События истории XX в.: две кровопролитные мировые войны, унесшие 75 млн. человеческих жизней, коренные социально-политические изменения в мире в период революций и распада мировой системы империализма, последующий динамизм на базе НТР – все это чрезвычайно ярко высвечивало общемировую тенденцию к единству и целостности современного мира. Приходило сознание того, что это определяется не только необходимостью борьбы за выживание человечества в условиях накопленного военного потенциала (в том числе и ядерного), способного многократно уничтожить все живое на Земле, но и необходимостью мирного, цивилизованного преодоления существующих глобальных проблем, для разрешения которых требовалось объединить усилия всего мирового общества в целом.
Хозяйственная деятельность в ряде государств была развита настолько мощно, что она воздействовала на экологическую ситуацию. Классическими примерами здесь являются кислотные дожди, загрязнение крупнейших рек и водных бассейнов Европы и Северной Америки. Например, от кислотных дождей в Англии страдает две трети лесных массивов. Как считают экологи, в США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на территории этой страны. Во второй половине 80-х гг., после «рассекречивания» экологической информации в нашей стране, были объявлены «зоной бедствия» территории Урала, Аральского и Каспийского морей.
Огромные и все более возрастающие масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы нашей планеты.
Экстенсивная добыча запасов полезных ископаемых ведет к серьезным изменениям в природном ландшафте Земли. Так, расширение сельскохозяйственных площадей приводит к тому, что систематически увеличивается площадь пустынь (с 1975 до 2000 г. она возрастала на 20%). Вызывает большую тревогу и сокращение площади лесов, которое только за период с 1950 по 1990 гг. составило 10%. Все это по-новому ставит вопрос о жизненной необходимости объединения усилий в освоении природных богатств Мирового океана и космического пространства.
Одной из актуальных проблем является демографическая. Население Земли к концу XX в. превысило 6 млрд. человек. Прирост населения незначителен в развитых странах и чрезвычайно высок в развивающихся (около 90% в странах Азии, Латинской Америки и Африки).
Это находит свое отражение и в размере семьи: так, если в Бельгии, Великобритании, Швеции он составляет 2,9 человека, в США – 3,1, то в Иране – 6, Пакистане – 5,7, на Филиппинах – 5,8. Проблема заключалась в обеспечении такого уровня жизни, который бы позволял иметь все необходимые условия для нормального человеческого существования. Однако ситуация была сложной, т.к. экономика этих государств значительноотставала от уровня производства развитых стран. Это приводило к тому, что три четверти населения жило, не имея санитарных устройств, 1,5 млрд. человек были лишены элементарной медицинской помощи, 250 млн. человек жили в трущобах, 2 млрд. человек не имели возможности пользоваться безопасной для здоровья водой и т.д. От недоедания к концу 80-х гг. страдало свыше 500 млн. человек, от голода ежегодно умирало 30-40 млн. человек.
Также было необходимо объединить усилия всех государств для борьбы с новыми видами заболеваний, вызванными техногенным воздействием на природу, снижением уровня защитных сил организма человека, резким повышением темпа жизни, многочисленными стрессовыми ситуациями.
Это такие заболевания, как сердечно-сосудистые, онкологические, новые виды аллергий, диабет, неврозы, СПИД и др. Продолжают оставаться достаточно частыми такие инфекционные заболевания, как грипп, тиф; болезни, в основе которых лежат социальные причины: туберкулез, дизентерия, гепатит и т.д. Все это отражалось на состоянии общественного здоровья, средней продолжительности жизни. Причем, если в развитых странах она составляла 72,4 года, то в развивающихся – 57,0 (в СССР в 1986 году она составляла 67,6 года).
Для разрешения глобальных проблем международные отношения должны были коренным образом измениться: в направлении от военной конфронтации к стабильному и мирному сосуществованию. Однако этот объективный процесс сталкивался со стереотипами «блокового» мышления, созданного «образа врага». Понадобилась кропотливая, постепенная, обоюдная работа по разбору завалов «холодной войны» через механизм двух- и многосторонних переговоров; наполнилась новым политическим содержанием деятельность ООН, более активную роль на международной арене стали играть страны «третьего мира». В Европе значительно снизилась опасность возникновения ядерного конфликта после ликвидации целого класса ракет (в 1988–1989 гг.), начался вывод советских войск из стран Варшавского Договора, сокращалось американское присутствие в Европе. Широкое распространение получило экономическое сотрудничество СССР, стран СЭВ с Западной Европой, ЕЭС.
Благоприятное воздействие на общемировые отношения оказали вывод советских войск из Афганистана в 1988 г., нормализация отношений СССР с Китаем и др. Все это постепенно создавало новую международную обстановку, которая получила название «новое политическое мышление». Ее основные принципы:
1. Вывод о том, что ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и иных целей.
2. Безопасность государств не может быть обеспечена военными средствами, она – на пути мирного сосуществования.
3. Равенство и одинаковая ответственность перед мировым сообществом всех государств, независимо от их величины и мощи – т.е. демократизация международных отношений.
4. Обеспечение права выбора исторического пути развития государств путем невмешательства во внутренние дела.
5. Деидеологизация межгосударственных отношений – т.е. различия в области государственной идеологии не должны служить препятствием для развития экономических, политических, культурных и др. отношений.
Однако события конца 80-х и начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, изменившие их государственный строй и идеологию, привели к ликвидации военного и государственного союзов – Варшавского Договора и СЭВ – экономического союза бывших социалистических государств. Образовалась запутанная международная ситуация, которая в конце 1991 г. значительно осложнилась ликвидацией СССР и созданием большого числа независимых государств на базе бывших советских республик. Возникшие взаимные территориальные претензии, подогретые волной национализма, приводили даже к вооруженным конфликтам. При всей сложности и пока непредсказуемости дальнейших международных отношений.
Во внутренней политике нового советского руководства с апреля 1985 г. вопросы экономического развития представлялись крайне упрощенно, по схеме: «хуже» – «лучше», «тогда» – «теперь»; уповали на уже известные административные и лозунговые мероприятия. Это нашло свое отражение в общераспространенном призыве к «ускорению социально-экономического развития» страны. Казалось, что достаточно очередной кампании за экономию, бережливость, борьбу с прогулами, осознания необходимости технического перевооружения, повышения производительности труда и качества продукции – и будет достигнута цель: догнать передовые промышленно-развитые страны, подтвердить паритет военный – паритетом экономическим.
Однако все это имело непродолжительный эффект. Неподкрепленные экономической и юридической поддержкой, эти призывы разбивались о незыблемую основу административно-командной системы управления.
В этих условиях к началу 1987 г. происходит поворот к экономическим и политическим реформам, которые получили название «перестройка». Сами по себе, чисто теоретически, эти идеи несли в себе здоровое рациональное зерно – вписать советскую экономику в мировое хозяйство, которое, по идее, само автоматически заставит ее развиваться по общемировым стандартам; сделает ее конкурентоспособной на мировом рынке.
В экономике возобладало направление, связанное с проблемой реформирования форм собственности и управления на государственном уровне. Принятые общесоюзные законы: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987 г.), «О кооперации» (1988 г.), «О земле» (1989 г.), «О собственности в СССР» (1990 г.) дали толчок к формированию различных форм собственности в нашей стране. И это в принципе не противоречило общемировым тенденциям. Однако юридические недочеты, запаздывание в создании правовых основ для цивилизованного развития новых экономических структур, фискальная налоговая политика приводили к тому, что набирающий силу частный капитал стал переливаться из сферы производства в торгово-посредническую, причем в большинстве случаев он носил спекулятивный характер.
В сфере управления был взят курс на перераспределение функций от центральных министерств и ведомств на уровень регионов и предприятий. Было сокращено число министерств и ведомств, в целом численность управленческого аппарата. Закон «О государственном предприятии» (1988 г.) закрепил хозяйственную самостоятельность предприятий, предоставил им возможность выхода на мировой рынок. Демократизация управления предусматривала широкую выборность руководящих кадров на производстве, создание советов трудовых коллективов и др.
К 1990 г. был сформулирован вывод о необходимости постепенного перевода советской экономики на рыночные отношения при государственной поддержке социально незащищенных слоев населения. Была принята специальная программа, рассчитанная на 5 лет, предусматривающая поэтапное вхождение экономики в рынок (по образцу китайской экономики). Однако с ликвидацией в декабре 1991 г. СССР руководство Российской Федерации принимает другой вариант вхождения в рынок, получивший название «шоковая терапия» (по примеру Польши).
Политические реформы при всем многообразии за период с 1985 до начала 90-х гг. решали две главные проблемы: восстановление полновластия Советов как политической основы государства и формирование многопартийности.
Для решения первой задачи важное значение имело восстановление практики первых послереволюционных лет созыва съездов Советов народных депутатов как высшего законодательного органа страны. Был создан постоянно действующий Верховный Совет СССР, который осуществлял законотворческую деятельность в перерыве между съездами. Аналогичные органы создавались на областном, районном и городском уровнях.
Исполнительно-распорядительная власть осуществлялась кабинетом министров во главе с премьер-министром, которые составляли правительство страны. С 1989 г. был введен институт президентства. Первым (и последним) Президентом СССР стал М.С. Горбачев. В дальнейшем этот пост был введен во всех союзных и автономных республиках.
Третья ветвь власти – судебная – объявлялась независимой и самостоятельной, руководствующейся только существующими законами. Для контроля за деятельностью всех ветвей власти и соблюдения Конституции страны впервые в истории нашей государственности был создан Конституционный суд. Его решения считались окончательными.
Особенностью этого периода деятельности Советов стало избрание депутатов на альтернативной основе в ходе ожесточенной предвыборной борьбы на всех уровнях. Причем предвыборные кампании велись в обстановке широкой гласности и значительной политической активности населения с использованием таких забытых форм агитационной работы, как массовые митинги, листовки и т.д.
Первые шаги к многопартийности в нашей стране были сделаны в период 1987–1988 гг. В это время появляются такие новые политизированные организации, как «народные фронты» в ряде республик Прибалтики, Белоруссии, на Украине и др. В противовес официальным массовым организациям создаются многочисленные т.н. «неформальные» объединения, «независимые» профсоюзы, движение «зеленых» (экологическое), писательская организация «Апрель», «Демократическая платформа» в КПСС, множество объединений по интересам и т.д.
Новый импульс к формированию многопартийности дан ХIХ партийной конференции (июнь 1988 г.), на которой было принято решение об отмене 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли партии в жизни страны. В 1990 г. был принят Закон о порядке регистрации и деятельности политических партий и других организаций, за короткое время было зарегистрировано более 100 политических объединений, которые послужили в дальнейшем основой для возникновения различных политических течений: монархических, либеральных, христианско-демократических и др.
Однако стремление союзного руководства проводить реформы в рамках единого государства сопровождались достаточно мощными дезинтеграционными процессами практически во всех республиках. Кроме того, свою негативную роль играло стремление отдельных республиканских руководителей полностью уйти от подчинения союзному центру, установить собственную неограниченную власть.
Попытка остановить нарастание системного кризиса старыми административными методами приводит к известным событиям 19–21 августа 1991 г., получившим название «путча ГКЧП». Они стали удобным поводом для стремительного развала СССР, завершившегося подписанием в декабре 1991 г. «Беловежского соглашения» между президентами Российской Федерации, Украины и Белоруссии о ликвидации союзного Договора 1922 г.
Были созданы самостоятельные национальные государства, пока еще сохранявшие подобие единства в рамках нового объединения – Союза Независимых Государств (СНГ). В него изначально не вошли республики Прибалтики: Литва, Латвия, Эстония (получившие название «страны ближнего зарубежья»). Начался период новейшего развития России.