Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VII. Евангельская История в художественной литературе




 

В дополнение к списку трудов историков, экзегетов и богосло­вов предлагаем краткий обзор попыток воссоздать события зем­ной жизни Христа средствами художественной литературы.

Попытки эти начали предприниматься давно, еще в древности; к ним следует отнести почти все апокрифы, авторы которых стре­мились домыслить и дорисовать повествование четырех евангелис­тов. Больше всего ранние апокрифы уделяют место тем лицам, о которых в Писании сказано мало: Деве Марии, Иосифу, волх­вам, Никодиму, Варнаве, Пилату. Как правило, ¾ это наивные сказания, бесконечно уступающие строгому стилю канонических Евангелий. Однако народ читал их охотно, о чем свидетельствуют отзвуки апокрифов в богослужении и храмовом искусстве (см. Е. В. Барсов. О воздействии апокрифов на обряд и живопись. ЖМНП, 1885, № 12; ВТ, 1973; № 154, р. 12-21).

Апокрифы продолжали появляться и в Средние века, в Ви­зантии, Европе и на Руси, все более приобретая чисто фольклор­ный характер. Из Средневековой литературы этого рода следует отметить миракли (действа), поэму «Страждущий Христос», ко­торую приписывают св. Григорию Богослову, а также знамени­тый гимн (о Деве Марии, стоявшей у креста).

В XVII веке была написана поэма Джона Мильтона об иску­шении Христа («Возвращенный рай», русск. пер. 1899). В XVIII веке евангельская история послужила темой для эпической, по­эмы немецкого писателя Ф. Г. Клопштока «Мессиада» (русск. пер. 1785-1787).

В XIX веке отдельным моментам жизни Христа были посвя­щены многочисленные стихотворения, поэмы и драмы, в частно­сти «Грешница» А.Толстого, «Царь Иудейский» К. Романова (К. Р.), «Самарянка» Э. Ростана, «Саломея» О. Уайльда, «Мария Магдалина» М. Метерлинка и др.

Перу Ч. Диккенса принадлежит изложение евангельской ис­тории для детей, которое на русский язык не переводилось.

Со времени выхода в свет книги Ренана «Жизнь Иисуса Хри­ста» возникла потребность в разработке исторического аспекта темы. Начало было положено повестью Г. Флобера «Иродиада» (1877, русск. пер. 1947). В ней изображены конфликты при дворе Ирода Антипы, приведшие к гибели Крестителя. Далее следует указать новеллу А. Франса «Прокуратор Иудеи», которая повест­вует о Пилате.

Сцену Распятия мы находим в повести «Пойдем за Ним» Г. Сенкевича, который также вывел апостолов Петра и Павла в своем романе «Камо грядеши?» (1896, Нобелевская премия 1905; есть несколько русских переводов). Обстановку в Иудее в го­ды перед Рождеством Христовым изобразил русский романист

Д. Л. Мордовцев («Ирод», СПб., 1914). Некоторую популярность в свое время имели два, впрочем, весьма посредственных, романа «Варнава» М. Корелли и «Бен-Хур» Л. Уоллеса (оба есть в русск. пер.). Последний был недавно экранизирован и прошел с большим успехом. Уоллес рассказывает о судьбе современника Христа, иу­дейского офицера, ставшего христианином. Португальский писа­тель Эса де Кейрош в своем романе «Реликвия» (1887, русск. пер. 1922) придал евангельской теме резко антицерковное звучание.

В начале XX века шведская христианская писательница С. Лагерлеф возродила жанр апокрифов («Легенды о Христе», 1904, русск. пер. 1911). Немецкий литератор Г. Френсен вклю­чил беллетризованное жизнеописание Христа в роман «Хеллин­генлей» (1905, русск. пер. этой части книги издан под названием «Рукопись» в 1907 г.). Автор стремился изобразить Христа про­поведником чистой морали социального освобождения и рас­плывчатой пантеистической религии. В 1907 году вышла повесть Л. Андреева «Иуда Искариот и другие», содержавшая попытку реабилитировать Иуду. Более объективно история предателя ре­конструирована в книге шведа Т. Гедберга (Хедберга) «Иуда» (есть русск. пер. в «Универсальной библиотеке»).

И. А. Бунин, много путешествовавший по Востоку, составил ряд очерков о Галилее и Иудее, которые являются своего рода ил­люстрациями к евангельскому повествованию (И. А. Бунин. Храм Солнца. Пг., 1917).

Чешский писатель К. Чапек в 20-х и 30-х годах опубликовал ряд новелл, вошедших позднее в его сборник «Апокрифы» (русск. пер. 1977). Рассказы модернизируют евангельскую историю с це­лью заострить современные нравственные и общественные про­блемы. В те же годы писался знаменитый роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (закончен в 1940 г.). Вставная повесть о Пилате у Булгакова, как и у Чапека, представляет собой апо­криф, весьма далекий от Евангелия. Главной задачей писателя было изобразить человека, «умывающего руки», который тем са­мым предаст себя. Другой русский писатель Д. С. Мережковский уже в эмиграции создал оригинальную по замыслу книгу «Иисус Неизвестный» (Белград, 1932), сочетав в ней жанр исторического исследования с жанрами богословского и литературного эссе.

В книге есть ряд беллетрических глав, которые сам автор назвал «апокрифами».

В 1943 году вышел роман израильского писателя Шолома Аша «Человек из Назарета», где Христос изображен глазами пра­воверного иудея. Отметим также книгу шведского романиста П. Ф. Лагерквиста «Варавва» (1950), получившего за нее Нобе­левскую премию 1951 года. В последние годы широкую извест­ность приобрел роман польского писателя Я. Дображинского «Письма Никодима» (1971), который переведен на многие языки. С большой достоверностью обстановка, в которой протекали еван­гельские события, изображена в беллетризованном жизнеописа­нии Христа у польского поэта Р. Брандсттера «Иисус из Назаре­та».


Приложение 4





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 476 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.