Политическим результатом хозяйственного строительства 20 – 30-х гг. явилось установление тоталитарного режима не только в экономике, но и во всех сферах общественной жизни. Характерными чертами его являлась концентрация власти в руках одной партии, слияние государственных и партийной структур и право властей не отвечать за свою политику, замена выборов назначением и формализация законов, отсутствие свободы информации и изоляция общества, утверждение государственной идеологии. Для утверждения своих позиций тоталитарная система использовала административно-карательный и пропагандистско-идеологический механизмы. Дело в том, что уровень цивилизации нашего общества был недостаточным для того, чтобы противостоять личному режиму Сталина, создать эффективный демократический противовес. Не хватало культуры и образования не только рабочим и крестьянам, но и тому слою коммунистов, которые руководили страной. Более 70% секретарей горкомов и райкомов партии в конце 30 – начале 40-х гг. имели только начальное образование.
Начиная с 20-х гг., как в целом по СССР, так и в Беларуси сформировался своеобразный репрессивный механизм, который включал в себя как законодательную базу, так и систему судебных и несудебных органов и исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). С 1929 г. «дела» классовых врагов стали рассматривать так называемые «тройки» (первый секретарь райкома, председатель райисполкома и начальник местного отделения ГПУ). Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование приговоров и помилование не допускалось. Приговор к высшей мере наказания выполнялся без промедления.
В Беларуси в первую очередь пострадали деятели науки и культуры, которые с конца 20-х гг. стали обвиняться в национал-демократизме. В 1930 г. было сфабриковано дело о контрреволюционной организации «Союз освобождения Беларуси», по которому было арестовано 108 представителей белорусской интеллигенции. В 1933 г. представительством ОГПУ по БССР было «раскрыта» еще одна нацдемовская организация – «Белорусский национальный центр». Среди известных сегодня других дел – Трудовая крестьянская партия – белорусский филиал (арестовано 59 человек), Промпартия – белорусский филиал (30 человек), союзное бюро РСДРП – меньшевиков (30 человек), Партия освобождения крестьян (110 человек), а также «контрреволюционные, вредительские» организации во всех сферах народного хозяйства: наркоматах земледелия, здравоохранения, просвещения, трактороцентре, бумажной промышленности и других.
Были репрессированы 826 человек, проживавших на территории БССР, которые проходили по списку участников белорусского национального движения 1917-1924 гг. Более половины своего состава в 30-е гг. лишился в результате репрессий Союз писателей Беларуси. Практически полностью была разгромлена Белорусская академия наук. В этот период было репрессировано 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии. С мая 1937 по сентябрь 1938 гг. было репрессировано около половины командиров полков, почти все командиры бригад, дивизий и корпусов Белорусского военного округа. В июне 1937 г. был расстрелян командующий округом Е.П. Уборевич.
Репрессии коснулись и партийной организации Беларуси. Во время партийной чистки 1933г. численность ее уменьшилась на 9,7 тыс. членов, что составило более 20,6%. В ходе обмена и проверки партдокументов в 1935-1936 годах из партии было исключено около половины ее состава. В 1937 г. был арестован первый секретарь ЦК КП(б)Б В. Шарангович. Доведенный до отчаяния, во время работы партийного съезда в июне 1937 г. застрелился председатель ЦИК БССР А. Червяков. В это же время в Москве был арестован председатель СНК БССР Н. Голодед (впоследствии покончил с собой, выбросившись из окна НКВД БССР). В 1937-1938 гг. были арестованы и погибли председатели ЦИК и СНК БССР И. Адамович, Д. Волкович, Д. Жилунович, многие их заместители, секретари ЦК компартии Я. Гамарник, Н. Гикало, А. Криницкий и др.
В конце 30-х гг. началась «чистка» и среди исполнителей массового террора – работников ОГПУ – НКВД. В 1939 г. был осужден к высшей мере наказания ряд работников Наркомата внутренних дел БССР, в том числе пять председателей ОГПУ – НКВД Беларуси Б. Берман, Л. Заковский, И. Леплевский, А. Наседкин, Р. Рапопорт, некоторые их заместители.
Всего с 1917 к началу 50-х годов жертвами политических репрессий стали около 600 тыс. граждан Беларуси. Из них свыше 240 тыс. осуждены судебными органами или наказаны решениями несудебных органов («двоек», «троек», особых совещаний, коллегией ОГПУ, НКВД и др.), около 250 тыс. крестьян репрессированы («раскулачены») в административном порядке, свыше 100 тысяч наших соотечественников высланы с территории Западной Беларуси в 1939-1941 гг. и в послевоенные годы. С ноября 1917 г. по апрель 1953 г. за «контрреволюционные преступления» к высшей мере наказания было приговорено более 35 тыс. человек. На начало 2001 г. в Республике Беларусь было реабилитировано свыше 200 тыс. репрессированных граждан.