Для возникновения правовой мысли на Руси важнейшее значение имело крещение (988 г. н.э.), вследствие чего она развивалась первоначально в рамках религиозного мышления под существенным влиянием византийской богословия и права, испытывала некоторое влияние античной философии. Правовая мысль вследствие этого была теоцентричной, основывалась на православии. Первым русским мыслителем считается Илларион (ХI в.), киевский митрополит в 1051-1054 гг., вероятный основатель Киево-Печерского монастыря, автор «Слова о законе и благодати». Он писал о преемственности и противоположности закона (идущего от Моисея) и благодати (идущей от Христа), симфонии (согласии) церковной и светской власти. Зачатки размышлений о праве можно найти в трудах другого киевского митрополита Иллариона (1050?-1121) и др.
Начиная с ХVIII в. наравне с религиозными мыслителями (Феофан Прокопович (1681-1736) и др.) появились первые светские ученые-юристы, обучавшиеся, в том числе, за рубежом (С.Е. Десницкий (1740-1789), которого называли «первым русским профессором права» И.А. Третьяков (1735-1776) и др.). В значительной степени первыми учеными-юристами выступали и видные государственные деятели, а их научные труды связаны с проектами государственных реформ (М.М. Сперанский (1772-1839), М.А. Балугьянский (1769-1847), Н.С. Мордвинов (1754-1845) и др.). Однако исследования этих ученых, как и труды других исследователей первой половины ХIХ в. (К.А. Неволин (1806-1855) и др.) были связаны с освоением достижений западной юридической науки и правовой культуры, имели до известной степени компилятивный характер. Это был своеобразный период «ученичество» отечественной юридической науки.
Действительно самобытная российская юридическая наука сформировалась во второй половине ХIХ в. («серебряный век»), а на рубеже ХХ в. она достигла пика своего развития («золотой век».). Этому способствовало создание разветвленной системы юридического образования (юридические факультеты университетов и специализированные юридические вузы). Первоначально был открыт Московский университет (1755 г.), а уже в ХIX в. Дерптский, Казанский, Харьковский, Варшавский, Петербургский, Киевский, Одесский (Новороссийский), Томский университеты. Специализированными юридическими вузами являлись Александровский лицей, Училище правоведения, Нежинский лицей, Лицей Цесаревича Николая, Демидовский юридический лицей (Ярославль).
Сказалась и эффективная система подготовки научных кадров (магистров и докторов права), которая включала в себя, как правило, работу в зарубежных библиотеках и стажировку в лучших иностранных вузах, прежде всего Германии, Франции, а также Швейцарии, Австрии, Англии и др. В этот период российская юридическая наука вошла в число ведущих в Европе.
Так,сторонник консервативного направления Н.Я. Данилевский (1822-1885) стал одним из пионеров цивилизационного подхода к государству и праву (автор теории культурно-исторических типов). Одним из ярких идеологов консерватизма и при этом видным ученым-цивилистом был К.П. Победоносцев (1827-1907).
Большим авторитетом пользовалось философско-правовое направление российской юридической мысли. Сторонниками и теоретиками «возрожденного естественного права» (естественное право как совокупность нравственных требований к действующему праву, которые изменяются по ходу развития человечества)были В.С. Соловьев (1853-1900), П.И. Новгородцев (1866-1924), Е.Н. Трубецкой (1863-1920), И.А. Покровский (1868-1920) и др.
Лучшим в дореволюционный период, как, вероятно, и до настоящего времени, философом права является вышеназванный В.С. Соловьев, не юрист, а философ по образованию. Его классический труд «Оправдание добра. Нравственная философия» (1899 г.) может быть рекомендован для изучения всем современным юристам (сочетание личной свободы и общего блага, как основа права, «право-минимум нравственности», право, как «свобода, обусловленная равенством», обоснование права на достойное существование). Он создал свой вариант теократической утопии.
Создателями государственной школы в историко-правовой науке (о ведущей роли государства в отечественной истории) были Б.Н. Чичерин (1828- 1904) и К.Д. Кавелин (1818-1885), известные юристы и историки, сторонники позитивизма.
Наиболее распространенным среди отечественных правоведов был позитивизм. Его наиболее яркими теоретиком являлся Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), а также М.Н. Капустин (1928-1899), Н.И. Палиенко (1869-1937) и др.
Направление социологического позитивизма было представлено такими выдающимися учеными, как Н.М. Каркунов (1853-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), Ю.С. Гамбаров (1850-1926). Одним из первых солидаристов стал М.М. Ковалевский (1851-1916), бывший к тому же известным историком и социологом права.
Одним из основателей европейской науки трудового права стал Л.С. Таль (1867-1933). К числу создателей психологической теории права можно отнести Л.И. Петражицкого (1883-1931).
Наконец, российские ученые были в числе первых сторонников комплексного (плюралистического, синтетического, интегрального) подхода к изучению права (Б.А. Кистяковский (1868-1920), А.С. Ященко (1877-1934), П.А. Сорокин (1889-1968), Г.Д. Гурвич (1894-1965) (один из авторов концепции социального права) и др.).
Отметим, что многие из вышеназванных ученых преподавали в разное время в Демидовском юридическом лицее в Ярославле (Е.Н. Трубецкой, М.Н. Капустин, Н.И. Палиенко, Л.С. Таль, Б.А. Кистяковский).
2.2. Советский период развития юридической науки.
Право в марксиско-ленинской теории, ставшей доминирующей в советской науке после 1917 г., рассматривалось как орудие классового господства диктатуры пролетариата, позднее как продукт деятельности общенародного социалистического государства, как выражение воли господствующего класса – пролетариата, затем – общенародной воли новой общности – советского народа.
Становление советской правовой науки в первые годы советской власти характеризовалось разнообразием научных направлений. Развивались, например, социологическое и психологическое направления (Е.Б. Пашуканис (1891-1937), М.А. Рейснер (1868-1928) и др.), представители которых определяли революционное право как порядок (систему) общественных отношений, либо правоотношений, соответствующих интересам господствующего класса, либо как интуитивное право. Однако на ведущие роли выходили представители нормативно-юридических подходов, при которых право рассматривалось как «систему (порядок) общественных отношений, соответствующий интересам господствующего класса и охраняемых организованной силой его (т.е. классовым государством)» (П.И. Стучка (1865-1932) и др.).
30-40-е гг. ХХ в. - период укрепления сталинской диктатуры - предполагал «возвращение» в лоно жестко позитивного права, крайнего этатизма. Вопрос об определении советского права был поставлен после принятия Конституции СССР 1936 г. – «Конституции победившего социализма». Этот вопрос был главным на первом Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства (1938 г.). Сформулированное в докладе советского юриста и политического деятеля А.Я. Вышинского (1883-1954) понятие права в ключе юридического нормативизма (позитивизма) практически до начала 90-х гг. прошлого века было господствующим, «единственно верным» и определяющим сущность советского права. Под правом понималась «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».
Период сталинизма ознаменовался массовыми репрессиями (в том в отношение многих ученых-юристов), лишением граждан таких неотъемлемых прав как право на жизнь, личную неприкосновенность и др. Соответственно и развитие учений о праве в советский период было основано на отрицании идей индивидуализма, свободы. Это предопределило патерналистское отношение государства к его гражданам, концентрация внимания только на формально-юридической стороне объективных и субъективных прав. Отметим, что такой подход достаточно удачно назван «анти юридическим позитивизмом», когда ценности формального права, принятого с соблюдением процедуры, заменялось целесообразностью, волей небольшой группы лиц или даже одного человека.
Определенные шаги к обоснованию широкой концепции права, отходу от одностороннего и крайнего позитивизма, отождествления права исключительно с совокупность правовых норм классового характера были предприняты отечественными юристами-теоретиками с конца 50-х по 70-е гг. ХХ в.
В понятие права стали включать не только правовые нормы, но и правоотношения (С.Ф. Кечекьян (1890-1967), А.А. Пионтковский (1898-1973)), а также правосознание (Я.Ф. Миколенко, А.К. Стальгевич (1897-1983)), субъективное право (Л.С. Явич (1919-2004)), правовые идеи (Р.З.Лившиц (1929-1997)). Это проявление интегративного подхода к праву. В настоящее время право в широком смысле означает включение различного числа элементов, три из которых являются обязательными и общепризнанными: правосознание, объективное (позитивное) право, правоотношения. Стоит отметить, что в целом советская юридическая наука вследствие известного догматизма выбивалась из общемировой тенденции, однако некоторые ученые внесли существенный вклад в ее развитие. Это Н.Г. Александров (1908-1974), С.С. Алексеев (1924-2013), О.С. Иоффе (1920-2005) и др. (учения о механизме правового регулирования, о правоотношениях, о юридической ответственности, выделение криминологии, экологического права и др.).