Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного по отражения закономерностей действительности.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность и их исследование как подчиняющиеся законам функция и развития составляют одну из важнейших особенностей ИП. Вторую отличительную черту ИП составляет то, что в науке осуществляется не
только исследования обслуживающие сегодняшнюю практику, он и такие результаты которые могут найти применение только в будущем.
Основные черты отличительного ИП от обыденного познания:
наука имеет дело с особым набором объектов реальности.
научное исследование нуждается в особой системе соц орудий
системность и обоснованность ИЗ
различие в методах познавательной деятельности.
Вне научное познание - это совокупность познавательных действий, включенные в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которые отличаются от целевой установки познания.
Метод - путь исследования
Методология - учение о методах.
К эмпирическим методам относят:
наблюдение
описание
изменение
эксперимент. К теоретическим:
формализация - построение математических моделей
аксиоматизация - построение теорий на основе аксиом.
гипотетика - дедуктивный метод.
Другим принципом классификации является сфера использования метода:
всеобщие
общенаучные
конкретно- научные
К всеобщим методам относятся:
анализ
синтез
абстрагирование
обобщение
индукция
дедукция
аналогия
моделирование
классификация.
Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида индивидуальности и личности.
Взаимоотношение природного и социального.
Основные философские школы:
объективно-идеалистическое.
метафизическое - идеалистическое.
диалектико - материалистическое
иррациональное.
Первые представления о человеке возникли задолго до появления самой философии. Конфуций - предложил следующее, принципы поведения человека: гуманность, человечность, любовь и людям.
В античной философии человека рассматривали как составная часть мироздания, космоса. Софисты: "Человек - это мера всех вещей".
Для Сократа главный интерес представлял внутренний мир человека.
Платон говорил о двойственном существе, имеющего бренное тело и бессмертную душу. Аристотель: Человек существо "политическое", существующее только в полисе. Христианство видело сущность человека в свободе личности.
В эпоху возрождения: человек - это творец истории.
В новое время - формируется понимания человека как субъекта познания.
В философии 20 века: человек - это существо, чье существование предшествует сущности.
Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решается по разному. Существует 2 подхода:
натуралистический подход - он увеличивает в человеке знание природного начала.
2 подход - это признание в человеке только социального начала и игнорирование биологической стороны его природы.
Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на земле.
Человек - это биосоциальное существо. Отличается разумом и нравственностью. Способностью
производить оружие труда, он существо общительное, и выбирающее. О человеке заговорили в эпоху Возрождения (19 в. Фейербах).
По Карлу Марксу человек это совокупность человеческих отношений.
Индивидуальность - представитель рода гомосапиенс. Это неповторимый способ бытия конкретной личности.
Личность - это комплекс социо-культурных качеств человека.