Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 5. –анний антикварианизм.




 

1. јнтикварианизм как €вление. ¬ статье американского археолога Ќэнси де √румонд приводитс€ бытующее представление об непосредственных предшественниках археологов:

"’от€ историки искусства и культуры рассматривают их как заслуживающих внимани€, археологи обычно обход€т их как недостаточно "научных" дл€ серьезного исследовани€. Е ¬ лучшем случае их зовут "антиквари€ми" Ц это слово вызывает, пожалуй, в пам€ти старомодное любительство. Е —овременные археологи не занимаютс€ их сферой де€тельности, котора€ автоматически предполагаетс€ неадекватной, потому что она и не современна€ и не научна€. ћы смеемс€ над некоторыми их "абсурдными" теори€ми, хмыкаем над их неточными рисунками, предугадываем их отчеты и содрогаемс€ от начавшейс€ тогда топорной охоты за древност€ми.  ак археологи мы особенно чувствуем себ€ слегка не в себе от той уймы времени, которую эти ученые шестнадцатого и семнадцатого веков отдавали любованию красотой древних остатков" (Grumond 1977: 14).

Ќо антикварианизм и в самом деле таков, хот€ с него, возможно, начиналась археологи€.

Ётим термином в современной историографии прин€то обозначать активность коллекционеров и знатоков материальных древностей, превышающую обычные интересы образованных людей, но не выход€щую за рамки изучени€ самих этих вещей. ѕри таком изучении вещи трактовались по отдельности, о культурном контексте любители древностей не подозревали, вещи собирались дл€ любовани€, выставлени€ и публикации. ¬ещи описывались, зарисовывались и классифицировались. ÷енность их зависела от дороговизны материала, искусности работы, редкости и св€зи с особо почитаемыми субъектами истории или знаменитыми текстами классических авторов. «натоки должны были это определить. ѕам€тники были интересны как местные достопримечательности и дл€ подтверждени€ исторических событий и народов.

— этим общим определением антикварианизма соглас€тс€ все, оно не вызывает особых затруднений. —омнени€ и колебани€ возникают, как только мы попытаемс€ определить роль антикварианизма как направлени€ в изучении древностей, место его в истории науки Ц €вл€лс€ ли он этапом предварительной подготовки к возникновению археологии или он был первой стадией археологии? јнтикварии Ц это прототипы археологов, или это уже ранние археологи?

ƒалее, вопрос о хронологическом диапазоне антикварианизма Ц с какого времени он началс€ и когда окончилс€? Ўнапп говорит об антиквари€х уже применительно к античному миру (Schnapp 1966: 68), но "рождением антиквариев" называет главу о XV веке (Ibid., 122); Ѕан (Bahn 1996: 13) раннюю форму восточно-азиатского антикварианизма относит ко времени династии —онь (960 Ц 1279); ƒаниел отмечает в –име "пыл коллекционерства" только в последних дес€тилети€х XV века (во ‘лоренции чуть раньше), а в более северных странах Ц с XVI века (Daniel 1975: 16 Ц 17). „то же до окончани€ периода, то ƒаниел рассматривает период 1800 Ц 1840 еще как "развитие антикварианизма", а революционные открыти€ “омсена (между 1816 и 1819 гг.) называет "переворотом антиквариев" (antiquarian revolution). ѕоскольку на этом же фоне он рассматривает и геологическую революцию, после которой наступило "рождение археологии" в период 1840 - 1870, то, стало быть, до 1840 г. у него еще продолжалс€ антикварианизм. ” Ўнаппа также "изобретение археологии" относитс€ к первой половине XIX века (Schnapp 1996: 275).

ќчевидно, по наиболее прин€тым представлени€м, начало падает на XVI век с частичным заходом в XV, окончание определ€етс€ менее четко в пределах XVIII и первой половины XIX века. Ѕолее определенно можно сказать только после рассмотрени€ относ€щихс€ к этому пон€тию материалов. ѕо общеисторической периодизации это три разные эпохи:

1) –еформаци€, совпадающа€ с последним этапом ¬озрождени€, - грубо говор€, XVI век;

2) эпоха научной революции Ц XVII век (¬ек –азума); и

3) ¬ек ѕросвещени€ Ц XVIII.

Ёто также эпоха буржуазных революций. ≈сли ¬озрождение сигнализировало о себе маленькой –имской революцией  ола ди –иенцо, то на антикварный период приход€тс€ Ќидерландска€ революци€ XVI века, английска€ революци€ XVII века и движение к ¬еликой ‘ранцузской буржуазной революции XVIII века.

“ак обстоит дело с диапазоном антикварианизма. », наконец, вопрос о делимости периода антикварианизма. ѕоддаетс€ ли он рациональному и отчетливому делению на этапы или представл€ет собой единый пласт, который разделить можно только условно?  ак бы там ни было, разделить придетс€, потому что материал слишком большой дл€ одной лекции или одной главы. я надеюсь показать, что деление на две части, которое € предпринимаю, имеет и содержательный смысл. Ќо рубеж падает на середину второй из трех эпох Ц эпохи научной революции.

Ќачнем обзор с первой эпохи.

 

2. Ёпоха –еформации и ее идеи. Ёпоха –еформации названа так по основному требованию многих кругов верующих, даже целых стран, освоивших идеи подымающейс€ буржуазии, - реформировать католическую церковь. ѕод реформой имелось в виду, во-первых, ликвидировать претензии церкви на светскую власть (папа над корол€ми) и непомерную власть над душами (тезис о непогрешимости папы, инквизици€, индульгенции Ц право отпускать грехи); во-вторых, конфисковать ее непомерные богатства, противоречащие ее учению; в-третьих, распустить монастыри, где массы ее адептов претендуют на право молитьс€ за всех и потому не труд€тс€ (молитьс€ за себ€ люди должны сами). ќсобый протест вызывала роскошна€ жизнь папского двора, царивший там разврат, греховные увлечени€, коррупци€ (продажа индульгенций), притворна€ набожность при скрытом вольнодумстве. ¬ыступавшие против этого стали называтьс€ протестантами. ѕротестанты критиковали многие церковные догмы, на этой базе развилась и критика Ѕиблии Ц отрицание изначальной ненарушенности ее текста: божественное ќткровение попало в руки людей и у текста есть сво€ истори€, он измен€лс€, нужно им заниматьс€, чтобы вы€снить исконные идеи. Ёто отнюдь не означало невери€ - протестанты обычно были более истово верующими, чем приверженцы традиционной католической религии, в которой часто требовалось лишь формальное соблюдение обр€дов и декларативное признание догм.

—игналом к реформации было решительное выступление немецкого св€щенника ћартина Ћютера. ћногие регионы ≈вропы севернее јльп отпали от католической церкви, обзавелись собственными христианскими церкв€ми, протестантскими, независимыми от папы и подчиненными местному королю (јнгли€) или даже не подчиненными вообще светской власти и не очень централизованными (÷ентральна€ ≈вропа и —кандинави€). ѕроцесс раскола и отпадени€ был болезненным, сопровождалс€ религиозными и гражданскими войнами.

— –еформацией совпали и ¬еликие географические открыти€. ¬ Ќовом —вете, сначала прин€том за »ндию, были обнаружены новые дл€ европейцев расы людей, названные индейцами и охарактеризованные как дикари. “акие же оказались на островах ќкеании. »звестные народы «емли были давно подключены к библейской истории, а эти оказались вне ее. “ак происход€т ли они от јдама? ѕрославленный немецкий врач и фармацевт “еофраст Ѕомбаст фон √огенгейм (Th. B. von Hohenheim, 1493 Ц 1541), известный под именем ѕарацельса (Paracelsus, Pareselsus), писал:

"»так, все мы потомки јдама. » € вр€д ли могу удержатьс€ от короткого упоминани€ о люд€х, которые открыты на недоступных островах, и о тех, которые еще неизвестны. Ќе очень веро€тно, что мы вправе рассматривать их как потомков јдама: что могли бы такие делать на недоступных островах?  ажетс€ более мудрым думать об этих люд€х как о потомках другого јдама, потому что будет трудно постулировать, что они близки нам по плоти и крови" (Hohenheim 1929: 186).

«десь еще нет пр€мого подрыва библейской хронологии, ибо второй јдам не поставлен раньше первого, но уже есть иде€ полигенеза человечества, чужда€ Ѕиблии. ћонотеизму Ѕиблии соответствует моногенез человечества Ц все от јдама, сотворенного Ѕогом в шестой день творени€. ќдного јдама. ј тут два.

¬о второй половине века аналогичным образом высказалс€ астроном ƒжордано Ѕруно (1548 - 1600), известный еретик. —удьба его известна.

 

3. «ан€ти€ древност€ми в эпоху –еформации.  эмден. ¬ XVI веке, времени позднего ¬озрождени€ и –еформации, папы обладали уже богатейшими коллекци€ми классических древностей (Wrede 1993). —трасть папы и его двора к классическим древност€м была одним из тех греховных увлечений, в которых его обвин€ли протестанты. Ќа картине 1568 года "ƒобрый самарит€нин" голландского художника ћартина ван ’еемскерка библейский сюжет милости к бедствующему оттеснен в угол картины, а в центре - событие римской жизни: в присутствии папы обхаживают огромную статую ёпитера, откопанную на  апитолии (рис. 1). ѕротестанты видели в этом забвение заповедей из-за поклонени€ €зыческим идолам и мамоне.

ќднако и на севере прошли времена, когда статую ¬енеры в “рире выставили у дверей, чтобы каждый мог кинуть в нее камень. — папами теперь соперничают императоры и короли уже и в ÷ентральной ≈вропе, в частности √абсбурги. »звестна была богата€ коллекци€ императора ћаксимилиана I (имп. 1493 Ц 1519), хранивша€с€ в Wunderkammer Ц "комнате чудес". Ёто была низка€ сводчата€ камера замка, с маленькими оконцами, забранными решеткой (рис. 2). ¬ещи лежали там упр€танными в сундуки, а то, что не вошло, лежало навалом. Ёто была скорее кладова€-сокровищница, чем помещение музейного типа. “акже славилс€ кабинет древностей императора ‘ердинанда I (имп. 1558 Ц 1564), "јнтиквариум" баварского герцога јльберта V в ћюнхене и др. (Sklenař 1983: 27 Ц 28). Ќовый образ мышлени€ и отношени€ к классическому наследию охватывал уже почти всю ≈вропу, причем в јнглии и √ермании, где классических древностей было не так много, как в »талии, в коллекционирование и изучение были вовлечены и местные древности Ц первобытные и раннесредневековые.

  началу XVI века в »талии относитс€ де€тельность знаменитого художника –афаэл€ —анти (–афаэлло —анцио, Raphael, Rafaello Sanzio, 1483 Ц 1520). ќн так внимательно изучал классические древности, что они образуют фон во многих его картинах - за его мадоннами виден ѕантеон и другие строени€ древнего –има. ¬ 1515 г. –афаэль повелением папы Ћьва X был назначен руководить постройкой собора —в. ѕетра с поручением заботитьс€ о древност€х. ¬ 1519 г. он весьма смело писал папе Ћьву X о прежних папах:

" ак много пап, —в€той ќтец, которые занимали тот же покой, что и ¬аше —в€тейшество, но не обладали тою же мудростью, ни тою же силою, ни великодушием; как многие из этих понтификов допускали разрушение и расчленение древних храмов, статуй, арок и других зданий, гордости их предков.  ак много просто выкапывали керамику, велели сносить фундаменты, так что скоро потом строени€ рассыпались до основани€.  ак много глины было добыто из статуй и других древних украшений. я возьму на себ€ смелость сказать, что весь новый –им, который мы ныне видим, сколь бы он ни был велик, прекрасен, украшен дворцами, церкв€ми и другими домами, всЄ это построено из известки, произведенной из древних мраморов. Ѕез малейшей эмоции мне это напоминает, как за то короткое врем€, что € в –име, менее 12 лет, много прекрасных вещей разрушено, таких как пирамида, сто€вша€ на виа јлександрина, арка (и т. д., следует перечень). Е даже √аннибал и другие ему подобные не могли бы сделать хуже" (Schnapp 1996: 341).

ѕо распор€жению –афаэл€ и с его участием начали составл€ть план реального восстановлени€ –има в его классическом виде. ќт этого плана ничего не осталось.

ѕризнанным италь€нским специалистом по древност€м в XVI в. был после –афаэл€ неаполитанец ѕирро Ћигорио (Pirro Ligorio, 1514 Ц 1583), архитектор, но он служил не у папы, а с 1549 г. у кардинала »пполито д'Ёсте, а с 1568 г. до смерти у кн€з€ јльфонсо д'Ёсте в ‘ерраре.  огда он служил у кардинала, он первым из ученых предприн€л раскопки на вилле јдриана в “иволи. ќн тоже писал книги о древност€х –има, где вдавалс€ в фантастические реконструкции. ¬ ¬атикане же буллой 1573 г. был учрежден специальный пост: "”полномоченный по  ладам и другим ƒревност€м, а равно и –удникам".

¬ јнглии библиотекарем √енриха VIII был ƒжон Ћеланд (John Leland, 1503 Ц 1552), который в 1533 г. получил титул  оролевского јнтиквари€. ¬ период ликвидации монастырей, вызванной отказом от католической веры, он сыграл важную роль в спасении книг из разгромленных монастырских библиотек. ѕутешеству€ по јнглии и ”эльсу, он записывал местные имена и этиологические легенды, отмечал и материальные древности, включа€ первобытные. ќн запланировал собрать их в один том под названием "De antiquitate Britannia" ("ќ древност€х Ѕритании") и успел издать введение, по€вившеес€ в 1546 г. Ќо вскоре его постигло внезапное безумие, и издание пресеклось.

ѕродолжателем его был ”иль€м  эмден (William Camden, 1551 Ц 1623) (Parry 1995; 1999a; Schnapp 1996: 139 Ц 141). —ын художника из Ћондона, получив там классическое образование в школе, он поступил в ќксфордский университет. ќкончив его, он в 1571 г. вернулс€ в Ћондон, получил там место учител€ ¬естминстерской школы, а в 1593 г. стал ее директором. ¬ 1595 г. он издал греческую грамматику. ќднако еще в ќксфорде он часто выезжал на экскурсии осматривать замки, руины и городища, в чем его поощр€ли (в духе патриотического воспитани€) знатные покровители, в числе которых был известный поэт сэр ‘илип —идни.  эмден стал делать заметки о своих наблюдени€х, а став учителем, использовал все свои каникулы дл€ путешествий по стране и обследовани€ древних материальных объектов. ¬ 1577 г. он встретил известного фламандского географа јбрахама ќртелиуса, который, издав атлас мира, планировал создать карты древнего мира. ќн подговорил  эмдена собирать топографические материалы по –имской Ѕритании, чем тот и зан€лс€, получив четкую цель.

¬ 1586 г., тридцати п€ти лет от роду, он издал на латыни результаты своих многолетних наблюдений в одном томе "Ѕритани€", по€вившемс€ ровно 40 лет спуст€ после пролога Ћеланда. Ёто было географическое описание Ѕритании с подробной реконструкцией истории каждого города, с вы€снением агло-саксонских, галльских или римских корней местных названий, с описани€ми местных пам€тников прошлого, с вы€влением местной монетной чеканки. “о есть историко-географическре описание и археологическа€ карта страны. ¬от как он описывал знаменитый курган —илбери ’илл:

"¬от —елбери, круглый холм, воздымающийс€ до пор€дочной высоты и кажущийс€ по форме его и крутизне склонов земли его созданным человеческими руками. ¬ этом графстве видно много холмов этого же сорта, круглых и приостренных, которые именуютс€ курганами (Burrows или Barrows), возможно, воздвигнутых в пам€ть о солдатах, убитых здесь. »бо находимы в них кости; а € читал, что был такой обычай среди северных народов, что каждый солдат, вышедший живым из битвы, должен был принести полный шлем земли с целью воздвижени€ пам€тников дл€ убитых товарищей. ’от€ € скорее думаю, что этот —елбери-хилл был помещен вместо пограничной башни, если не римл€нами, то саксамиЕ" (Camden, цит по: Daniel 1967: 36).

 эмден использовал дл€ идентификации пам€тников свои знани€ классических авторов. ¬ противоположность средневековым домыслам о тро€нской или римской генеалогии британцев подчеркивалось англо-саксонское происхождение английского народа. Ќо никакой первобытной истории  эмден в упор не видел (Ferguson 1993), все пам€тники Ѕритании отдавал римл€нам и современникам римл€н Ц кельтам (пиктам и скоттам) и более поздним пришельцам Ц саксам и данам (норманнам).  ельтов он выводил из јзии Ц надо же было св€зать их с библейскими народами и библейским началом истории.

»зучение археологических пам€тников было дл€  эмдена только частью географического обозрени€ страны, этакого суммирующего краеведени€, которое включало в себ€ не только археологические пам€тники, и даже не столько их, сколько местные истории, описание ландшафтов, монеты, хроники, топонимику. »здани€ латинской "Ѕритании" еще долго выходили через каждые несколько лет, а в 1610 г. вышел и ее перевод на английский.

—ам же  эмден в 1589 получил посто€нную стипендию от церкви, а в 1597 г. - титул королевского герольда, что освободило его от части школьных об€занностей и высвободило врем€ дл€ литературной де€тельности (рис. 3). ƒалее  эмден зан€лс€ чистой историей, выпустив самые подробные анналы царствовани€ ≈лизаветы “юдор. ¬сЄ более хвора€, он ушел в отставку в 1616 г., за 7 лет до смерти.

≈го современник сэр ƒжон ќглэндер (Sir John Oglander), тоже интересовавшийс€ местными древност€ми, оставил мемуары, в которых описывает свое посещение острова ”айт в 1607 г. на английском €зыке, столь же отличающемс€ от современного, как русский допушкинской поры от нашего:

"ѕри моем первом прибытии дл€ поселени€ на острове в год от –. ’р. 1607 € поехал в  уар и справл€лс€ у разных стариков, где сто€ла больша€ церковь. —реди них был только один, кто мог дать мне удовлетворительный ответ, отец ѕенни, зело старый; он поведал мне, что часто бывал в церкви, когда она еще сто€ла, и сказал мне, кака€ же это была хороша€ церковь; и далее он сказал мне, что она сто€ла к юго-западу от всех руин, и злаки теперь растут там, где она сто€ла. я побудил некоторых копать, дабы увидеть, не смогу ли € найти фундаменты, но не смог" (Long 1888: 198 Ц 199).

”рок Ћеланда и  эмдена усвоен современниками, но они идут дальше и готовы копать. ¬ другом месте ќглэндер сообщает:

"¬ы можете увидеть различные копцы (buries) на вершине холма нашего острова, название коего на €зыке датчан обозначает его природу, как только мест, на которых людей погребали. Е я стал копать дл€ своего опыта в некоторых наиболее примечательных местах и обнаружил много костей людей, некогда истребленных огнем, соответственно римскому обычаю Е √де только вы видите копец в любом выдающемс€ месте, большей частью наверху холмов, вы можете предположить, что там некто погребен; соответственно происхождению слова Ц копай, и найдешь там кости" (цит. по: Long 1888: 117 Ц 118).

«десь есть любознательность к остаткам отечественного прошлого, но методики и систематичности никакой.

 

4. ƒилетанты и антикварии.  огда в последние дес€тилети€ XV века в –име разгорелась лихорадка коллекционировани€ классических древностей и вслед за папами —икстом IV, его плем€нником ёлием II и ёлием III коллекци€ми обзавелись кардиналы и светские кн€зь€, по€вилось и обозначение любител€ древних произведений искусства - dilettanti ("любители"). —лово это тогда еще не имело оттенка пренебрежительности, подчеркивани€ непрофессионализма. ќно быстро распространилось из »талии в другие страны и стало обозначать там тех, кто ездит в »талию, на земли классического искусства, чтобы насладитьс€ прикосновением к древней классике Ц к прекрасному и образцовому.

’арактерное дл€ этого времени почитание древнего –има видно в изданном ‘рансуа –абле в 1534 г. плане города. ѕлан был составлен италь€нцем ћарлиано, издан в –име, но –абле сам работал над этим планом, ћарлиано, видимо, его опередил, и он параллельно издал, но со своими поправками план ћарлиано в Ћионе. ¬ предисловии –абле писал:

"‘рансуа –абле, врач, приветствует знаменитейшего и ученейшего благородного ∆ана дю Ѕелле, епископа ѕарижа и исповедника корол€. Е ћое заветнейшее желание с того времени, как € узнал что-либо из из€щной литературы, было получить возможность путешествовать в »талию и посетить –им, столицу мира; в ¬ашей чрезвычайной щедрости ¬ы дали мне исполнить это желание и ¬ы увенчали его разрешением не только посетить »талию (чего было бы уже достаточно), но и посетить ее вместе с ¬амиЕ

«адолго до того, как мы были в –име, в мысл€х моих и раздумь€х сложилась у мен€ иде€ о вещах, которых € желал и которые т€нули мен€ в »талию. ¬начале € планировал встретить ученых людей, которые вели бы дебаты в местах нашего маршрута, и беседовать с ними запросто о некоторых острых вопросах, которые волновали мен€ долгое врем€. ѕотом € решил посмотреть (коль скоро это было в области моего искусства) некоторые растени€, некоторых животных и некоторые лекарства (о которых говор€т, что они редки в √аллии, но широко распространены в этих местах). Ќаконец, € планировал нарисовать картину города своим пером писател€, но также и кистью художникаЕ

я выполнил это с таким жаром, что никто, € думаю, не знает свой дом лучше, чем € знаю –им и все его кварталы. ј ¬ы сами, какой досуг осталс€ ¬ам от этого увлекательного и трудоемкого посольства, которое ¬ы добровольно посв€тили обходу пам€тников города. ¬ы не только согласились осматривать видимые пам€тники, ¬ы стремились к тем, которые еще предсто€ло раскапывать, и дл€ этой цели купили славный виноградник. Е я предприн€л топографическое описание пам€тникаЕ" (–абле в книге ћарлиано, цит. по: Schnapp 1996: 341 - 342).

—реди участников проекта был и ћарлиано. ƒл€ нас важен не приоритет знаменитого писател€, а его увлеченность древност€ми –има и стремление прив€зать свое им€ к топографии города. „ерез 14 лет –абле снова посетил –им, на сей раз вместе с кардиналом, который был известен и как географ. –абле был типичным "дилетантом" (в тогдашнем смысле слова).

¬ јнглии знатным дилетантом был “омас √овард граф Ёрендл (Thomas Howard, Earl of Arundel, 1585 Ц 1646). ¬ 1612 г. доктора посоветовали ему путешествие на юг, и он прибыл в –им. — разрешени€ папских властей он, нан€в землекопов, стал рытьс€ в древних местах –има и откопал помещение со скульптурными портретами. Ёти скульптуры, как подозревают, помещенные в раскапываемую комнату гостеприимными хоз€евами специально дл€ удовольстви€ знатного гост€, стали основой его коллекции.   ним прибавились закупки, дары и новоделы, заказанные по образцу антиков. ƒл€ их содержани€ граф пристроил к своему дому в Ћондоне длинную галерею. ”видев эту коллекцию, ‘ренсис Ѕэкон вскричал: "¬озрождение!"

¬ 1621 г. граф поручил сэру “омасу –оу, британскому послу в “урции собирать дл€ него древние скульптуры, а позже послал в —тамбул и своего св€щенника, ”иль€ма ѕетти. „тобы заполучить из “урции раннехристианский рельеф, вмонтированный в турецкую крепость ≈дикуле, агенты графа подговорили имама осудить рельеф как идолопоклонничество, но план не выгорел. “огда –оу и ѕетти добрались до ¬еликого  азначе€ ќттоманской империи, но народный м€теж положил конец и этой затее. ѕетти отправилс€ на корабле вдоль западного побережь€ “урции, но в результате кораблекрушени€ потер€л весь груз скульптур. Ёто, кстати, была нередка€ судьба таких коллекций. ¬ »змире ѕетти, однако, сумел купить новую коллекцию, первоначально предназначавшуюс€ дл€ другого собирател€ Ц француза ѕейреска. ќна была доставлена в јнглию и опубликована как "Ёрендловы мраморы" ("Marmora Arundeliana"). ¬ коллекции было 250 надписей, 37 статуй, 28 бюстов, саркофаги и алтари (рис. 4). Ѕыла тут и √игантомахи€ из ѕергама.

—о смертью Ёрендла в 1646 г. коллекци€ была рассе€на, а после бедствий революции и гражданской войны попала в ќксфорд, где в XVIII веке частично восстановлена в јшмолеанском музее (Penny 1985). “огда же, в 1732 г., в јнглии было основано и ќбщество ƒилетантов.

ќдновременно с этим италь€нским по происхождению термином по€вилс€ и другой. ƒл€ обозначени€ тех, кто занимаетс€ древност€ми вообще (безотносительно к искусству), родилось слово " антикварий " ("древностник"). ¬ отличие от современного "антиквар" (которое закрепилось за торговцами стариной) слово "антикварий" обозначало человека, интересующегос€ древност€ми, посещающего места, где они есть, приобретающего, колекционирующего и изучающего их. ¬ XVI веке в странах за пределами классического мира (в частности в јнглии) оно стало обозначать тех, кто занимаетс€ не только классическими древност€ми, но и местными, отечественными древност€ми, то есть средневековыми и первобытными.

јнтиквари€ми стали называть и тех ученых, которых знатные коллекционеры и покровители древностей нанимали дл€ заботы об их коллекци€х и о древних пам€тниках в их регионе. »таль€нский гуманист, нумизмат и коллекционер ƒжакопо —трада из ћантуи в середине и второй половине XVI века был приглашен упор€дочить и обработать коллекции банкиров ‘уггеров в југсбурге, затем его приглашали с той же целью герцоги Ѕаварии в ћюнхен. —толь прославленного знатока пригласил и император ћаксимилиан II в ¬ену. —трада организовал ему  унсткамеру, за что был пожалован званием ѕридворного јнтиквари€ в 1566 г. Ќовый император –удольф II √абсбург вызвал —траду в ѕрагу, где тот тоже привел коллекции в блест€щий вид. ≈го дело и пост унаследовал сын ќттавио —трада (Sklenař 1983: 32). ƒжон Ћеланд получил в 1533 г. от √енриха VIII титул  оролевского јнтиквари€, а в 1534 г. в ¬атикане папой ѕавлом III был учрежден пост "”полномоченный по  ладам и другим ƒревност€м, а равно и –удникам" (последнее звание показывает, что дл€ папской власти в антикварном деле сутью было всЄ еще добывание сокровищ).

јнтиквариев и антикварианизм некоторые историографы даже противопоставл€ют дилетантам и дилетантизму, полага€, что первые были любител€ми отечественных древностей и движение их вело к первобытной археологии, а вторые были любител€ми классических древностей и движение их вело к классической археологии (Taylor 1948: 12; Daniel 1975: 17). Ќо dilettanti были просто другой разновидностью антиквариев, а в первоначальном развитии изучени€ древностей не было разделени€ на отрасли. »зучение тех и других древностей первоначально шло в одном русле, ими занимались одни и те же люди.  эмден не ездил в »талию за древност€ми, он изучал отечественные, но преимущественно римской Ѕритании.

”же к концу XV века в –име существовала академи€ антиквариев Ц –имска€ јкадеми€ ѕомпони€ Ћето. ¬ 1572 г.  эмден и его ученик сэр –оберт  оттон вместе с архиепископом ћэтью ѕаркером и ƒжоном —тоу организовали  оллегию (College) сохранени€ отечественных древностей. «а€вку на утверждение устава подали королеве ≈лизавете “юдор, но она как раз умерла, а ее преемник яков I не утвердил общество, усмотрев в его организации оппозиционные политические цели (как и в истории –имской академии, начало было неудачным). ќбщество успело просуществовать некоторое врем€, заслушива€ на своих заседани€х доклады, сборник которых был опубликован через несколько дес€тилетий под названием: "—борник любопытных открытий видных антиквариев".

“аким образом, на исходе эпохи ¬озрождени€, в веке –еформации, в конце XV и XVI веке, антикварий уже возник как социальна€ роль, и в »талии и јнглии даже была сделана попытка создать организацию антиквариев, хот€ она первоначально и не удавалась. Ќад ≈вропой и  итаем занималась зар€ антикварианизма. Ќасколько далеко всЄ-таки это было от археологии как науки, можно видеть на гравюре XVI века из атласа Ѕрауна и ’огенберга (рис. 5): цела€ команда ученых высекает на плите дольмена из ѕуатье, того самого, на который обратил внимание –абле, свои имена Ц и это имена известнейших географов страны (Michell 1982: 41)! Ёто показатель того, что мегалиты подлежали, прежде всего, ведению географии, а во-вторых, что представление о сохранении археологического источника не существовало.

’оть коллекции теперь собирали светские правители и светска€ знать, церковные де€тели все еще играли видную роль в изучении древностей. Ќемало места в представлени€ людей о древност€х занимала и "народна€ археологи€".

¬ Ўвеции двоим брать€м церковникам, оставшимс€ ло€льными папе, пришлось бежать в –им. Ёто епископ ”псалы ќлаус ћагнус (Olaus Magnus) и его брат …оханнес. ¬ –име ќлаус опубликовал в 1555 г. иллюстрированную книгу о скандинавских древност€х Ц мегалитах, курганах, камн€х с руническими надпис€ми, карликах и эльфах, добывающих металлы. ќн верил в них и в великанов: " огда великаны жили в —еверных странах, задолго до изобретени€ латинского алфавита, Е королевства —евера имели свою собственную письменность". Ёту письменность он изучал и даже поместил в своей книге 1567 года "»стори€" иллюстрацию, в которой на алтаре руническа€ надпись: "ѕочитайте древности" (Schnapp 1996: 156 Ц 159). Ёто был девиз эпохи.

¬ ƒании по заказу √енриха –антцау (Heinrich Rantzau), губернатора √ольштейна, были сделаны очень точные и техничные гравюры курганов в …елинге. ¬ 1588 г. он организовал раскопки дольмена Ћангбен –изес ’ой под –оскильде Ц он ожидал там найти кости великанов.

 

5. ƒискредитаци€ "народной археологии". » всЄ же в пору –еформации, когда многие догмы религии подверглись разрушительной критике, рикошетом это ударило и по "народной археологии". ѕервые трезвые голоса раздались в среде гуманистов »талии.

—амородные горшки. –ационалистические разъ€снени€ возникали c начала ¬озрождени€. ќдним из первых такое разъ€снение предложил Ћеонардо да ¬инчи (Leonardo da Vinci) в XIV веке. Ќо широко такое осмысление древностей развернулось только в эпоху –еформации. ¬ середине XV в. “. Ёбендорфер (ум. 1464) в своем "Chronikon Austriacum" ("јвстрийской хронике") описал горшки из Ўтокерау как произведенные рукой человека.

ѕротестанты были истово верующими, но представление о рождении горшков землей восприн€ли как суеверие.  огда сам ћартин Ћютер, посетил в 1529 г. церковь в “оргау, ему были показаны выкопанные из земли горшки.  омисси€ церковных авторитетов заключила, что "тут должно было находитьс€ кладбище". ¬ 1544 г. житель Ѕреслау (¬роцлава) √еорг ”бер после обнаружени€ горшков в Ћюббене написал другу: "я считаю, что мы наткнулись на погребальный ритуал народа, который не име€ насто€щих урн, использовал как замену глин€ные сосуды, каковые в знак набожности, они наполн€ли прахом и оставшимис€ оруди€ми из костра". ѕринц-электор —аксонии, приобрет€ серию выкопанных горшков в свою коллекцию, отметил: "¬еро€тно, в прошедшие времена в €зыческом мире, коль скоро было прин€то сжигать покойников, так они были погребены" (Gummel 1938: 11).

Ёта иде€ была вполне развернута и мотивирована геологом √еоргом Ѕауэром-јгриколой (Georg Bauer-Agricola, 1490 Ц 1555) в его книге "ќ природе ископаемых":

"Ќесведущие массы в —аксонии и Ќижней Ћужице считают, что эти фл€ги были произведены спонтанно в земле; жители “юрингии считают, что они использовались обезь€нами, некогда обитавшими в пещерах «ееберга. ѕо тщательном рассмотрении, это урны, в которых древние германцы, еще не обращенные в христианство, сохран€ли прах сожженных покойников" (“ам же, 12).

¬ 1587 г. профессор ¬иттенбергского университета ѕ. ¬ейссе, по латыни јльбинус (P. Weisse-Albinus) копал местонахождение ћарцаны (ћажаны) в —аксонии, чтобы доказать, что горшки сделаны людьми. ќтчет об этих раскопках помещен јльбинусом в 1589 г. в его "’ронике земли и рудников ћейссена".

Ќо вера не уходит без сопротивлени€. —тарые взгл€ды находили тоже аргументы. ¬ 1562 г. лютеранский пастор …оганнес ћатезиус аргументировал так:

"Ёто и впр€мь замечательно, что эти сосуды столь разнообразны по форме, что нет хот€ бы одного, похожего на другой, и в земле они столь м€гкие, как жемчуг в воде, затвердевающий только на воздухе. Е √овор€т, что некогда была могила на том месте, с прахом мертвых, как в древней урне Е Ќо, так как сосуды выкапываютс€ только в мае, когда они открывают свою позицию, формиру€ холмы, как если бы земл€ была беременной (а это знак тем, кто их ищет), € считаю их естественно выросшими, не изготовленными, но сотворенными Ѕогом и ѕриродой" (Sklenář 1983: 36).

“ак что и старый взгл€д продолжал существовать. ќн отражен в "”ниверсальной космографии" —ебастиана ћюнстера 1544 г. и позже во многих сочинени€х и народных сказани€х. ¬ ѕольше от фантастических рассказов отказались только в XVII веке Ц лекарь шотландского происхождени€, родившийс€ в ѕольше, ян ƒжонстон, в труде, опубликованном в 1661 г. в јмстердаме, пришел к мнению, что это погребальные урны, в которых некогда хоронили покойников. ≈ще через 30 лет “рогмит јрнкель добавил, что они вовсе не единожды в году выход€т на поверхность Ц их можно добывать круглый год. ¬сЄ же рассказы о польском чуде держались в литературе вплоть до начала XIX века.

√ромовые камни. √овор€ о "народной археологии", € приводил суеверные представлени€ из разных периодов древнего мира и средневековь€ о "громовых камн€х". “резвое рационалистическое объ€снение их природы по€вилось только в эпоху –еформации. –еформаци€ совпала с началом великих географических открытий Ц с путешестви€ми  олумба, ћагеллана и ¬аско да √амы. ¬ начале XVI века ѕьетро ћартире д'јнгиера уже сравнивал дикарей ¬ест-»ндии с рассуждени€ми классического времени о золотом веке. √еолог √еорг јгрикола высказалс€ в том смысле, что громовые камни, веро€тно, произведени€ человеческой руки.

¬ысказалс€ о том, что "громовые камни" произведены человеком, также врач, фармацевт и естествоиспытатель из Ѕолоньи ”лиссе јльдрованди (Ulisse Aldrovandi, 1522 Ц 1605) (рис. 6) профессор университета в Ѕолонье, арестованный по подозрению в ереси, но оправданный. ќн считал, что "кераунии" это никак не упавшие "громовые стрелы", а человеческие издели€, металл которых под действием естественных геологических процессов превратилс€ в камень Ц это своего рода окаменелости. ќн высказалс€ в этом духе в одном из своих произведений, "ћузей металлов". Ёта рукопись опубликована посмертно Ц в 1648 г. Ќо в 1609 г. то же мнение высказывал врач императора –удольфа II ј. де Ѕоодт-Ѕоэтиус.

ѕодробное объ€снение по€вилось в рукописи 1570 года, опубликованной только в 1719 г. Ёто сочинение ватиканского врача и заведующего папским ботаническим садом ћикеле ћеркати (Michele Mercati, 1541 Ц 1593) "Metalloteca vaticana". ¬ нем были собраны сведени€ о разных природных €влени€х, в том числе о "громовых камн€х" (рис. 7). ќ них было сказано:

"¬ »талии 'керауний' обычен; он часто называетс€ 'стрелой' и сформирован из тонкого твердого кремн€ в треугольное острие. ћнени€ на сей счет разделились. ћногие вер€т, что они сбрасываютс€ при молнии; но те, кто изучают историю, суд€т иначе: что прежде использовани€ железа они были отбиты от очень твердого кремн€ дл€ безуми€ войны. » действительно, дл€ самых древних народов куски кремн€ служили ножами. ћы читаем в —в€щенном ѕисании, как —ефора, жена ћоисе€, обрезала своего сына в соответствии с обычаем израэлитов хорошо заостренным камнем; и …оси€, прид€ в ѕалестину, получил приказ от Ѕога подготовить два каменных ножа ради той же цели, откуда родилась практика »зраил€ обрезать камнем".

—очинение ћеркати писалось уже после открыти€ јмерики. ќн знал оруди€ индейцев, привезенные папе в дар из ¬ест-»ндии. Ќо в доказательство он приводит не каменные наконечники индейцев, а пережитки у цивилизованных народов Ц обычай обрезани€ каменным ножом у евреев. Ѕоле того, он восстанавливает каменный век, упомина€ Ћукреци€.

"¬ период, который мы рассматриваем, в странах «апада не было выработанного железа; ладьи, дома, и все другие произведени€ изготовл€лись с помощью заостренных камней. ¬ самом деле, кремень или силекс Е видимо, избиралс€ дл€ резань€. —ицилексы Ц это вещи, которыми оканчивались стрелы и дротики. ' ерауний' имеет ту же форму, что они, отсюда мнение, согласно которому древние, прежде выработки железа, вырезали сицилексы из кремн€ и что 'кераунит' происходит отсюда. Е ќни начали примен€ть к копь€м и ко вс€кому виду оружи€ наконечники из рога, кости и кремн€, как утверждают те, кто верит, что 'керауний' был сделан, чтобы пробивать сильнейшую кирасу. „то очевидно из их грубой формы, его оббитой поверхности, сработанной к грубому краю, это что она сделана не железом или напильником, которые тогда не существовали, но сформована ударами камн€, в формы треугольные, пр€моугольные или остроконечные. ќставлен маленький отросток, которым он присоедин€лс€ к копью, путем вставки его в верх древка".

—овременные археологи узнают в описании ћеркати и ножевидные пластинки неолита, хот€ назначение их было дл€ него предметом гаданий:

"»з того же материала иногда наход€тс€ узкие пластинки или бл€шки длиной с ладонь и шириной в полдюйма, некоторые мельче, с изрытыми углами, полированной поверхностью. Ќекоторые плоские, а другие слегка приподн€тые по центру. “е, кто думают, что древние использовали 'кераунии' чтобы заостр€ть свое оружие, говор€т, что они украшали свои луки этими бл€шками".

—транно подумать, что этот анализ написан более 400 лет тому назад (рис. 8). «адумыва€сь о датировке каменного века, ћеркати был св€зан библейской хронологией, но всЄ же находил возможности вписать в нее каменный век (о бронзовом он не думал). ќн писал о своих каменных стрелах:

"Ќо когда они были в употреблении и в какой период тирани€ железа, которой 'керауний' уступил, вторглась в мир? —в€щенное ѕисание говорит, что до того, как воды потопа погубили расу людей, железо было сделано, и что его создателем был “убель- аин, который был седьмым поколением от первоотца" (Mercati 1719, цит. по Schnapp 1996: 347 Ц 348).

ќценить всю прогрессивность мышлени€ ћеркати можно, если учесть, что еще в XVIII веке во французских академи€х ∆юссье и ћаюделю, утверждавшим в докладах, что "громовые камни" не падают с неба, было весьма трудно преодолевать возражени€ противников. я уж не говорю о народной вере в "громовые камни" и их целительность, широко распространенной и в ’’ веке.

ѕрочие виды пам€тников. «на€ "приподн€тый камень" (дольмен) у ѕуатье, –абле (François Rabelais) в своем "√аргантюа" заставл€ет ѕантагрюэл€ воздвигать эту конструкцию (Michell 1982: 41). ¬ середине 70-х годов XVI века было сделано два изображени€ —тоунхенджа, один датчанином Ћукой де ’еере, другой неким –. ‘., оба как бы с высоты птичьего полета, оживленные человеческими фигурками, причем второй Ц ведущими раскопки перед —тоунхенджем и добывшими череп и кости (рис. 9 и 10). «десь уже нет великана ћерлина, волшебника. Ёто показывает, что мегалиты уже воспринимались не как сооружени€ магов, домики фей или эльфов, а как человеческие гробницы. ¬прочем, ќлаус ћагнус еще верил, что мегалиты воздвигнуты великанами.

6. Ќаучна€ революци€ и взгл€д на древние эпохи. ѕромышленный переворот в јнглии и политическа€ революци€, приведша€ к власти буржуазию, имели следствием резкую перестройку ученой де€тельности Ц научную революцию XVII века. ќна выразилась в вытеснении теологической схоластики из р€да сфер изучени€ и в замене ее методически строгой наукой опыта, с рационализмом (опорой на разум вместо религиозного авторитета) и эмпиризмом (опорой на опыт и факты). ¬ ученом деле стал ценитьс€ профессионализм, а в образовании Ц специализаци€. ¬озникли научные общества, где ученые обменивались информацией и спорили. ѕервой была основана в 1603 г. јкадеми€ деи Ћинчеи (јкадеми€ ќстроглазых), существующа€ до сих пор (и издающа€ археологические отчеты).

јлен Ўнапп подметил, что в это врем€ изменилось отношение к древност€м. ќдин из ведущих философов ¬ека –азума основатель эмпиризма ‘ренсис Ѕэкон в "Ќовом органоне" поставил под вопрос традиционное понимание слова "древность". "»бо истинна€ древность мира есть его старый возраст, а это должно примен€тьс€ к нашему собственному времени, не к юности мира, когда жили древние" (Ѕэкон). —тарый возраст мира, когда люди стали опытнее, умнее и богаче, - это наше врем€, сейчас. Ѕэкону вторил в "“рактате о пустоте" философ и математик Ѕлэз ѕаскаль: "как несправедливо мы почитаем древность в ее философахЕ “е, кого мы зовем древними (старыми), были поистине новичками во всем и образуют детство человечества, а, коль скоро мы присоединили к их знани€м опыт последующих столетий, это в самих себе мы можем найти ту древность, которую мы почитаем в других" (цит. по: Schnapp 1996: 351).

Ётими парадоксами Ѕэкон и ѕаскаль выразили не только свою веру в прогресс, но и скептическое отношение века к авторитету древних, предпочтение опыта и наблюдени€ словам древних философов. "Nullum in verbo" ("Ќет ничего в словах") стало девизом наиболее уважаемой коллегии ученых -  оролевского общества јнглии. ¬ древних же произведени€х теперь больше почитали не мудрость их создателей, не истину, а эстетические качества и удаленность от нас, котора€ делает их, древности, любопытным объектом наблюдени€, размышлени€ и исследовани€. ¬ искусстве почитание классических традиций сменилось совершенно новыми тенденци€ми Ц стилем барокко.

¬о ‘ранции научным изучением древности и новым к ней отношением отличались брать€ ѕерро.  лод ѕерро (Claude Perrault, 1613 Ц 1688), первоначально врач, зан€лс€ архитектурой и латинской филологией. ќн создал восточный фасад королевской резиденции, Ћувра, и проектировал интерьеры ¬ерсал€, не следу€ античной традиции так неукоснительно, как его предшественники. ѕеревед€ римского классика архитектуры ¬итруви€, боготворимого в эпоху ¬озрождени€, он отнесс€ к нему сугубо критически. ≈го младший брат Ўарль ѕерро (Charles Perrault, 1628 Ц 1703), больше всего известный своим сборником сказок ("«олушка", "—п€ща€ красавица" и др.), выпустил в 1687 г. также поэму "¬ек Ћюдовика XIV", в которой утверждал, что своего расцвета искусства достигли не в античности, а именно в век  орол€-—олнца. √од спуст€ он опубликовал трактат "ѕараллели древних и современных", которым началс€ литературный "спор древних с современными".

јнтичные древности изучались теперь не как образцы, а как вехи истории, показатели дистанции, на которую отстоит от древности современность.

 

7. јнтикварии ¬ека –азума. Ѕуре и ¬орм. »з французских антиквариев наиболее €рко начало века новой науки (¬ека –азума) отражает Ќикола  лод ‘абри ѕейреск (Nicolas Claude Fabri de Peiresc, 1580 Ц 1637) (рис. 11). ≈го биографию написал его друг известный математик ѕьер √ассенди (см. также Hubert 1982). ѕроисход€ из ѕрованса, юношей ѕейреск посетил »талию и заразилс€ тамошним увлечением классическими древност€ми. ќн продолжил свое юридическое образование в ѕадуе, где общалс€ с √алилеем, а вообще дружил он с –убенсом (подарившим ему свой автопортрет), √ассенди и многими светилами мысли и искусства ≈вропы, будучи в јнглии в свите французского посла, гостил у  эмдена. ≈го интересы включали, кроме древностей и права, филологию, математику, астрономию, естествознание. ќн был коллекционер книг, вещей и растений, разводил породистых кошек и изучал семитские €зыки. ѕо этим признакам ѕейреск был типичным универсалом эпохи ¬озрождени€, хот€ он жил уже на ее исходе Ц в начале века научной революции.

≈го не интересовали архитектурные пам€тники или сооружени€, только портативные древности. ѕейреск не разыскивал древности на местности, не добывал их на свет божий, а собирал информацию о них в библиотеках и музе€х, кабинетах редкостей и у коллекционеров. ќн был ученый эрудит. √ассенди писал о нем:

"ќн носил с собой отобранные монеты, сравнивал их о стату€ми, определ€€ их дату и чеканку. ќн был таким экспертом, что мог немедленно отличить, что есть подлинна€ древность, а что копи€. ќн хотел иметь копии каждой древней надписи, и старалс€ из своих знаний заполнить лакуны и восстановить самые безнадежные тексты. Е ќн также отмечал всЄ, что считал заслуживающим интереса в коллекци€х металлических изделий и статуй, в кабинетах и музе€х, в галере€х и разных домах. “аким путем он собрал совершенно исключительную коллекцию предметов Ц испрашива€ их в долг, или обменива€, или получа€ их в дар, или добыва€ их оттиски, отливки, фрагменты или рисунки" (Gassendi 1641, цит по Schnapp 1996: 134 Ц 136).

ЅЄттигер называл его "первым археологом". ѕо сути никаких новых идей ѕейреск не внес и крупных открытий не сделал, хот€ маленьких частных открытий в его письмах можно найти сколько угодно. Ќовизна его в другом: новой была сама фигура ученого-эрудита, уважаемого не за богатую коллекцию и не за какие-то конкретные открыти€, а за свою ученость, за объем информации, которой он владеет, за степень его включенности в научное сообщество. ‘игура была не только новой, но и типичной дл€ антикварианизма: теперь вельможные коллекционеры нуждались в экспертах, у которых можно справитьс€ относительно древностей и которых можно пригласить дл€ обработки коллекций (как показывает биографи€ —трады). Ќо были и антикварии, интересные именно открыти€ми и иде€ми.

’от€ его еще при жизни признавали выдающимс€ ученым, ѕейреск за свою жизнь не опубликовал ни одной книги. Ќо он лично делилс€ своей информацией со многими, вел обширную переписку, а это в те времена было одним из способов публикации. ¬спомним, что даже в век ѕросвещени€ многие опубликованные научные статьи еще сохран€ли форму писем к ученым друзь€м.   сожалению значительна€ часть его эпистол€рного наследи€ и записей разве€на легкомысленной женой и наследником-плем€нником.

ѕейреск рано начал создавать "незримый колледж" любителей древностей. ¬от письмо ѕетера ѕаул€ –убенса (Peter Paul Rubens, 1577 Ц 1640), который и сам коллекционировал древности (Meulen 1975), к ѕейреску:

"я, наконец, получил ¬аш желанный пакет с очень аккуратными рисунками ¬ашего треножника и многих других любопытных вещей, за которые € шлю ¬ам полагающуюс€ плату в тыс€чу благодарностей. я дал рисунок ёпитера ¬одного г. √евэрту и показал ему всЄ остальное. я показал их также ученейшему г. ¬еделинусу, который оказалс€ в јнтверпене" (Schnapp 1996: 349 Ц 350).

–убенс сожалеет, что не имел времени прочесть пространные и очень ценимые рассуждени€ ѕейреска об этих вещах, но, тем не менее, не может удержатьс€ от того, чтобы не поделитьс€ своими соображени€ми. ќн перечисл€ет виды древних треножников, их функции и тут же набрасывает их рисунки (рис. 12). –убенс прожил в –име с 1600 по 1608 год. ѕейреск с –убенсом планировали издать книгу об античных геммах, использу€ коллекции обоих, –убенс подготовил р€д рисунков, но издание не состо€лось (Grummond 1977). —ын –убенса јльберт (ум. 1657) стал антикварием, специалистом по древност€м. »здава€ геммы, он использовал рисунки и воплощал планы своего отца.

≈ще один известный художник этого времени, Ќикола ѕуссен (1594 Ц 1665), также чрезвычайно интересовалс€ античными древност€ми, был большим их знатоком и даже переселилс€ из ‘ранции в »талию, чтобы быть в самом центре классического искусства. ¬сю вторую (большую) часть своей жизни он провел в –име. ќн познакомил с –имом другого французского художника, Ўарл€ Ће Ѕрюна, ввел классический стиль во двор корол€ Ћюдовика XIV.

 оллекции курьезов и раритетов в XVII веке всЄ чаще обретали форму музеев, доступных дл€ избранной публики и исполн€ющих роль своеобразных средств распространени€ образованности. »мператоры, короли и вельможи гордились своими коллекци€ми и соревновались в их собирании, демонстриру€ свое богатство и свою ученость. ¬ ƒании покровительство изучению национального досто€ни€ оказывал король ’ристиан IV (годы правлени€ 1588 Ц 1648), в Ўвеции - король √устав II јдольф (годы правлени€ 1611 Ц 32), которые не только соперничали, но и воевали между собой. ≈ще с 1523 вс€ —кандинави€ была разделена надвое: на западе датский король владел также Ќорвегией, »сландией и частью √ермании (√ольштейном), на востоке шведский король правил и в ‘инл€ндии.  ажда€ из двух стран обзавелась своим ведущим антикварием. Ўведский был на двадцать лет старше датского.

¬ Ўвеции инициатором интенсивного изучени€ древностей был »охан Ѕуре (1568 Ц 1652), или в латинском оформлении »оганнес “омэ јгривилленсис Ѕуреус (рис. 13) (Svärdström 1936; Klindt-Jensen 1975: 15 - 18). —ын св€щенника из района ”псалы, он окончил обычную школу с классическими €зыками, самосто€тельно изучил древнееврейский и прошел обучение во францисканской школе, а затем поступил на службу в королевскую администрацию. ќднажды в 1593 г. заметил и срисовал камень с рунической надписью, вмонтированный в стену францисканского монастыр€ (рис. 14).  ак многие в то врем€, Ѕуре увлекалс€ и оккультными науками, так что древн€€ руническа€ надпись чрезвычайно его заинтриговала. — помощью литературы он прочел ее и с этих пор стал заниматьс€ руническими надпис€ми. Ѕуре хорошо рисовал и гравировал (рис. 15). ¬ 1599 г. он скопировал и дешифровал целую серию надписей), после чего получил разрешение путешествовать по всем шведским территори€м, вы€вл€€ надписи и другие древние достопримечательности. Ёто принесло ему репутацию ученого, и в 1602 г. король  арл IX назначил его воспитателем наследника престола √устава јдольфа.

¬зойд€ на престол, √устав II јдольф, ставший знаменитым полководцем, не забыл своего учител€ и его науку. ќн включил древнюю историю страны в арсенал своей великодержавной политики, возвеличивал древних героев отечества и объ€вил Ўвецию родиной готов. ќт антиквариев он ожидал поддержки своих амбиций. Ѕуре всегда имел помощников, из которых двое стали его посто€нными сотрудниками, а один Ц з€тем. ¬ начале XVII века с двум€ помощниками он организовал топографическую и археологическую съемку.  эмден уже примен€л эти методы в јнглии, но по систематичности Ѕуре превосходил всех. «а несколько лет он с помощниками собрал треть всех надписей, ныне известных науке. ¬ 1630 г., за год до своего вторжени€ в ѕомеранию и вмешательства в “ридцатилетнюю войну, √устав јдольф учредил √осударственный јнтиквариат и, назначив Ѕуре √осударственным јнтикварием, лично начертал программу " оролевских јнтиквариев и »сследователей ƒревних ќстатков". «€т€ Ѕуре возвел в двор€нство.

Ѕуре со своими помощниками издал "—вео-готские пам€тники" с полусотней отличных таблиц с гравюрами и работал над изданием "–унических пам€тников", хот€ так и не успел издать их..

¬ изучении древностей показателем произошедших перемен, прежде всего, €вл€етс€ де€тельность датчанина ќле ¬орма (Ole Worm, 1588 Ц 1648), или, по-латыни, ќлауса ¬ормиуса (рис. 16) (Klindt-Jensen 1975: 15, 18 Ц 25; Randsborg 1994; Schnapp 1996: 160 - 177). ќкончив школу в ќрхусе, он изучал классические древности в Ћюнебурге, тогда видном центре классического образовани€, и в Ёммерихе Ц там, в иезуитской школе, принимавшей и протестантов, докторскую степень получил в Ѕазеле. «атем он отправилс€ в »талию Ц ¬ ѕадую, –им и Ќеаполь. »зучал он главным образом медицину, а коллекционировал всЄ Ц и природные объекты и произведени€ человека. ¬ 1609 - 10 жил в ѕариже, где часто посещал кабинет древностей знаменитого коллекционера ‘ерранте »мперато и вошел в контакт с химической школой ѕетра –амуса (ѕьера Ћа –аме), занимавшегос€ и "гальскими" древност€ми. ≈го странстви€ также охватили  ассель, √ейдельберг, јмстердам и Ћондон. ѕо возвращении в 1613 г. стал профессором педагогики в  опенгагене, а затем смен€л предметы преподавани€ (педагогика, греческий, физика и медицина). Ќе раз будучи ректором, прин€л участие в проходившей тогда реформе университета. ¬ел по латыни неустанную переписку со знаменитыми учеными, в числе которых были и антикварии.

“ак сформировалс€ ученый с широкими интересами в духе ¬озрождени€ (так его и аттестует  линдт-…енсен), а в числе его интересов видное место занимали древности. ќн зан€лс€ изучением рун и вообще пам€тников прошлого страны, котора€ тогда соперничала со Ўвецией во всем, в том числе и в разработке истории. Ќапоминаю, ƒани€ тогда владела Ќорвегией, Ўвеци€ Ц ‘инл€ндией. ¬орм задумал патриотичный и амбициозный проект Ц обследовать все пам€тники ƒании. ¬орм был не только ученый, он был и коллекционер. “ак что его интересовал не только сбор информации, но и вещи дл€ коллекции, причем не только древности.

„еловек он был знающий, смелый и энергичный. ѕо своей медицинской профессии он приобрел известность тем, что самоотверженно лечил даже во врем€ эпидемий, когда многие бежали из города. ќн стал личным лекарем датского корол€ и приобрел св€зи при дворе. Ёти св€зи он использовал дл€ своих ученых зан€тий и сбора информации и предметов дл€ коллекции. ¬ своих поисках ¬орм использовал помощь епископов и св€щенников, уполномоченных корол€ в далеких провинци€х и иностранных дипломатов, причем, если те, к кому он обращалс€, волынили, он делал им весьма толстые намеки на свои св€зи при дворе и на заинтересованность канцлера. ¬ 1626 г. он добилс€ рассылки королевского циркул€ра ко всем церкв€м с требованием сообщить о рунических камн€х, могилах и прочих древност€х в приходе. Ёто послужило побудительным стимулом и дл€ Ўвеции (из чувства соперничества). ¬ 1628 г. там архиепископ тоже разослал ко всем церквам циркул€р поддерживать Ѕуре во всех его работах. ¬ знаменитом письме к епископу —тавангера в Ќорвегии в 1638 г. ќле ¬орм изложил основы того метода, которому надлежало следовать в путешестви€х по местности, фиксиру€ пам€тники:

"ƒл€ ¬ас будет легким делом найти какого-нибудь молодого человека (предпочтительно студента со способност€ми к рисованию), чтобы направить его в круг насто€телей и пасторов с рекомендательным письмом от ¬ас. »з уважени€ к ¬ам они сами будут очень даже рады позаботитьс€ о нем в путешествии, включа€ его провизию, и сделают всЄ, что в их силах, чтобы помогать ему. ќн должен делать заметки 1) о местонахождении, в каком оно графстве и приходе, 2) об ориентации, на восток, запад и т. п., 3) размеры пам€тника, его длину, ширину, и толщину, 4) он должен делать зарисовки, 5) он должен добавл€ть толкование, которое он решит, 6) местные рассказы о пам€тнике, даже если они фантастичны, 7) заметные событи€ в окрестности, вместе с любыми другими подробност€ми, которые могли бы стать материалом дл€ наших исследований" (Klindt-Jensen 1975: 20).

—ам он находил таких "молодых людей" и добивалс€, чтобы их рисунки были достаточно точными, хот€ это не всегда удавалось полностью (рис. 17 Ц надпись скопирована точно, изображение - нет). Ўвед Ѕуре и датчанин ¬орм стали предшественниками современной археологической разведки. Ўнапп делает их провозвестниками ландшафтной археологии, но это не совсем точно: их интересовали не ландшафты, а только размещение пам€тников на местности.

¬ 1639 г. в √аллехусе был найден роскошный золотой рог с рунами и изображени€ми. –азумеетс€, рог был показан ¬орму как эксперту. —ам он в письме от 27 сент€бр€ 1640 г. описывает это так:

"Ќесколько дней тому назад € был вызван во дворец в ЌикЄбинге, чтобы посетить ≈го ¬семилостивейшее ¬ысочество кронпринца и других при дворе, пребывавших в плохом здравии. ¬ числе других знаков благоволени€ и благосклонности, пожалованных мне, была привилеги€ увидеть золотой рог, который был найден прошлый год в ётландии. ќт имени принца он был вручен мне, наполненный вином, и € должен был осушить его. я дивилс€ его устройству Ц драгоценному металлу, из коего он был сделан Ц но более всего чудесной группировке и композиции рисунков и иероглифов, украшающих его. ¬сЄ в нем говорило за высочайший возраст. Ќесомненно, он заслуживает специального изучени€" (цит. по: Klindt-Jensen 1975: 23).

¬ следующем, 1641, году и вышло на латыни исследование ¬орма "ќ золотом роге", где была опубликована и развертка изображений на нем (рис. 18), очень ценна€, поскольку рог впоследствии исчез.

¬ 1643 г. ¬орм опубликовал на латыни "ƒатские пам€тники" в шести книгах (Danicorum Monumentorum Libri Sex) с очень качественными иллюстраци€ми. ѕервый том, содержавший определение предмета, представл€л собой, по сути, практический учебник науки о древност€х (Ўнапп говорит даже об "учебнике археологии"). Ќе только классические древности, но и отечественные, пам€тники на местности и вещи дл€ коллекции Ц вот его предмет. Ќе претенду€ на всеобъемлющий каталог, ¬орм намеревалс€ описать те древности, которые отличались редкостью, величием или особенно большим возрастом. ¬ этом отборе про€вл€лось типичное мышление антиквари€.

ѕам€тники на местности были разбиты на категории по их функциональному назначению: св€тилища, алтари, могилы, эпитафии, общественные места, цирки, границы и форты. —писок €вно скопирован с каталогов римских классических древностей: здесь нет специфически северных, как мегалиты, менгиры, и есть отсутствующие на севере Ц цирки. ¬ нем соблюдены нормы времени: сначала идут ритуальные пам€тники, потом надписанные, под конец общественные и военные. —тремление оценить значение пам€тников показывает выход за пределы интересов коллекционера.

—ледом за определением типов пам€тников в избранном пор€дке следуют их описани€. Ётим, считает Ўнапп, ¬орм создал дл€ антиквариев новый тип ученого рассуждени€, революционный дл€ своего времени (Schnapp 1996: 163). ≈сли антикварии XVI века видели в пам€тниках рассе€нные шифры, утратившие свой смысл, то ¬орм увидел в них фрагменты рассыпанной мозаики, которую нужно собрать в систему, упор€дочить дл€ понимани€. ≈го предшественники начинали с пам€тников, а под конец сообщали подробности их ув€зки с контекстом. ¬орм начинает с местности, а завершает прив€зкой к письменной традиции.

ј вот выдержать соперничество со Ўвецией в создании и зан€тии поста королевского антиквари€ не удалось. ¬сЄ было подготовлено, но в эпидемию 1654 г. ¬орм заразилс€ от одного из своих пациентов и умер. ¬ следующем году посмертно был издан каталог его личного музе€ "Museum Wormianum", а потом его музей вошел в состав королевской кунсткамеры.  ак и другие музеи XVII века, ¬ормсов музей очень отличалс€ от музеев предшествующего века, например, от  амеры курьЄзов императора ћаксимилиана I. “ам всЄ напоминало больше недоступную сокровищницу-кладовую, в которой под низкими сводами свалены драгоценные редкости, а тут в просторном светлом зале разложены и развешаны в пор€дке экспонаты, которые посетитель может осматривать (рис. 19). ƒревности в камере курьезов ћаксимилиана вообще не выступали на первый план. ¬ каталоге же музе€ ¬ормса, в его четвертой главе, был предложен, веро€тно, первый общий обзор археологического и этнографического материала. ¬ его классификации артефакты разделены на 12 классов по материалу: глина, €нтарь, камень, золото и серебро, бронза и железо и т. д.

Ўнапп (Schnap 1996: 174) так резюмирует раздел о ¬орме: "Ўирота его учени€ в сочетании с размахом его профессиональной осведомленности справедливо дала ему титул отца археологии ¬ека –азума" (еще один отец археологии!).

 

8. ѕредварительное заключение. »так, что же характеризует эту первую половину периода антикварианизма?  акие достижени€ приближают антиквариев к археологии, и что отличает их от археологов?

–аскопки, направленные на поиски именно древностей, начались с самого начала антикварианизма Ц это раскопки виллы јдриана, проводившиес€ Ћигорио в XVI веке, но нет оснований считать, что они были направлены на решение каких-то исторических загадок, а не просто на обнаружение древностей, на раскрытие пам€тника и находки вещей дл€ коллекций и музеев.   тому же они велись в небольших масштабах. — самого начала также, хот€ центром антикварных увлечений оставались античные древности, севернее —редиземноморь€ развернулось собирание и изучение местных, отечественных древностей. ¬ XVI веке  эмден еще ориентировалс€ главным образом на –имскую Ѕританию и подверстывал всЄ под римское врем€, но уже интересовалс€ и пам€тниками местных соседей –има. »нтересы же ќле ¬орма в ƒании XVII века уже начинались с рунических надписей, то есть отечественных пам€тников. ѕритом это были материальные древности, наиболее близкие к письменным источникам, и всЄ же материальные.

јнтикварии этого времени осваивали археологическую разведку, сбор сведений и нечто вроде археологической съемки местности.  эмден нар€ду с региональными описани€ми местности, по сути, составл€л археологическую карту. ќле ¬орм циркул€рно рассылал инструкцию, провод€ анкетирование. Ёто, конечно, некие компоненты будущей полевой археологии, но это лишь географический аспект изучени€ древностей. ћатериальные древности оставались в ведении общего ученого знани€ (трудно еще назвать его наукой), но какого знани€? ¬ эпоху ¬озрождени€ материальные древности (пам€тники и находки) находились в ведении знани€ гуманитарного, охватывающего все древности (письменные, фольклорные, древности искусства и материальные). “еперь они перешли в ведение знани€ о достопримечательност€х региона (то есть географии). ѕравда, ¬орм разбивал пам€тники на категории по функциональному назначению.

¬ XVI веке Ћеланд уже был назначен королевским антикварием в јнглии, в XVII веке государственным антикварием в Ўвеции был назначен Ѕуре, и за ним эту должность занимали другие. ¬ јнглии  оллеги€ сохранени€ отечественных древностей возникла тоже еще в XVI веке, но просуществовала недолго. Ёто, пожалуй, всЄ, что можно сказать о структурировании ученых зан€тий древност€ми в эпоху раннего антикварианизма.

—ущественно, что в эту пору размышлени€ некоторых ученых привели их к высвобождению от мифического и мистического в опознании некоторых древностей, служивших объектами "народной археологии", к дискредитации "народной археологии". Ќо, во-первых, это были, как правило, не известные антикварии-классики, а естественники Ц медики, ботаники, геологи, размышл€вшие над курьЄзами, загадками природы. ј во-вторых, эти размышлени€ оставались изолированными прозрени€ми, неопубликованными и опережавшими врем€. Ўирокое распространение эти взгл€ды получили только в период позднего антикварианизма и еще позже.

 ак оценить это продвижение? ћожно пожать плечами Ц ну, какое продвижение? ћизерное, до археологии еще вон как далеко! ј можно сравнить с предшествующими периодами Ц тогда и  эмден с его археологической картой Ѕритании и  оллегией сохранени€ отечественных древностей, и официальные антикварии Ћеланд и Ѕуре, и ¬орм с его инструкцией и анкетой выгл€д€т очень даже цивилизованными и продвинутыми. »ли сравнить с нашей страной, где в это врем€ было совсем не до древностей Ц у нас это врем€ »вана √розного и —мутыЕ

“е западные археологи, которые издеваютс€ над "историей дл€ вигов" (Wig history), т. е. над историей дл€ правившей партии, утверждают, что нельз€ вообще судить о прежних достижени€х по их приближенности к нашим ценност€м, потому что это случайный выбор истории Ц она могла повернуть в любую сторону и тогда современные ценности были бы другие. Ќу, правили виги, а потом стали править тори, и сменились ценности. —кажем, мог бы победить √итлер, и тогда всЄ бы оценивалось по приближенности к расовым идеалам арийцев. ћожет утвердитьс€ мусульманский фундаментализм, и тогда в оценках мы должны будем руководствовались нормами шариата, не допускающими изобразительных искусств и равноправи€ женщин. »х изживание Ц это и будет прогресс. ћожно допустить на минуту, что миром овладело воинствующее православие Ц что мы будем считать прогрессивным тогда? –азоблачители "истории дл€ вигов" считают, что надо измер€ть прогресс новизной по сравнению с предшествующим временем Ц и только, не вдава€сь в разбор, куда пошло изменение. “огда не археологическа€ карта, не пост антиквари€ или инструкци€ дл€ разведки будут ростками будущего, а, скажем, охота за древност€ми.

Ќо мы пишем историю, исход€ из того, где мы оказались сегодн€, и не можем писать иначе. ћы пишем историю не "дл€ вигов", но и не бесцельно. ћы ее пишем дл€ себ€, дл€ своих современников и дл€ своих потомков. ”ходить от этого бесполезно, а делать вид, что возможно писать иначе, нечестно.

 

¬опросы дл€ продумывани€:

21. ќтразилась ли на изучении древностей –еформаци€ и как?

22.  акие про€влени€ ¬ека –азума (научной революции) можно отметить в зан€ти€х антиквариев?

23.  акие смежные отрасли повли€ли на зан€ти€ древност€ми в этот период?

24.  то из знаменитых де€телей культуры рассмотренной эпохи интересен также и своим отношением к древност€м?

25. ѕочему сейчас нет антиквариев, а есть антиквары?

26.  огда и почему слово "дилетант" могло приобрести свой нынешний негативный оттенок? »ными словами, до какого времени принадлежность к дилетантам была почетной?

27. ¬ какой мере дилетанты эпохи антикварианизма были действительно дилетантами в современном смысле, а в какой мере отличались от таковых в сторону учености?

28. ќказалась ли учена€ де€тельность ѕейреска вопреки его славе бесплодной и если да, то почему? ¬ какой мере в этом виновата эпоха? »ными словами, почему ѕейреск не осталс€ в истории таким же выдающимс€ ученым, каким его считали при ж





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 295 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1594 - | 1404 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.132 с.