающее пон€тие, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии ƒюркгейма).

ќсновные источники социологизма:

Ј Ќатурализм (характерно понимание общества и его закономерностей по аналогии с природой); ƒюркгейм стараетс€ включить моральный и религиозный феномены в сферу естественных €влений, т. е. имеющих услови€ и причины (детерминизм), с другой стороны Ц пытаетс€ сохранить их специфику.

Ј —оциологический реализм (социальна€ реальность понимаетс€ как отлична€ от всех других видов реальности). »сход€ из выставленного им самим требовани€ объ€сн€ть социальное социальным, ƒюркгейм критикует биологический и психологический редукционизм. »з социологического реализма вытекает примат (превосходство) общества над индивидами. ƒюркгейм чЄтко проводит различи€ между индивидуальным и коллективным сознанием: группа думает не так, как составл€ющие еЄ индивиды Þ через коллективное сознание общество морально довлеет над индивидами.

ќнтологическа€ сторона социологизма: концепци€ социальной реальности:

- социальна€ реальность включена в универсальный природный пор€док; она столь же устойчива, основательна и Ђреальнаї, как и другие виды реальности, а потому она подчинена действию определенных законов;

- общество Ц это реальность особого рода

а) не сводима€ к другим ее видам (автономна€);

б) общество Ц не проста€ сумма индивидов (утверждаетс€ примат социальной реальности по отношению к индивидуальной).

ƒюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействи€ индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

ћетодологический аспект социологизма:

- социологи€ - подобна наукам о природе в отношении методологии, т.е. познает устойчивые причинно-следственные св€зи и закономерномсти;

- из признани€ специфики социальной реальности вытекает самосто€тельность социологии как науки;

- социологи€ выступает как наука о социальных фактах, и наука наук.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1435 - | 1362 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.