1. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство.
2. Раскройте политико-правовую концепцию славянофилов, ее теоретическую и философскую основу.
3. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона" по следующим критериям: сущность и происхождение государства, семья справедливость, учение о рамках правления, идеальное государство, закон.
4. Охарактеризуйте политико-правовую концепцию Ж.Ж. Руссо, определите в ней соотношение традиций и новаций.
5. Охарактеризуйте модель идеального государства Т. Мора. Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции.
6. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение по естественном состоянии, сущность, общественного договора, соотношения личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др.
7. Провести сравнительный анализ политико-правовых идей буддизма и брахманизма на основании этических и религиозно-мифологических текстов, посвященных проблеме поиска высшего смысла бытия. Прочитав диалог Платона «Законы», определите роль законов в идеальном государстве и укажите наказания за их нарушение.
8. Проведите сравнительный анализ проектов идеального полиса, разработанных Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». Рассмотрите виды царской власти, изложенные Аристотелем в произведении «Политика».
9. Составить сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона» по следующим критериям: сущность и происхождение государства, семья справедливость, учение о рамках правления, идеальное государства, закон Охарактеризовать политико-правовую концепцию Ж. Ж. Руссо.
10. В чем состоит принципиальная новизна политико-правовой теории Фомы Аквината? Сравните его взгляды с идеями Аврелия Августина.
11. Сравните проекты идеальных государств, описанных в учениях Платона, Т. Мора и Т. Кампанеллы?
12. Сравните политико-правовые взгляды Августина Блаженного и Филофея? Что общего между ними и чем они отличаются?
13. Платон, Цицерон и Аристотель дали свое понимание государства. Определите для каждого из них соответствующую формулировку государства.
14. Особенностью политико-правовых воззрений Древнего Востока была взаимосвязь этики и политики. Приведите примеры и докажите это утверждение.
15. Можно ли согласиться с утверждением, что мифология современных законов «рисует идеальную модель должного» или «ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология»?
16. Согласно утверждению одного ученого «разрушение религиозных основ, где бы оно ни происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как, в конечном счете, право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия». Согласны ли вы с этим утверждением? В зависимости от вашего ответа приведите примеры.
17. Перед вами два текста. Первый – Заповеди Ману, в которых идет речь о правителе Индии – Магараджи. Второй – отрывки из гимнов, посвященных царю Месопотамии. О каких особенностях древневосточных политико-правовых верований идет речь? Что общего в статусе правителей Индии и Месопотамии? а) Магараджа «блеском превосходит все живые существа», он – воплощение богов, он – «божество с телом человека»; б) «Царь дает жизнь людям. С царем жизнь. Ты, обтекающий лик земли потоком вод…»
18. Перед вами два текста. Первый – отрывки из гимнов, обращенных к фараону Египта. Второй – отрывки из гимнов, посвященных царю Месопотамии. О каких особенностях древневосточных политико-правовых верований идет речь? Что общего в статусе правителей Египта и Месопотамии? а) «У тебя нет среди людей отца, зачавшего тебя, у тебя нет среди людей матери, зачавшей тебя. Ты подобен отцу Ра, восходящему на небесном своде»; б) «Царь дает жизнь людям. С царем жизнь. Ты, обтекающий лик земли потоком вод…»
19. Сравните идеи происхождения государства, а также цель и назначение государства в учениях Солона, Платона и Аристотеля?
20. Сравните идеи Эпикура и Зенона в отношении между естественным правом и позитивным правом?
21. Выберите правильный вариант. Шариат рассматривается как: а) аналогия мусульманской политико-правовой доктрине; б) гораздо шире политико-правовой доктрины, включает в себя все сферы жизнедеятельности мусульманской общины.
22. Основными разновидностями ислама являются суннизм и шиизм. Выберите правильно, что относится к шиитам и что относится к суннитам: а) источником мусульманского права считают Коран и Сунну; б) считают, что власть должна передаваться по наследству внутри отмеченного Божиим попечительством рода – имаму.
23. Выберите, что относится к шиитам и что относится к суннитам: а) считают, что власть должна принадлежать религиозной общине – умме, а внутри нее тому, кого она изберет (халиф); б) источником мусульманского права считают Коран и некоторые части Сунны, которые относятся к зятю Мухаммеда – Али.
24. Прочитайте отрывок из Корана. О каких идеях здесь идет речь? «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. И проси у Аллаха прощения: ведь Аллах – прощающий, милостивый».
25. Сравните католическую и православную доктрины по следующим критериям: идеальная форма правления, идеальная форма государства, отношения между светской и духовной властями.
26. Сравните шиитскую и суннитскую доктрины. Что между ними общего и особенного? Каковы в них источники политико-правовых идей и законотворчества? Ответ оформите в виде таблицы.
27. Прочитайте выдержку из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. «Без ……. никаковое не токмо великое, но и малое царство стоять не может, ……. и воинству товарищ. Воинство воюет, а ………. помогает и всякие потребности им уготовляет. И того ради попечение о них нескудное надлежит иметь и в ничтожность повергать не надобно». Интересы какого сословия отстаивал мыслитель?
28. Сравните политические и правовые представления о правителе в учениях Владимир Мономаха и Никколо Макиавелли.
29. Сравните учения М. Лютера и Ж. Кальвина по следующим критериям: общее в учениях, идеал государства, источник власти, отношения церкви и государства, отношение к социальному равенству. Ответ составьте в форме таблицы.
30. Сравните учения Т. Мюнцера и Ж. Кальвина по следующим критериям: общее в учениях, отношение к социальному равенству, отношение к насильственному захвату власти, идеал государства, источник власти, отношения церкви и государства. Ответ составьте в форме таблицы.
31. Заполните таблицу, сравнив идеи Никона и Аввакума по следующим параметрам: отношение между светской и церковной властями, отношение к теории «Москва – Третий Рим», источник верховной власти.
32. Заполните таблицу, сравнив идеи С. Полоцкого и Ю. Крижанича по следующим параметрам: статус монарха, трактовка самодержавия, отношение между светской и церковной властями, источник верховной власти, законодательная и судебная деятельность.
33. Сравните проекты идеальных государств Т. Мора и Т. Кампанеллы по следующим параметрам: отношение к смертной казни, отношение к семье, вопросы воспитания, идеология, форма власти, структура общества.
34. Сравните подходы к праву С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова в рамках социологической школы права.
35. Сравните политико-правовые взгляды Б.Н. Чичерина и Г.Ф. Шершеневича.
http://informsky.ru/ippu-zadachi.html