3.28. Демонстрационные помещения состоят из игровой площадки (сцены,эстрады) и помещений, ее обслуживающих.
Игровая площадка
В зависимости от места клуба в системе культурного обслуживания игровая площадка несет различную функциональную нагрузку. Для кинопоказа, лекций и собраний, концертов профессиональных и самодеятельных коллективов достаточно, как правило, оборудование открытой в зал эстрады или портальной эстрады. Это характерно для большинства клубов села, где гастрольные спектакли бывают редко, а также для клубов городов, в которых развита сеть зрелищных учреждений (театры, концертные и городские залы).
При выделении клуба как центрального (базового) Дома культуры, принимающего выездные профессиональные спектакли в объеме не менее 30 в год, зал можно оборудовать сценами С-2, С-3, С-4. В исключительных случаях допускается применять сцены театрального типа в клубах с залами 700 мест и более, являющихся базой регулярных театральных гастролей и выездов с полным оформлением спектаклей из близрасположенного крупнейшего города и в городах, не имеющих театра (см. пособие «Проектирование театров» к СНиП 2.08.02-89).
3.29. Площадь сцены (портальной эстрады) делится на две части: видимую зрителю - игровую, на которой происходит действие, и невидимую – закулисную, служащую для передвижения актеров, размещения механизмов, дежурных декораций.
Игровую часть ограничивают обычно «одеждой сцены»: с боков – кулисами, сзади - задником, а сверху - падугами, скрывающими источники освещения и верхние конструкции. Игровая площадка делится по глубине на планы. Глубина плана 1,5-2,5 м, кроме переднего нулевого плана, который может быть более узким (1-1,5 м). Кулисы и падуги размещаются по границам планов. Кулисы можно делать поворотными (используя индивидуальные подъемы), это помогает закрыть от зрителя боковые стены игровой площадки.
Связь авансцены с полом зала рекомендуется осуществлять открытыми лестницами или устройством пандусов вдоль боковых стен зала.
3.30. Для эстрад Э-2 - Э-6 допускается не предусматривать строительный портал, отделяя авансцену от эстрады занавесом. Открытые в зал эстрады рекомендуется проектировать площадью, отвечающей размерам соответствующих портальных эстрад.
Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.
3.31. По боковым и задней стенам сцены следует предусматривать ярусы рабочих галерей. Верхний ярус надо размещать на 2,5 м ниже колосникового настила. Нижний ярус следует располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.
Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола составляет от 2,5 до 3 м по всей высоте сцены. Ширину (в свету) рабочих галерей, расположенных на боковых стенах, следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м, при установке электроприводов за пределами сценической коробки, при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5-1,8 м. Ширину рабочих галерей (обходных мостиков) на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.
Между боковыми рабочими галереями предусматриваются переходные мостики шириной не менее 0,6 м. Рабочие галереи и переходные мостики должны иметь сплошной настил пола, ограждения высотой 1,2 м и отбойный брус высотой 0,15 м.
3.32. Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцены С-4 должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки до уровня колосникового настила (при вместимости зала менее 800 мест допускается от уровня пола нижней рабочей галереи). Для сцен С-1 - С-3 допускается устройство открытых внутренних лестниц от уровня пола нижней галереи или планшета сцены с оборудованием проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы. Открытые внутренние лестницы должны иметь ширину не менее 0,6 м, угол наклона не более 45°, поручни и сплошной настил ступеней.
3.33. Оркестровую яму для сцен и эстрад рекомендуется проектировать не менее следующих размеров: ширина - 2,5 м, ширина проема - 1,7 м, высота (до низа, выступающих конструкций) - 1,9 м. При этом желательно предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформацию ее барьера и пола (см. разд. 5).
3.34. Виды механического оборудования и другие элементы технологического оснащения сцен и эстрад следует принимать согласно заданию на проектирование.
Основу механического оборудования игровых площадок клубов составляют штанкетные подъемы. На клубных сценах, предназначенных для гастролей профессиональных коллективов, может быть установлен поворотный круг.
Проектирование круга и другого механического оборудования сцен следует осуществлять согласно требованиям пособия «Проектирование театров» к СНиП 2.08.02-89.
Под планшетом сцен С-4 допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам сцены.
Высоту этажа трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 1,9 м.
Технические помещения
3.35. В клубах со зрительными залами вместимостью 300 чел. и более желательно устройство отдельного наружного входа для персонала в помещения, обслуживающие игровую площадку.
В клубах со зрительными залами вместимостью 500 чел. и более, оборудованных сценой, допускается устройство служебного вестибюля при помещениях, обслуживающих игровую площадку. Площадь такого вестибюля принимается не более 10% площади сцены.
3.36. В клубных зданиях, где могут проходить гастроли, целесообразно обеспечивать связь правой и левой сторон игровой площадки в задней части эстрады (сцены). Если эта связь осуществляется через служебный коридор, он должен быть достаточно просторным, так как он служит местом накопления артистов перед выходом на сцену (рис. 4).
В клубах, где будут проходить гастроли профессиональных коллективов, должны быть предусмотрены возможности технологического обеспечения игровой площадки: верхнее освещение сцены (софиты), боковое освещение (осветительные башни, по боковым стенам сцены) и освещение из зрительного зала.
Рис. 4. Схемы расположения помещений, обслуживающих игровую площадку:
а, б - с одной стороны; в, г, д - с двух сторон; е - с трех сторон игровой площадки;
1 - игровая площадка (эстрада, сцена); 2 - арьерсцена; 3 - склад объемных декораций; 4- склад бутафории и мебели; 5 - склад электроаппаратуры; 6-служебный коридор; 7 - артистические уборные; 8 - костюмерная; 9 - пожарный пост; 10 - комната художника; 11 - гримерно-парикмахерская; 12-комната рабочих сцены;
I - выход на игровую площадку артистов; II - путь перемещения декораций; III - вход с улицы; IV-вход из клубных помещений
3.37. Помещения технологического обеспечения размещаются:
осветительные боковые ложи - у боковых стен зала;
помещение выносного софита - над зрительным залом;
светопроекционная, светоаппаратная - за задней стеной зрительного зала;
помещение для фронтального выносного освещения (фронтальная осветительная ложа), звукоаппаратная, кабины дикторов и переводчиков, ложа звукооператора - за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала;
тиристорная - вблизи сцены.
3.38. Осветительные боковые ложи размещаются в зоне, ограниченной углами (в плане) 55 и 65° к продольной оси зала с вершиной, расположенной на передней границе авансцены. Ширину проема осветительной ложи следует принимать не менее 1,8 м.
Оборудуются, как правило, две боковые осветительные ложи с каждой стороны зрительного зала для сцен С-4 при вместимости зала 800 мест и более. В залах меньшей вместимости со сценами С-2 - С-4 оборудуются по одной боковой осветительной ложе с каждой стороны зрительного зала.
Для сцен С-1 - С-3 при вместимости зала менее 600 мест, а также для эстрад при любой вместимости зала допускается предусматривать размещение осветительной аппаратуры на боковых стенах зала.
Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) принимается не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, - не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не менее 2 м.
3.39. Помещение выносного софита высотой и шириной не менее 2 м рекомендуется размещать над зрительным залом таким образом, чтобы оптические оси осветительных приборов располагались в зоне, ограниченной лучами к горизонтальной плоскости:
от 50 до 60° с вершиной на расстоянии 1 м от передней границы авансцены (барьера оркестровой ямы) в сторону сцены;
от 9 до 15-20° с вершиной на уровне верха игрового портала, отстоящей на 1 м от красной линии в глубину сцены.
Для сцен С-1 - С-3 при вместимости зрительного зала 500 мест и менее допускается предусматривать подъемно-опускной софит. При высоте зрительного зала 5,5 м и менее допускается стационарное крепление осветительной аппаратуры к потолку.
3.40. Фронтальная осветительная ложа размещается таким образом, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала. При невозможности размещения помещения в указанных пределах следует предусматривать для помещения размером по фронту не менее 4 м каждое.
Уровень пола фронтальной осветительной ложи, как правило, располагается не ниже верха игрового портала.
3.41. Светопроекционную рекомендуется размещать таким образом, чтобы угол отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии равнялся:
в горизонтальной плоскости................ 9°
в вертикальной плоскости при проекции:
сверху вниз.................. 9°
снизу вверх.................. 3°
Размещение светопроекционной или кинопроекционной в указанных пределах определяется заданием на проектирование.
Длину помещения светопроекционной нужно принимать не менее 3 м для сцен С-1 - С-4, а также эстрад Э-4 и Э-6.
Уровень пола светопроекционной должен быть выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.
3.42. Уровень пола рирпроекционной, как правило, находится на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.
3.43. Светоаппаратная размещается обычно в пределах проекции строительного портала на заднюю стену зала. Длину помещения светоаппаратной следует принимать не менее 4 м.
Уровень пола светоаппаратной должен быть выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м. Уровень пола тиристорной должен быть не ниже уровня пола первой рабочей галереи.
3.44. Звукоаппаратную, кабину диктора (речевую) и переводчиков, а также ложу звукооператора (звукорежиссера) следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены.
Помещение звукоаппаратной допускается проектировать без обеспечения прямой видимости сцены в случае, когда видимость обеспечивается из ложи звукооператора.
В трансляционном пункте аппаратную звукорежиссера и кабину диктора (речевую) желательно располагать смежно.
Телевизионный полустационар следует размещать в цокольном или первом этажах с выходом наружу и возможностью подъезда к нему передвижной телевизионной станции.
3.45. Артистические уборные, предназначенные для переодевания в сценические или репетиционные костюмы, наложения и снятия грима, отдыха и т. д., рекомендуется размещать на этаже сцены, желательно не выше уровня третьего этажа от уровня планшета сцены и проектировать, как правило, с естественным освещением. Артистические уборные рекомендуется предусматривать при вместимости зала 300 мест и более; при меньшей вместимости для этой цели следует использовать комнаты для работы кружков.
К блоку артистических уборных примыкают костюмерные и гримерно-парикмахерские. Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных принимается не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных 2 м, при двухстороннем - 3 м. Технологическим оборудованием артистических уборных являются гримировальные столы со светильниками, шкафы и вешалки. Необходимо предусмотреть умывальники.
3.46. Помещение склада объемных декораций рекомендуется размещать смежно с игровой площадкой. Наиболее удобно для транспортировки декораций, если дверные проемы складов проектируются ближе к первым планам эстрады, особенно в случае стационарно установленного экрана. В клубах с эстрадами Э-1 - Э-3 и сценами С-1 - С-3 склады объемных декораций и склад мебели и бутафории целесообразно объединить в одном помещении; часть склада, предназначенная для хранения мебели и реквизитов, может проектироваться с пониженной высотой. В клубах с эстрадами Э-4 - Э-6 или сценой С-4 эти склады можно разделять в пропорции 2:1. Размещение дверей не должно препятствовать транспортировке и складированию декораций. Полы складов и игровой площадки необходимо делать в одном уровне.
Высота складов декораций, примыкающих к сцене, должна, быть равна высоте строительного портала.
Проемы, соединяющие склады декораций со сценой (эстрадой), должны иметь ширину, м, не менее:
для сцен С-4.................. 2,5
»» С-1 - С-3................ 2
» эстрад.................... 1,8
Высота проемов принимается равной высоте проемов карманов для сцен С-4, для сцен С-1 - С-3 - равной высоте строительного портала минус 0,5 м, а для эстрад - не менее 2,5 м.
3.47. Склад сценической электроаппаратуры и электрореквизита предназначен для хранения переносных осветительных приборов, проекционной и светопроекционной аппаратуры, объективов, светофильтров и пр. Высота в свету целесообразна не менее 3,6 м. По условиям переноски осветительных приборов на штативах размеры дверного проема на сцену проектируются не менее 1´2,4 м. Оборудование составляют шкафы и открытые стеллажи с расстоянием между полками 0,6 и глубиной полок 0,6 м на всю высоту помещения и стол-верстак со специальным щитом и приборами для проверки и мелкого ремонта аппаратуры.
3.48. Склады мебели, бутафории и реквизита оборудуются трехъярусным стеллажом для мебели с расстоянием, между полками 1 м и шириной 1 м. Бутафория и реквизит хранятся на 3-5-ярусных стеллажах шириной 0,6 м, с проходами между стеллажами с мебелью не менее 1,7 м, а между полками с реквизитом не менее 0,8 м. Размер дверных проемов - не менее 1,5´2,5 м.
3.49. Склад мелких скатанных декораций (сейф) предназначен для хранения живописных фонов декораций-панорам, горизонтов, задников и пр., свернутых в рулоны (скатки). Длина сейфа принимается равной 1,5 ширины игрового портала сцены. Ширина сейфа при одностороннем расположении полок - 1,8 м (0,9 м ширина полки плюс 0,9 м проход), при двустороннем – 2,7 м (0,9 м´2 м ширина полок плюс 0,9 м проход).
При проектировании кассетного сейфа его размеры определяются заданием на проектирование.
3.50. Столярная и слесарная мастерские, в которых делаются крупногабаритные детали, оснащенные тяжелыми станками, требуют удобной загрузки, поэтому желательно их размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах. Эти помещения следует проектировать с естественным освещением. Полы для столярной мастерской предпочтительны деревянные, для механической - асфальтовые.
Столярную и механическую мастерские можно объединять в одном помещении. Мастерская должна иметь удобную связь с хозяйственным двором. Набор оборудования должен обеспечить обслуживание клуба столярными и механическими работами, а также создать возможность для работы технических кружков.
3.51. Стационарные киноэкраны в клубных залах обычно располагаются на задней стене эстрады и бывают двух типов: плоские и с радиусом кривизны, равным расстоянию от экрана до кинопроектора. Плоские экраны, как правило, рекомендуются при ширине их зеркала до 10 м, но допускаются и более широкие экраны.
Наиболее часто в клубных залах применяются убирающиеся экраны, представляющие полотнище из поливинилхлоридной пленки, которое при помощи электропривода свертывается вверх в металлический кожух. Пульт управления электроприводом находится в кинопроекционной. Ширина зеркала у свертывающихся экранов принимается обычно 8-10 м, так как свертывающиеся киноэкраны не крепятся стационарно к задней стене зрительного зала. Кожух для свертывания может быть установлен в любом месте потолка над эстрадой. Высота подвески нижней кромки экрана от пола 1-го ряда не менее 2 м.
3.52. Заэкранные громкоговорители следует размещать на высоте 1,2-2,3 высоты экрана.
Оси излучения заэкранных громкоговорителей направляются на зрительские места, расположенные на расстоянии 0,5-0,7 длины зала. Громкоговорители для звуковых эффектов рекомендуется размещать на равных расстояниях друг от друга на задней и боковых стенках, у потолка или в потолке по периметру зала. Передние громкоговорители устанавливают на уровне первых рядов.