Высокопреосвященнейший Вениамин,
Архиепископ Владивостокский и Приморский
(Пушкарь)
СВЯЩЕННАЯ
БИБЛЕЙСКАЯ
ИСТОРИЯ
Санкт Петербург – Владивосток
Издательство
Завет
Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. – СПб, 2003. – 472 с.
ISBN 5 – 7444 – 1167 – 4
Издание третье, исправленное и дополненное
Содержание Священного Писания дается в изложении профессора, кандидата богословских наук, архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря).
Книга может служить введением в курс библеистики для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Теология» и «Религиоведение», а также использоваться в воскресных школах.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся изучением библии.
Фотографии на цветных вклейках использованы автором с любезного разрешения «Информационного Агентства Русской Православной Церкви»
На первой странице обложки использован фрагмент картины Александра Иванова «Явление Христа народу» (1857 г.)
© Архиепископ Вениамин (Пушкарь), 2003
© Издательство «Завет», макет, оформление, 2003
© «Информационное Агентство Русской Православной Церкви», фото, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Ветхий Завет………………………………………………….16
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………19
1. Святая Библия – Книга книг…………………………………………….19
2. Название и содержание Библии………………………………………...21
3. О различных формах и способах выражения смысла
Священного Писания……………………………………………………23
4. О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания…..26
5. Краткое содержание книги «Бытие»…………………………………...28
Глава I
ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА…………………………………..30
1. Ангельский мир………………………………………………………….30
2. Материальный мир…………………………….………………………...32
3. Дни творения……………………………………………………………..33
3.1. Первый день ……………………………………………………………………..33
3.2. Второй день…………………………………….…………………………………34
3.3. Третий день…………………………………….…………………………………35
3.4. Четвертый день…………………………………………………… …………….35
3.5. Пятый день………………………………………………………………………..35
3.6. Шестой день………………………………………………………………………36
3.7. Седьмой день……………………………………………………………………..37
4. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю……………..37
5. Грехопадение и его последствие………………………………………..39
Глава II
ДОПОТОПНОЕ И ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО…………………41
1. Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель.
Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества…….41
2. Потомки Каина и Сифа………………………………………………….42
3. Всемирный потоп………………………………………………………..44
4. Потомки Ноя……………………………………………………………..46
5. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов…………………...47
6. Начало идолопоклонства………………………………………………..48
Глава III
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА……50
1. Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю………..50
2. Аврам в Египте………………………………………………………….52
3. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена………….52
4. Четвертое богоявление Авраму……………….……………………….54
5. Рождение Измаила………………………………………………………54
6. Аврам получает имя Авраам………………….………………………..55
7. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского
Гибель нечистивых городов…………………………………………….56
8. Рождение Исаака и изгнание Агари……………………………………58
9.Принесение Исаака в жертву Богу……………………………………..59
10. Смерть Сарры и женитьба Исаака…………………………………….60
11. Смерть Авраама………………………………………………………..62
12. Исаак и его сыновья……………………………………………………62
13. Хитрость Ревекки и Иакова……………………………………………63
14. Лестница Иакова……………………………………………………….65
15. Жизнь Иакова у Лавана………………………………………………..66
16. Иаков покидает Харран………………………………………………..68
17. Встреча с Исавом………………………………………………………69
18. Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре………………………….70
19. Братья продают Иосифа измаильтянам……………………………….71
20. Иосиф в доме Потифара………………………………………………..73
21. Сны фараона…………………………………………………………….74
22. Встреча Иосифа с братьями……………………………………………75
23. Иосиф открывается братьям…………………………………………...77
Глава IV
ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ……………………………….79
1. Переселение Израиля в Египет…………………………………………79
2. Смерть Иакова и Иосифа………………………………………………..79
3. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа……………………80
Глава V
НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ.
ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА…………………83
1. Рождение и воспитание Моисея………………………………………..83
2. Призвание Моисея………………………………………………………85
3. Казни египетские………………………………………………………...86
4. Установление праздника Пасхи………………………………………..88
5. Исход из Египта………………………………………………..………..89
6. Чудесный переход через Красное (Чермное) море……………………90
Глава VI
ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ……………………………………………………..92
1. Пустыня Сур……………………………………………………………..92
2. Пустыня Син……………………………………………………………..92
3. Рефидим………………………………………………………………….93
Глава VII
У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ………………………………………………………95
1. Заключение Завета………………………………..……………………..95
2. Синайское законодательство и его значение………………………….96
3. Завет утверждается жертвенной кровью……… ………………………96
4. Нарушение Завета……………………………………………………….98
5. Восстановление Завета…………………………. ……………………..100
6. Построение походного храма и его устройство ……………………..100
7. Прообразовательное значение Скинии……………………………….101
8. Ветхозаветное священство…………………………………………….101
Глава VIII
ПУТЬ ЕВРЕЕВ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ………………………………….103
1. Гробы прихоти…………………………………………………………103
2. Асироф………………………………………………………………….104
3. Пустыня Фаран…………………………………………………………105
Глава IX
ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПУСТЫНЕ……………………………………107
1. Возмущение Корея, Дафана и Авирона……………………………….107
2. Сомнения Моисея и Аарона…………………………………………...109
Глава Х
К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ…………………………………………………...110
1. Медный змей……………………………………………………………110
2. Дальнейший путь к обетованной земле………………………………111
3. Последние дни Моисея………………………………………………...111
Глава ХI
ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ……………………………..........114
Книга Иисуса Навина…………………………………………………......114
1. Чудесный переход через реку Иордан………………………………...114
2. Падение Иерихона……………………………………………………..116
3. Взятие Гая………………………………………………………………118
4. Хитрость жителей Гаваона…………………………………………….119
5. Битва у Гаваона…………………………………………………………120
6. Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной ………….121
Глава ХII
ПЕРИОД СУДЕЙ………………………………………………………………123
1. Политическое положение и религиозное состояние
Израиля после смерти Иисуса Навина………………………………..123
2. Девора и Варак………………………………….………………………125
3. Гедеон…………………………………………………………………...126
4. Иеффай…………………………………………..………………………129
5. Самсон…………………………………………………………………...130
6. Первосвященник и судья Илий………………………………………..134
7. Рождение, воспитание и призвание
к пророческому служению Самуила…………………………………..135
8. Гибель династии Илия и пленение Ковчега…......................................136
9. Самуил – пророк и судья……………………….………………………137
Глава ХIII
ПЕРИОД ЦАРЕЙ……………………………………………………………….139
1. Помазание Саула на царство…………………………………………..139
2. Саул побеждает аммонитян……………………………………………140
3. Первое непослушание Саула…………………………………………..141
4. Второе непослушание Саула…………………………………………..142
5. Помазание Давида на царство…………………………………………143
6. Героический подвиг Давида…………………………………………...144
7. Слава Давида и ревность Саула……………………………………….146
8. Открытое преследование Давида Саулом…………………………….147
9. Смерть Самуила и Саула……………………………………………….149
10. Воцарение Давида……………………………………………………..150
11. Иерусалим – столица царства Давида………………………………..151
12. Расширение и укрепление царства Еврейского……………………..153
13. Нравственное падение Давида………………………………………..154
14. Мятеж Авессалома……………………………...……………………..155
15. Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г. до н.э.)……………...156
16. Соломон – мудрый судья и правитель……………………………….158
17. Построение Иерусалимского храма………………………………….159
18. Богатство Соломона и его нравственное падение…………………..161
19. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское…….163
20. Краткий обзор истории царства Израильского (930-721 гг. до н.э.).164
21. Краткий обзор истории царства Иудейского (930-586 гг. до н.э.)…165
Глава ХIV
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКОВ В ИЗРАИЛЬСКОМ
И ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВАХ………………………………………………...169
1. Пророк Илия…………………………………………………………….170
2. Пророк Елисей………………………………………………………….172
3. Пророк Иона…………………………………………………………….173
4. Пророки Амос и Осия………………………………………………….174
5. Пророк Исаия…………………………………………………………...175
6. Пророк Иеремия………………………………………………………..176
7. Малые пророки в Иудее до вавилонского плена:
Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония……………………177
Глава XV
ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН………………………………………………………179
1. «На реках вавилонских»……………………………………………….179
2. Пророк Иезекииль……………………………….……………………..180
3. Пророк Даниил…………………………………..……………………..181
4. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской......................................183
Глава XVI
ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО…………………………………………….184
1. Падение Вавилонского царства………………………………………..184
2. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам…………..……..185
3. Возвращение из плена………………………………………………….185
4. Сооружение второго храма…………………………………………….186
5. Деятельность священника Ездры……………….……………………..187
6. Деятельность Неемии…………………………………………………..188
Книга Неемии…………………………………………………………...188
Глава XVII
ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА………………………………….190
1. Иудея под властью царей Египетских.
Перевод Священного Писания на греческий язык…………………..191
2. Иудея под властью царей сирийских (199-143 гг. до н.э.)…………..191
3. Освободительная война под предводительством Маккавеев………..193
Глава XVIII
ПРАВЛЕНИЕ МАККАВЕЙСКОЙ ДИНАСТИИ…………………………….194
Глава XIX
ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА…………………………………….195
1. Царь Ирод………………………………………..……………………..195
2. Религиозно-нравственное состояние иудеев
перед пришествием в мир Спасителя…………………………………196
2.1. Фарисеи………………………..………………………………………………..196
2.2. Саддукеи…………………………………… …………………………………..197
2.3. Ессеи……………………….………………. …………………………………..197
Глава ХХ
ВСЕОБЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПАСИТЕЛЯ……………………………………199
1. Иудейские рассеяния…………………………………………………...199
2. Состояние языческого мира……………………………………………200
Иллюстрации……………………………………………………………………202
Часть II.
Новый Завет ……………………………………………………………232
Предисловие……………………………………………………………………233
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….234
1. Краткие сведения о Евангелии……………………………………………..234
1.1. Евангелие от Матфея……………………………………………...236
1.2. Евангелие от Марка……………………………………………….236
1.3. Евангелие от Луки…………………………………………………237
1.4. Евангелие от Иоанна………………………………………………239
2. Евангелие — Книга Жизни………………………………………………….240
3. Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа…….243
3.1. Историко-географическое описание Палестины………………..243
3.2. Политическое положение Палестины……………………………246
4. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время
земной жизни Господа нашего Иисуса Христа……………………………249
Глава I
РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ЖИЗНЬ
ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ…………………………..252
1. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете…252
2. Благовестие Захарии………………………………………………………...254
3. Благовещение Пресвятой Деве Марии…………………………………….255
4. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы……………256
5. Рождение Иоанна Предтечи………………………………………………...257
6. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении……………………..258
7. Рождество Христово………………………………………………………...258
8. Поклонение пастухов………………………………………………………..259
9. Обрезание и Сретение Господне……………………………………………260
10. Поклонение волхвов………………………………………………………..261
11. Бегство Святого Семейства в Египет и избиение
вифлеемских младенцев……………………………………………………263
12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину…………...264
13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете.
Первое посещение Иерусалимского храма……………………………….264
14. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь……………………...266
15. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане……………269
16. Искушение в пустыне……………………………………………………...270
17. Возвращение Христа на Иордан. Первые его ученики…………………..273
18. Первое чудо в Кане Галилейской………………………………………….275
Глава II
ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА
НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА...277
1. Переселение в Капернаум…………………………………………………..277
2. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи……………………………….277
3. Беседа Иисуса Христа с Никодимом……………………………………….278
4. Проповедь Иисуса Христа в Иудее и последнее свидетельство
о Нем Иоанна Крестителя…………………………………………………...280
5. Беседа Иисуса Христа с самарянкой……………………………………….281
6. Проповедь Иисуса Христа в Галилее………………………………………283
7. Заочное исцеление сына царедворца……………………………………….284
8. Проповедь Христа в Назаретской синагоге……………………………….285
9. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников
на апостольское служение…………………………………………………..286
10. Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге……………………..287
11. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме……………….287
12. Исцеление расслабленного в Капернауме………………………………..289
13. Призвание Левия-Матфея к апостольскому служению………………….289
Глава III
ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА……………..291
1. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе……………………………291
2. Исцеление расслабленного в Доме Милосердия…………………………..292
3. Срывание колосьев и спор о субботе………………………………………293
4. Исцеление сухорукого………………………………………………………294
5. Избрание двенадцати апостолов……………………………………………295
6. Нагорная проповедь…………………………………………………………296
7. Исцеление слуги сотника……………………………………………………299
8. Воскрешение сына вдовы наинской………………………………………..299
9. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу………………………...300
10. Иисус Христос в доме Симона-фарисея…………………………………..301
11. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев……………………….302
12. Учение в притчах о Царстве Божием……………………………………..303
12.1. Притча о сеятеле……………………………………………………………….304
12.2. Притча о зерне горчичном…………………………………………………….305
12.3. Притча о закваске……………………………………………………………...305
12. 4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину……...306
12. 5. Притча о пшенице и плевелах………………………………………………..306
13. Укрощение бури……………………………………………………………307
14. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской…………………………...307
15. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери
начальника синагоги……………………………………………………….308
16. Отправление апостолов на проповедь…………………………………….309
17. Смерть Иоанна Крестителя………………………………………………..311
18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами………….312
19. Хождение Иисуса Христа по воде………………………………………...313
20. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни……………………………………..313
Глава IV
ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА…………………………………...316
1. Беседа с фарисеями о предании старцев…………………………………...316
2. Исцеление дочери сирофиникиянки………………………………………..317
3. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого……………319
4. Преображение Господне…………………………………………………….321
5. Исцеление бесноватого отрока-лунатика…………………………………..322
6. Последние дни пребывания в Галилее……………………………………..323
7. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей……………………….324
8. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя…………….325
9. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа…………………...327
10. Исцеление слепорожденного………………………………………………328
11. Притча о добром пастыре………………………………………………….330
12. Христос на празднике Обновления……………………………………….332
13. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье………………….333
14. Поучения Христа в притчах о любви Бога к человеку,
человека к Богу и людей друг ко другу…………………………………..334
14. 1. Притча о пропавшей овце…………………………………………………….334
14. 2. Притча о потерянной драхме…………………………………………………334
14. 3. Притча о блудном сыне……………………………………………………….335
14. 4. Притча о милосердном самарянине………………………………………….337
14. 5. Притча о мытаре и фарисее…………………………………………………..338
14. 6. Притча о судье неправедном…………………………………………………339
15. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве…………………………...340
16. Притча о богаче и нищем Лазаре………………………………………….341
17. Исцеление десяти прокаженных…………………………………………..343
18. Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии……………………………...344
19. Благословение детей……………………………………………………….347
20. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня……348
21. Воскрешение Лазаря……………………………………………………….350
22. Тайное и беззаконное решение Синедриона……………………………..352
23. Христос в Ефраиме и Его последнее путешествие в Иерусалим
на праздник Пасхи………………………………………………………….352
24. Исцеление слепого у Иерихонских ворот………………………………...353
25. Обращение Закхея………………………………………………………….354
Глава V
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ.
КРЕСТНАЯ СМЕРСТЬ ИИСУСА ХРИСТА…………………………………356
1. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи………………………………356
2. Торжественный вход Господень в Иерусалим…………………………….357
3. Великий Понедельник……………………………………………………….359
3. 1. Проклятие бесплодной смоковницы…………………………………………359
3. 2. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа…..360
4. Великий Вторник…………………………………………………………….361
4. 1. Последнее посещение храма и полный разрыв
с духовными руководителями еврейского народа…………………………...361
4. 2. Притча о двух сыновьях……………………………………………………….362
4. 3. Притча о злых виноградарях…………………………………………………..362
4. 4. Вопрос фарисеев о подати кесарю…………………………………………….363
4. 5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых……………………………………364
4. 6. Вопрос книжника о наибольшей заповеди в законе…………………………365
4. 7. Обличительная речь Христа против книжников и фарисеев………………..365
4. 8. Лепта вдовы…………………………………………………………………….367
4. 9. Встреча с еллинами…………………………………………………………….367
4. 10. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима……………………………369
4. 11. Пророчество Христа о будущем Церкви и о втором Его пришествии…….370
4. 12. Притча о десяти девах………………………………………………………...371
4. 13. Притча о талантах……………………………………………………………..372
4. 14. Беседа о Страшном Суде……………………………………………………..373
5. Великая Среда. Предательство Иуды………………………………………375
6. Великий Четверг……………………………………………………………..376
6. 1. Тайная вечеря…………………………………………………………………...376
6. 2. Иуда покидает пасхальную трапезу…………………………………………...377
6. 3. Установление таинства Евхаристии…………………………………………..378
6. 4. Прощальная беседа с учениками………………………………………………378
6. 5. На пути в Гефсиманию………………………………………………………...379
6. 6. Гефсиманская молитва…………………………………………………………380
6. 7. Предательский поцелуй Иуды…………………………………………………382
6. 8. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра…………………...383
6. 9. Суд Синедриона………………………………………………………………..384
6. 10. Смерть предателя……………………………………………………………..385
7. Великая Пятница…………………………………………………………….385
7. 1. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата…………………………………….385
7. 2. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу…………………………………..389
7. 3. Распятие и Крестная смерть Иисуса - Агнца Божия…………………………390
7. 4. После распятия и смерти………………………………………………………392
7. 5. Погребение……………………………………………………………………..393
Глава VI
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ…………………...395
1. Воскресение Христово………………………………………………………395
2. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и другим мироносицам396
3. Реакция Синедриона………………………………………………………...397
4. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус.397
5. Явление воскресшего Господа всем апостолам, кроме Фомы……………398
6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам…………………..399
7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере………………………400
8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее………………401
9. Вознесение Господне………………………………………………………..401
10. Сошествие Святого Духа на апостолов…………………………………..402
Заключение……………………………………………………………………..404
Приложение 1.
СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КНИГ БИБЛИИ……………………….406
Приложение 2.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ………….410
Приложение 3.
БИБЛИОГРАФИЯ I ЧАСТИ…………………………………………………412
Принятые в библиографии сокращения……………………………………412
1. Библейская История………………………………………………………..413
Источники………………………………………………………………………413
Литература……………………………………………………………………...413
2. Ветхий Завет. Вводные труды……………………………………………...416
3. Ветхий Завет. Толкования………………………………………………….417
4. Библейская археология. Библия и Вавилон……………………………….417
5. Библейская география………………………………………………………420
6. Древний Восток……………………………………………………………...420
7. Ассирия и Вавилон…………………………………………………………422
8. Атласы………………………………………………………………………..423
9. Словари, справочники, библиография……………………………………..423
БИБЛИОГРАФИЯ II ЧАСТИ…………………………………………………425
Принятые в библиографии сокращения………………………………………425
I. Жизнь Иисуса Христа………………………………………………………..426
1. Общие труды, источники……………………………………………426
2. Христианские авторы………………………………………………..427
3. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии..427
II. Толкования на Евангелие…………………………………………………...428
1. Святоотеческие комментарии………………………………………428
2. Позднейшие комментарии…………………………………………..428
III. Личность и учение Христа. Притчи……………………………………….430
1. Христианские авторы………………………………………………..435
IV. Частные аспекты Евангельской Истории…………………………………436
V. Евангелия: происхождение и историческая достоверность……………...445
1. Христианские авторы………………………………………………..445
2. Нехристианские авторы и либеральные теологи………………….449
VI. Словари и справочники……………………………………………………449
VII. Евангельская История в художественной литературе………………….449
Приложение 4.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ..452
Предания о творении мира……………………………………………….452
Предание о потопе………………………………………………………..453
Ученые о потопе…………………………………………………………..455
В поисках Ноева Ковчега…………………………………………………456
Вавилонская башня……………………………………………………….457
Ур Халдейский……………………………………………………………458
Харран – город древнего царства Мари…………………………………458
Поиски Содома и Гоморры………………………………………………460
Дубрава Мамре……………………………………………………………461
Евреи в Египте…………………………………………………………….461
Завоевание Ханаана………………………………………………………463
Чудесный переход Иордана………………………………………………463
Следы завоевания…………………………………………………………464
Силом – религиозный центр Израиля……………………………………465
Гива – столица царя Саула………………………………………………..465
Смерть Саула………………………………………………………………465
Взятие Иерусалима………………………………………………………..465
Царица Савская..…………………………………………………………..466
Археологические следы от времени разделения………………………..467
Израильского царства до плена вавилонского (930-586 гг.)…………...467
Дворец из слоновой кости……………………………………………….467
Моавитский камень………………………………………………………468
Черный обелиск Салманасара III……………………………………….468
Израиль ¾ данник Ассирии……………………………………………..469
Закат Израиля……………………………………………………………...469
Падение Самарии…………………………………………………………469
Пограничный город Мицпа (Массифа)………………………………...470
Нашествие Сусакима……………………………………………………...470
Канал Езекии………………………………………………………………470
Пленение вавилонское……………………………………………………471
Годолия ¾ губернатор Иудеи…………………………………………...471
Закат Древнего Востока. Завоевания персов………………………….471
О чем рассказывает глиняный цилиндр Кира – освободителя?..............472
Часть I
Ветхий
Завет
ПРЕДИСЛОВИЕ
Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьёзной интеллектуальной жизни человека.
Если любая история воспитывает гражданина родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.
Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей Библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф.М. Достоевского, можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».[1]
Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения рода человеческого. Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что Библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука.
В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока. С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока,[2] перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.
Из-под песков пустыни археологи извлекали на поверхность замечательные памятники забытых культур – святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, и трактаты, и молитвы, и литературные памятники, и религиозные языческие мифы минувших веков, в том числе, эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.
В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамеев, ассирийцев и халдеев.
Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они тесно связаны с Библейской историей и не только проливают на нее много нового света, уясняя часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских фактов и событий, которые до этого могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно, в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому (Лк. 19, 40)!
ВВЕДЕНИЕ
1. Святая Библия – Книга книг
Священная летопись человечества заключена в Святой Библии. Среди величайших книг, какие только имеются в литературной сокровищнице человечества и служат его духовному просвещению, Священная Книга книг-Библия занимает совершенно исключительное положение. Любая книга содержит в себе слово, как воплощение духа или разума человеческого, и чем возвышеннее и совершеннее дух или разум человека, тем выше ценится и его литературное слово и тем дороже для нас становится сама его книга. Но в Книге книг содержится Божественное Слово, как воплощение бесконечного Духа и всесовершенного всеобъемлющего абсолютного Разума. Отсюда Святая Библия настолько же выше всех других книг, насколько Божественный бесконечный Разум выше и совершеннее конечного, ограниченного человеческого разума. Поэтому Библия среди величайших светочей литературы занимает более важное положение, чем солнце среди планет. Она не только всегда была источником истинного духовного света, лучи которого лишь случайно и слабым мерцанием просвечиваются в простых человеческих книгах, но в течение веков и тысячелетий озаряла ум человечества сверхъестественным светом, открывая перед его духовным взором такие истины, которые он напрасно хотел открыть своими собственными силами.
Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям. Желающие ознакомиться с естествознанием и историей должны читать естественнонаучные и исторические книги. Но кто хочет знать, как ему спастись, тот должен читать Библию: по этим вопросам мы не найдем в Библии ни одной ошибки, ни одного противоречия. Если и думают иногда видеть в Библии ошибки и противоречия по религиозным вопросам, то тут ошибки не в Библии, а в людях, которые неправильно толкуют Библию.
О Святой Библии, об этом бесценном духовном сокровище, которое получило человечество от Бога, имеются многочисленные замечательные высказывания великих светочей человеческой мысли.
Так, известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: «Из какой книги?» – великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: «Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это – дар Бога людям, любящим и почитающим Его Слово».[3]
Величайший поэт Байрон хорошо знал содержание Библии и любил ее. В своей карманной Библии он собственноручно записал следующие слова: «В этой святейшей Книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди всех смертных те, которым Бог даровал милость – слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относиться к ней».[4]
«Множество книг, написанных людьми, – говорит Спурджон, – давным-давно умерли или же сохранились такими безжизненными, как египетские мумии; время, протекшее с их появления, обесценило их, их учение отвергнуто, и они не имеют жизни для нас. Отройте их в библиотеках, если хотите, но они уже не заставят биться человеческое сердце, не согреют его душу. Но эта благословенная Книга Бога, хотя существует среди людей уже тысячи лет, бессмертна в своей жизни и неувядаема в своей силе. Роса её молодости ещё и теперь на ней, ее слова и теперь падают с неба, свежие, как дождь; ее истины – вечно живое утешение. Никогда ни одна книга не говорила так, как эта Книга; её голос, как голос Бога, могущественен и полон величия всегда».[5]
Наш русский поэт И.С. Никитин так писал о Новом Завете:
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина и цель, и конец,
И Вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души. [6]
«Hикакая книга во всей истории человечества, – говорит Б. Келлер, – не имела такого революционного влияния и не оказала столь решительного воздействия на развитие Западного мира, не имела такого влияния во всем масштабе, как «Книга книг» – Библия. Сегодня она переведена на 1120 языков и диалектов и после 2000 лет она не обнаруживает ни малейшего признака убывания своего триумфального шествия».[7]
Закончим этот ряд высказываний замечательным стихотворением, которое приписывают Байрону.
Блажен, кто дивные страницы пробегая
Священной Книги, дух и смысл их разумел;
Молитву чистую пред нею повторяя,
Безмолствуя, пред ней в слезах благоговел;
Кто мог горе душой и мыслью уноситься,
Премудрости ее сомненьем не пытать…
Но лучше во сто раз, о смертный, не родиться,
Чем строки дивные надменно отвергать!
Этот список замечательных высказываний великих людей о Библии можно было бы продолжить и дальше, но этого делать не станем, а только отметим, что если так относились к этому бесценному духовному сокровищу светские люди, то насколько благоговейней и с любовью должен относиться к нему священнослужитель, для которого Слово Божие и служение ему есть его жизнь.
Название и содержание Библии
Прежде чем приступить к изложению библейской истории, дадим краткие сведения о Святой Библии.
«Библия» (biblia) – слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в четвертом веке святителем Иоанном Златоустом и святым Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Святой Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен ещё при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.
Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, то есть богодухновенные, их – 39, и неканонические, то есть небогодухновенные, но имеющие назидательный характер – их 11.
При всем разнообразии содержания Святой Библии в ней замечается чудесное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека.
Святая Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения. Но чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени – рука ли историка, законодателя или поэта, Моисея, наученного всей мудрости египетской, или его преемника Иисуса Навина, ученого святого апостола Павла или рыбака святого апостола Иоанна, – все они говорят о том же едином Боге, милосердном и правосудном. Все писатели Святой Библии говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном. Все они говорят о тех же ангелах и святых, принимающих живое и деятельное участие в жизни человека, и о том же блаженстве вечной жизни. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, например, лучшие сочинения по медицине, появившиеся в течение 1400 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого лечения не поздоровилось бы. То же самое надо сказать и о других сочинениях, например по философии. Другое дело – Библия, она представляет яркий образец органического единства в разнообразии; все подробности в содержании Библии служат раскрытию одной истории, истории Царства Божия, начиная от сотворения неба и земли и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли. Одна мысль, один дух проникают собою Библию и превращают ее в стройное целое. Даже различия между Ветхим и Новым Заветами, доходящие иногда, по-видимому, до противоречий, оказываются, при ближайшем рассмотрении, различными ступенями единого процесса спасения рода человеческого.
В Святой Библии все назидательно, хотя и не все сразу понятно. Назидательна, например, дивная вера Авраама, по слову Господа покинувшего родину, чтобы идти в неизвестную землю, готового затем принести в жертву своего единственного сына, т.к. он был убеждён, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 19).
Но не все в Библии предлагается для подражания. Она приводит нам также ужасающие примеры заблуждения и падения, по которым можно изучать психологию греха, чтобы всем своим существом возненавидеть его и не допускать его в своей жизни.
Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке.
В III веке до н.э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому этот перевод сокращенно называется переводом семидесяти. В IV веке н.э. блаженный Иероним перевел Библию с еврейского языка на язык народной латыни. Поэтому он стал носить название Вульгата, что значит – распространенный, доступный. Этим переводом пользуется католическая церковь до настоящего времени.
На славянский язык Святая Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья перевели Библию на славянский язык с греческого перевода семидесяти. На русский язык Библию переводили и с еврейского языка – Ветхий Завет, и с греческого – Новый Завет. Перевод был закончен в 1876 году, и так как он сделан по благословению Святейшего Синода, то его стали называть Синодальным переводом.
По своему содержанию книги Ветхого Завета делятся на четыре разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Это, конечно, не значит, что в Библии одни книги содержат только историю, другие – только законы; третьи – пророчества и т.д., но это значит, что одни книги по преимуществу законоположительные, другие по преимуществу учительные и т.д.
Ветхозаветная история начинается с творения Богом мира и человека и заканчивается пришествием в мир Христа Спасителя. По преданию церковному, с появления первого человека до Рождества Христова прошло 5508 лет, но эта цифра приблизительная и не имеет догматического характера.
Если Святая Библия есть Священное Слово Святейшего Бога, то и читать ее надо с глубокой верой и благоговением. Вера есть внутреннее духовное зрение, которое может увидеть то, что неспособно видеть наше телесное око. Если мы откроем святые страницы Библии без живой, пламенной веры в Бога, то мы будем воспринимать ее просто как литературное произведение человеческого разума, наполненное различными неправдоподобными легендами, в которых встречаются одни противоречия. Неверующий человек, потерявший духовное зрение, не увидит и не восприимет своим неверующим духом в Библии ее духовных спасительных истин, он не увидит в ней Бога. А глубоко верующий человек, когда читает Святую Библию, то беседует с Богом, так как Библия есть слова Божии, посредством которых Бог говорит с людьми.
3. О различных формах и способах выражения
смысла Священного Писания
Смысл Священного Писания, то есть те мысли, которые священные писатели, вдохновленные Святым Духом, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно – через слова, посредственно – через лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Поэтому различаются два главных вида смысла Священного Писания:
а) в первом случае – смысл словесный или буквальный;
б) во втором – смысл предметный или таинственный, духовный.
Священные писатели, выражая свои мысли через слова, употребляют их иногда в собственном, прямом значении, а иногда – не в собственном, переносном значении. Так, например, слово «рука» по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец Давид молится Господу: «Простри руку Твою с высоты» (Пс. 143, 7), то очевидно, что здесь слово «рука» употреблено в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, таким образом, первоначальное значение слова переносится на предмет духовный, высший, умопредставляемый.
Сообразно с таким употреблением слов и буквальный смысл Священного Писания подразделяется на два вида:
1) смысл собственный или буквальный;
2) смысл несобственный или буквально-переносный.
Так, например, в книге Бытия (гл. 1, ст. 8-10) слово «вода» употребляется в собственном, буквальном смысле: «И сказал Бог: да соберется вода… а собрание вод назвал морями», а в псалме 68 (ст. 2): «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (моей)» – в переносном, в смысле скорбей и бедствий.
Далее, в книге Чисел (гл. 6, ст. 3), под именем вина разумеется охмеляющий напиток, сделанный из винограда; а в устах Христа Спасителя (Мк. 2, 22) «вино новое» означает новозаветное учение. Вообще же Священное Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах духовных, умопредставляемых, например, о Боге, о его свойствах, действиях и тому подобном.
Когда мысли в Священном Писании выражаются не через слова непосредственно, а через лица, вещи, действия и события, описываемые словами, тогда является таинственный смысл.
Но так как при этом лица, вещи, действия и события священными писателями берутся из разных областей, ставятся в неодинаковые отношения между собой и к выражаемым понятиям, то поэтому и формы выражения таинственного, смысл Священного Писания можно разделить на следующие виды: прообраз, притча, аполог, видение и символ.
А. Прообразом называется такой способ выражения таинственного смысла Священного Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, действия и события.
Ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви Ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них будущие события Церкви Новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предызображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.
Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Вышнего (Быт. 14, 18-20), вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны, Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи.
Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего современно-исторического значения для патриархальных времен, приведенное повествование из 14-й главы книги Бытия имеет и глубокое, таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека, по объяснению апостола Павла (Евр. 7, 1-2), явилось прообразом Иисуса Христа. Предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии.
Историческое событие – переход израильтян через Красное море (Исх. 14, 16-30), помимо своего современно-исторического значения, по мнению апостола Павла (1 Кор. 10, 1-2), прообразовало новозаветное крещение, а само море заключило в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачной Невесты – Девы Марии.
По словам апостола Павла (Евр. 10, 1), весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ.
Б. Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события, хотя и не исторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обыденной действительности – то такая литературная форма выражения таинственного смысла Священного Писания называется притчей. Таким образом, притча – это иносказание. На Ближнем Востоке ещё в древние времена люди любили выражать свои мысли в форме притчи. Поэтому не случайно свое учение Господь наш Иисус Христос часто излагал притчами. Такой способ изложения духовных истин был доступен простому народу.
В. Когда, для выражения какой-нибудь мысли священные писатели животным и даже неодушевленным предметам приписывают свойства и действия человеческие, так что они говорят и действуют, как люди, то такая форма выражения таинственного смысла Священного Писания носит название аполога.
Из ветхозаветных апологов можно указать на аполог, заключающийся в книге Судей (гл. 9, 8-16). Здесь деревьям священный автор приписывает свойства человеческие, так что деревья могут и мыслить, и говорить, как люди. Все это он делает для того, чтобы раскрыть глубокую нравственную истину Святого Писания.
Г. Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные образы и картины, которые Господь показывал избранным людям, находящимся при этом, обыкновенно, в особом, мистическом состоянии, во сне или наяву, тогда такой способ раскрытия смысла Священного Писания называется видением.
Так, например, Иаков видит во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, по которой восходит и нисходит сонм ангелов, наверху которой стоит Сам Господь (Быт. 28, 11-17). Лестница Иакова, явилась прообразом Божией Матери. Само же видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях через посредство Своих ангелов, а когда исполнились времена, Он Сам сошел к людям, воплотившись через Святую Деву Марию.
Пророк Иезекииль (Иез. 37, 1-14) видит поле, усеянное сухими человеческими костями. Эти кости, повинуясь слову Господа, уединяются вместе, облекаются плотью и кожей, им даётся дух животворящий, и они делаются живыми людьми. По объяснению Самого Бога, это видение означало политическое восстановление израильского народа, томившегося в вавилонском плену и потерявшего надежду на возвращение прежней политической самостоятельности. По толкованию святых отцов, это видение также указывало на грядущее всеобщее воскресение мертвых.
Д. Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками, то такой способ выражения таинственного смысла Священного Писания называется символом.
Так, пророк Исаия по повелению Господа три года ходит наг и бос в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда царь ассирийский отведет их в плен нагими и босыми (Ис. гл. 20).
Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбивает новый глиняный сосуд в знак разрушения Иерусалима халдеями (Иер. гл. 19).
О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания
Толкуя Священное Писание, надо всегда помнить, что мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.
Способами уяснения и разъяснения смысла Священного Писания называются приемы, при помощи которых мы открываем подлинный смысл данного текста.
Подлинный смысл Священного Писания можно находить:
1) при помощи самого Священного Писания;
2) при помощи разных вспомогательных источников.
Способы нахождения подлинного смысла Священного Писания посредством самого же Писания следующие:
а) рассмотрение данного места в контексте;
б) снесение параллельных мест;
в) определение смысла слов по словоупотреблению.
Рассмотрение данного места Священного Писания в контексте есть такой способ, при котором изъясняемое место берется в связи с предыдущими или последующими словами, или с теми и другими вместе. Этот способ важен тем, что он предотвращает толкователя от всегда возможного увлечения и произвола навязать словам Священного Писания такое значение, какого caм писатель вовсе не хотел давать им.
Снесение параллельных мес т Священного Писания есть такой способ, по которому данное изъясняемое место Священного Писания сносится с другими, сходными с ним местах Священного Писания. Следовательно, параллелизмом называется сходство по мысли, по словесному выражению двух или нескольких мест Священного Писания.
Как способ контекста, так и способ параллелизма объясняют слова Священного Писания самим же Писанием. Но второй обширнее первого. При помощи контекста изъяснения Священного Писания простираются только на предыдущие и последующие слова одной и той же книги или главы и, притом, когда они находятся в логической связи. Способ параллелизма обширнее тем, что он простирается на все книги Священного Писания. Значение этого способа состоит в том, что непонятные выражения одного места соотносятся с более ясными и определенными, тождественными или сходными выражениями и мыслями других мест Священного Писания.
Определение смысла слов Священного Писания по словоупотреблению есть такой способ, благодаря которому известным словам и выражениям Священного Писания придаётся такое значение, какое придавал им сам писатель, то есть какое свойственно языку и обычному употреблению этих слов в ту эпоху, в какой жил писатель. Не все священные писатели одним и тем же словам и выражениям придают всегда одно и то же значение, один смысл. У священных писателей, разделенных особенно значительным промежутком времени и важными историческими событиями, мы можем замечать и различие в словоупотреблении. Это различие наблюдается, например, у ветхозаветных священных писателей, живших до плена вавилонского, и у священных писателей, создававших свои произведения после плена. Это различие наблюдается у священных писателей ветхозаветных по сравнению с новозаветными.
Итак, словам и выражениям священных писателей нужно придавать такой смысл и значение, какие свойственны отменно их языку, применяя при этом контекст и параллелизм.
Следующие способы – это выявление подлинного смысла Священного Писания при пом ощи разных вспомогательных источников. К этим способам относятся:
а) обращение к подлинникам и древнейшим переводам Священного Писания;
б) обращение к толкованиям древних иудейских и христианских толковников (к святоотеческим творениям);
в) обращение к данным разных наук.
Способ обращения к подлинникам и переводам Священного Писания при изъяснении текста Священного Писания состоит в снесении отрывка какого-либо славянского текста с текстом подлинника и с переводами. При этом имеется в виду не только одно уяснение текста через сравнение чтений на разных языках, но и определение подлинности смысла данного места Священного Писания.
Для уяснения правильного смысла Священного Писания очень важно обращаться к древним толковникам, особенно же к святым отцам.
Многие благочестивые ученые, как иудейские, так и христианские, в продолжение многих веков посвящали себя изучению Священного Писания. Их труды, сохранившиеся до наших дней, составляют богатый материал, в котором можно найти сведения по Священному Писанию. Драгоценность их состоит в том, что они основываются не только на научном исследовании Слова Божия, но и на Священном Предании, идущем от самих святых апостолов. Такими толковниками Священного Писания являются святой Ефрем Сирин, блаженный Иероним, святитель Иоанн 3латоуст, святитель Василий Великий и др.
Обращение к данным разных наук, как например, истории, археологии, лингвистике, филологии и других, также способствует лучшему уяснению смысла Священного Писания.
Главным руководительным началом изъяснения Священного Писания, является Святая Вселенская Церковь. Решающий голос в этом вопросе принадлежит Святой Церкви, потому что она является истинной хранительницей Священного Предания и Вселенской учительницей веры и благочестия. Этот голос принадлежит Церкви не только относительно правильного и непогрешимого понятия истин, содержащихся в Священном Писании, но и по отношению к подлинности, каноническому достоинству и боговдохновенности книг Священного Писания.
Источниками, в которых содержится этот решающий голос Церкви, являются:
а) древние Символы и Символ веры Никео-Цареградский;
б) вероисповедания Вселенских и Поместных Соборов;
в) творения святых отцов и учителей Церкви;
г) церковные службы и песнопения;
д) Соборы поместных Церквей.
5. Краткое содержание книги «Бытие»
Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», то есть как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.
Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.
Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.
Первая (1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.
Вторая (4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества.
В третьей (12-50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.
Глава I