Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Судьбы русской философии в XX веке.




 

В советский период философии основным течением был марксизм, который со временем обрел статус официального учения, и долгое время считался единственно правильным течением. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма — К.. Маркса и Ф. Энгельса. В.И. Ленина, был образован Институт философии. В 20 — 30-е гг. происходило активное подчинение философии политике. Трагической страницей в истории русской интеллигенции, в том числе и философской, стал 1922 год. Осенью 1922 года из страны были высланы около двухсот деятелей культуры, инженеров, агрономов, ученых, врачей, названных «особо активными контрреволюционными элементами». Среди них – Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Питирим Сорокин, Михаил Осоргин, ректор Московского университета Новиков, ректор Петербургского университета Карсавин, группа профессоров МГУ. Список, подлежащих высылке был подготовлен и утвержден заранее – 10 августа 1922 года, 16 и 17 августа произошли аресты, а 21 ноября все арестованные были посажены на два парохода и вывезены за границу. В последствии они вошли в историю как «философские». С отъезжающих брали расписку в том, что под страхом смерти они не будут пытаться вернуться на Родину.

Уже со второй половины 20-х годов были исключены возможности для выражения небольшевистской точки зрения. В 30—40-е годы наступает эра канонизации «марксизма-ленинизма». В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Пропагандой она была объявлена "вершиной" творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия вперед разномыслие в философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В конце 40-начале 50-х произошел новый виток разгрома научных школ. Разгром научных школ, подчинение их сталинскому режиму происходил в форме «дискуссий», в которых окончательное слово принадлежало «корифею наук» И.В. Сталину или одному из идеологов ЦК. Так, в 1947 году была осуществлена критика книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Основная цель такой критики – искоренить попытки изучения немарксисткой философии.

После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г.XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме «Вопросов философии», стал выходить также журнал «Философские науки», а в 60-е гг. была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах.

В 70-80- годы советская философия носила идеологизированный характер. В ней существовал культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовавший жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране.

Однако, несмотря на ограниченность, советские философы смогли внести заметный вклад в развитие философского знания. Так, в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание.

Одним из выдающихся представителей этого направления являются труды Асмуса В.Ф. (1894-1975). Его труды в области философии получили всеобщее признание. Он занимался исследованием трудов античных философов, философии Ф. Бэкона, Р. Декарта, Спинозы, а так же наибольший интерес у него вызвала немецкая классическая философия. Большое значение имела написанная Асмусом «Логика», вышедшая в 1947, она была одной из первых работ вышедших после перерыва трудов по формальной логике. Книга широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах.

Так же труды в области логики продолжил Лосев А.Ф. (1893-1988). В его творчестве можно выделить два периода. С 1922 по 1929 год преподавал этику в Московской консерватории и в это время выходит ряд его наиболее значительных его работ: «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», в которой пытался доказать, что имя – есть явление Божественной сущности, смысловая сущность имени позволяет его отождествить с символом и миром. Такие взгляды были объявлены реакционные и он был арестован. После возвращения из тюрьмы занимался исключительно педагогической деятельностью, а затем занимался историей философии. Ему принадлежит более 30 монографий по истории античной эстетике, эстетики эпохи Возрождения.

Другим выдающимся представителем советской философии является Мамрдашвили М.К. (1930 - 1990). Большую часть его философского наследия составляют его лекционные курсы по философии, по проблемам сознания и познания.

Так же специалистом по проблемам сознания, гносеологии и диалектики является Спиркин А.Г. (род. 1919). Центральная проблематика его исследований связана с разработкой фундаментальной философской и психологической теории сознания и самосознания. Научный материал для своих исследований он собирал наблюдая за поведением объязъян в Сухумском питомнике с целью уяснения биологических предпосылок возникновения человека.

В целом можно сказать, что советские философы внесли определенный вклад в развитие мировой философии.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2476 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.