Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.




Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана

выступали с материалистических позиций;

  • занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
  • пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
  • искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

  • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
  • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
  • допускал наличие множества богов;
  • считал центром вселенной Землю;
  • точно определил продолжительность года – 365 дней;
  • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

  • первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
  • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
  • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

  • первопричиной всего сущего считал воздух;
  • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
  • проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
  • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

  • первоначалом всего сущего считал огонь;
  • вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики
  • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
  • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
  • признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
  • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
  • выступал за материальность человеческой и мировой души;
  • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
  • движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

  • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
  • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
  • считали единицу мельчайшей частицей всего;
  • пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии

  • изучали проблемы познания;
  • жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
  • были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
  • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
  • атом неделим (было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

 

3. Элейская школа и Демокрит: спор о движении.

 

Элейтская школа — была основана в городе Элее, в Греции, Ксенофаном

Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.

 

Демокри́т— древнегреческий, один из основателей атомистики, считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.