Современная международная система защиты прав и свобод человека включает три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Политический авторитет последней был настолько высок, что ее положения вошли в конституции многих государств мира, оказали существенное влияние на последующее развитие международных отношений и международной политики, формирование международной системы защиты прав человека.
Международное право и, соответственно, политика развиваются и стремятся содействовать глобальному сотрудничеству, в том числе и политическому. ООН создала не только правовые основы, но и механизм международного сотрудничества, систему соответствующих органов по имплементации вступивших в силу международно-правовых актов. В соответствии с изменениями в мире необходимо по-новому взглянуть на ООН как на главный координирующий центр международной политики и межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
ООН, приняв необходимые международно-правовые акты, создала систему защиты прав человека, состоящую из главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам.
Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Подобные «ситуации» часто бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными.
К специализированным органам по правам человека относится, прежде всего, Комиссия ООН по правам человека (1946 г.), ответственная за разработку международных стандартов в области прав человека и контроль за их соблюдением. Комиссия по правам человека ввела десятки специальных процедур для конкретных проблем и конкретных стран: учреждены должности и полномочия специальных докладчиков и представителей, рабочие группы и независимые эксперты.
Комитет по правам человека как контролирующий орган ООН за реализацией Международного Пакта о гражданских и политических правах рассматривает жалобы отдельных граждан государств. Государства, ратифицировавшие этот пакт, не всегда признают государственные жалобы. Они должны заявить о признании компетенции этого Комитета путем подачи письменной декларации (к сожалению, постсоветские государства Центральной Азии еще не признали государственную жалобу в качестве контрольного механизма, а, значит, они не подпадают под его действие).
Наиболее эффективным контрольным механизмом для всех государств являются доклады государств (первичный, дополнительный, периодический). Нередко используются Комитетом и альтернативные доклады, предоставляемые неправительственными организациями и способные повлиять на мнение членов Комитета.
Наиболее важными органами защиты прав человека являются институт Верховного комиссара ООН по правам человека (далее ВКООНПЧ) (1993 г.). Сфера деятельности ВКООНПЧ - это поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; достижение диалога с правительствами в целях обеспечения уважения прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, и др.
Международную систему защиты прав человека в рамках ООН существенно развивают и дополняют региональные системы защиты прав человека, основанные на территориальной общности, примерно одинаковом уровне социально-экономического развития и ряде других факторов, то есть включают страны, находящиеся приблизительно в одном «историческом времени».
Существующая в Европе система защиты прав человека является первой межгосударственной организацией регионального характера, положившей в основу своей деятельности защиту прав человека.
Европейская региональная система закрепила совершенно новый контрольный механизм в области защиты прав человека и послужила моделью для Межамериканской (1969 г.), Африканской (1981 г.) и СНГ-овской (1993 г.) систем защиты прав человека.
Межамериканская систем а была создана в рамках Организации американских государств (ОАГ, 1948 г.).
Принятая в 1969 г. американская конвенция по правам человека вступила в силу лишь в 1978 г. Согласно последней, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию (1960 г.) и Межамериканский суд по правам человека (1978 г.).
Африканская региональная система защиты прав человека, основанная в 1981 г., к сожалению, не дает таких возможностей жертвам нарушений прав человека, как европейская и американская. Страны арабского региона вообще долгое время оставались без механизма защиты прав человека, Багдадская конференция по правам человека в арабском мире (1949 г.) приняла ряд рекомендаций всем государствам-членам Лиги арабских государств (ЛАГ)
Процесс реализации и предотвращения нарушений прав человека должен осуществляться главным образом на национальном уровне: именно государство должно проявить волю в обеспечении прав людей.
Международно-правовые акты обязывают государства обеспечить реализацию прав и свобод личности. Перечень и объем прав, предоставляемых индивиду (личности), постоянно растет по мере расширения сотрудничества различных государств и международных организаций в области прав человека. В результате политики реализации новых международных стандартов и в процессе перехода с государственного уровня на уровень мирового сообщества существенно расширяется социализация личности.
Таким образом, мировое сообщество, признавая ценность человеческой жизни, достигло согласия относительно международных стандартов в области прав человека. Международные стандарты - это результат компромисса между странами с различными политико-правовыми системами и традициями, которые по тем или иным соображениям подошли к общему выражению своих позиций, которые нередко заметно расходятся на практике. Членство государств в универсальной и региональных системах ставится в зависимость от соответствия национального законодательства Уставу организации и соответствующей конвенции по правам человека.
В арсенале политических механизмов мировым сообществом выработаны мягкие (дипломатические демарши, двусторонние и многосторонние контакты и др.) и жесткие (сокращение или переориентация финансовых средств в рамках конкретных программ поддержки, исключение из организации, приостановка действий соглашений и договоров и др.) механизмы. Международные контрольные механизмы и процедуры, закрепленные в соответствующих договорах, имеют первостепенное значение по отношению ко всем другим международным мерам. Вместе с тем применение средств экономического давления, политика экономических санкций чаще всего не имеет ничего общего с реальным обеспечением прав человека. С практической стороны эта политика санкций неэффективна: применение к слаборазвитой стране экономических санкций ухудшает экономическую основу обеспечения прав человека.
Международное сообщество все еще не располагает эффективными инструментами воздействия на политику крупных государств-нарушителей прав челове ка. Практически невозможно было повлиять когда-то на Советский Союз, а сегодня отсутствуют действенные механизмы воздействия, например, на Китай. Однако международное сообщество располагает позитивным опытом, в частности, по демократическому реформированию Тайваня. Это связано с тем, что Тайвань был с самого начала признан международным сообществом, располагавшим экономическими и политическими рычагами воздействия на него.
сообщества) должна основываться на применении мягких форм воздействия.
Международные стандарты существенно расширили и углубили международную политику в области прав человека, хотя современный перечень прав человека далеко не полон и не отражает многих важных проблем в этой сфере. Наблюдается тенденция заметных корректировок ряда международных стандартов из-за компромиссов, на которые государства сознательно идут с целью обеспечить принятие новых стандартов.
Большинство государств признает в качестве фундаментального принципа прав человека их универсальность. Многие государства добавляют к этому принцип неделимости, некоторые - взаимозависимость или солидарность. Некоторые члены международного сообщества отвергают саму идею принципов прав человека и особенно их универсальность как принцип. Ряд представителей, навязчиво отстаивающих идею универсальности прав человека, на деле превращая в универсальную одну ее особенную модель, в сущности отстаивают тот самый политико-правовой релятивизм, который якобы отвергают.
Практически, когда речь идет о самоопределении национальности в демократическом государстве, проблема решается демократическим путем и тем самым формальное противоречие снимается без вмешательства, например, ООН. Когда же подобная ситуация возникает в рамках авторитаризма, то это ведет к подавлению прав национальных меньшинств. Тут необходимо вмешательство ООН, но по разным причинам бывает не всегда. Либо нарушения прав национальных меньшинств в государстве (например, Израиле) не столь объемны и грубы, и Совет Безопасности ООН, не вмешиваясь, рассчитывает на способность демократических сил государства самостоятельно устранить нарушения прав и свобод человека. Либо государство стремится ассимилировать национальное меньшинство, и Совет Безопасности ООН не вмешивается, считая это вопросом суверенитета и целостности государства (курдский вопрос в Турции). Либо при явном произволе, геноциде, массовых этнических чистках Совет Безопасности ООН не может принять решительных мер по их пресечению ввиду блокировки его резолюции (например, в югославской провинции Косово). В результате ООН, стремясь разрешить противоречия между принципом суверенитета и правом наций на самоопределение, практически допускает «двойной стандарт». Отсутствие единого подхода к применению международных стандартов подрывает их общеобязательность и снижает эффективность международной защиты прав человека и международной политики в целом.
Достаточно широко в последнее время в международной политике используется процесс, получивший в середине 1990-х годов название «гуманитарная интервенция». Концепции «гуманитарной интервенции», «превентивной самообороны», их распространение в международной политике- это попытка обойти принципы прав человека, изменить отношения в международной системе.
Уважение государственного суверенитета является основополагающим принципом международных отношений. Но именно государственным суверенитетом прикрываются диктаторы, грубо нарушая права человека. Имеет ли право государство, ссылаясь на суверенитет, апеллируя к принципу невмешательства, расправляться со своими гражданами на политической, расовой, этнической, религиозной почве? По нашему глубокому убеждению, насилие, унижение, геноцид нельзя оправдать индивидуальной, национальной, культурной или другой спецификой. На наш взгляд, при всем разнообразии ценностных ориентиров различных цивилизаций общая основа все же есть. Это фундаментальные права человека. Все концепции суверенитета и безопасности должны строится на приоритете прав человека.