Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќднако, форма читаетс€ наилучшим образом, когда она одноцветна!




1. Ќаучный менеджмент и социальна€ ответственность бизнеса.

2. Ёкономические основы социальной ответственности бизнеса.

1. Ќаучный менеджмент и социальна€ ответственность бизнеса.

ѕромышленна€ революци€ в мире (ее начало примерно с 1750-х гг.), по€вление машин, техники, технологий привели к по€влению фабрик, заводов, где сосредотачивалось огромное количество работников. ¬ 1880-х гг. в наиболее развитых странах мира (прежде всего в —Ўј) по€вилось мнение о том, что дл€ управлени€ такими большими коллек≠тивами работающих людей необходимы какие-то научно обоснованные подходы. Ёти подходы в 1895г. предложил главный инженер одной из горнодобывающих американских компаний ‘. “ейлор на заседании американского общества инженеров-механиков. ’от€ различные под≠ходы к этой проблеме обсуждались на заседании общества еще в 1886 г. (этот год считаетс€ в —Ўј годом создани€ научного менеджмента), на этом заседании клуба присутствовал ‘.“ейлор. ќн позднее, как мы выше отметили - в 1895 г., предложил совершенно революционные подходы, которые сначала были восприн€ты критически, но впоследст≠вии, уже в XX в., после кончины их основоположника в 1915 г., они стали примен€тьс€ на различных предпри€ти€х и показали свою со≠сто€тельность. ‘.“ейлор утверждал, что Ђнаучное управление ни что иное, как некое средство, эконом€щее трудї. ѕри этом он выступал за Ђопределенное и тщательное исследование каждого рабочего... чтобы найти такое дело, в котором он будет первокласснымї. ќн доказывал, что Ђуправление - это подлинна€ наука, опирающа€с€ на точно опреде≠ленные законы, правила и принципыї. –азработанные им методы науч≠ной организации труда и сформулированные на их основе принципы Ђнаучного менеджментаї должны были заменить устаревшие Ђдонауч≠ныеї приемы управлени€.

ќсновные положени€ научного менеджмента ‘.“ейлора состо€т в следующем:

- признание менеджмента самосто€тельным видом де€тельности, цель которого - рационализаци€ производства;

- расчленение процесса производства и трудовых операций на от≠дельные элементы, вы€вление затрат времени на их выполнение с це≠пью нормировани€ труда рабочих;

- планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определ€ющих последователь≠ность, врем€, сроки выполнени€ работ;

- увеличение производительности труда на основе справедливого мознаграждени€ за конечный результат;

- подбор работников в соответствии с их физическими и умствен≠ными возможност€ми и обучени€.

»де€ ‘.“ейлора о разделении работы на отдельные операции при≠цепа к созданию сборочного конвейера, воплощенного его знаменитым последователем √.‘ордом и сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи —Ўј в первой половине XX века. √.‘орд, как один из основоположников научного менеджмента, внес свой суще≠ственный вклад в теорию корпоративной социальной ответственно. ¬ частности, в 1910-е гг. √.‘орд, руководству€сь исключительноїкономическими соображени€ми, решил вовлечь работников своих предпри€тий в формирование прибыли. Ќо сделал это оригинально, провод€ свою социальную политику. ƒл€ участи€ в прибыли он разде≠лил работников на три категории:

- женатых людей, которые жили со своей семьей и хорошо ее обеспечивали;

- холостых старше 22 лет с €вно выраженными хоз€йственными привычками;

- молодых мужчин моложе 22 лет и женщин, которые служили единственной опорой дл€ каких-нибудь родственников.

—опоставив различные экономические показатели, √.‘орд опре≠делил, что вышеотмеченной категории работников он может платить им зарплату по 5 долларов в день (при средней зарплате 2,5 доллара) при исполнении ими элементов определенного социального поведени€. ¬ частности, женатые люди, которые получают повышенную зарплату, должны жить со своими семь€ми и заботитьс€ о них. —разу, когда этот план начал действовать право на прибыль было признано за 60% мужчин; этот процент повысилс€ через шесть мес€цев до 78%, а через год до 87 %; через полтора года не получал премии всего один процент.18  онтроль за поведением работников вне производства, которые полу≠чали прибавку к зарплате, осуществл€л специально созданный √. ‘ор≠дом социальный отдел из 50 человек.

√.‘орд считал, что благотворительность вредна дл€ хорошей жиз≠ни людей.  аждый человек может себе зарабатывать по мере сил. ќн отмечал, что Ђподавать легко; гораздо труднее сделать подачку не тре≠бующейс€ї. ѕо его мнению, профессиональна€ благотворительность не только бесчувственна - от нее больше вреда, чем помощи. ќпыт фордовских предпри€тий показал, что в хорошо организованной промыш≠ленности всегда может быть место дл€ калек, хромых и слепых. √.‘орд отмечал: Ђ≈сли непрестанно иметь в виду мысль о служении, то в каж≠дой местности работы найдетс€ больше, чем рабочих рук в наличииї. — этой целью на своих предпри€ти€х √.‘орд проводил специальную политику по вовлечению инвалидов в трудовой процесс. ¬ы€снилось, что до 40% всех технологических операций по созданию автомобил€ может выполн€тьс€ работниками с разными физическими недостатка≠ми- инвалидами, которые относ€тс€ к своему делу не хуже полностью здоровых. ¬ св€зи с этим, с 1914 г. на предпри€ти€х √. ‘орда закрепи≠лась традици€ (она существует и в насто€щее врем€) по приему на ра≠боту инвалидов.

–ассужда€ о социальной ответственности на фордовских пред≠при€ти€х необходимо также отметить, что эта ответственность про€в≠л€лась в системе здравоохранени€ и образовани€. ¬ частности, работ≠ники могли лечитьс€ в своей (она имела название ЂЅольница ‘ордаї) больнице, но они одновременно и отрабатывали свое лечение тем, что в перерывах между процедурами выполн€ли различную мелкую работу (сборка различных реле, отдельных частей автомобил€). Ќо врачебный персонал больницы был подобран таким образом, чтобы больной про≠ходил качественное лечение. ¬рачи больницы получали повышенную зарплату, но дл€ них было условие: нигде больше не заниматьс€ част≠ной врачебной практикой. ¬ больнице был основной принцип: интере≠сы пациента превыше всего.

√.‘орд содержал специальную гимназию, где обучались дети с 14-15 лет.  роме того, в 1916 г. была открыта Ђѕромышленна€ школа √енри ‘ордаї. Ўкола частна€ и открыта дл€ мальчиков от 12 до 18 лет.  аждый ученик получал при поступлении в школу годовую стипендию. ѕостепенно, при удовлетворительных успехах, эта сти≠пенди€ повышаетс€ до 600 долларов.

„то же понималось под успехами учеников? «ан€ти€ в школе ве≠чно, следующим образом: одна недел€ в школе и две недели в мастерской. ѕримечательно, что все обучение было прив€зано к предпри€тию. Ќапример, зан€ти€ по математике строились на конкретных примерах предпри€ти€.

“аким образом, √. ‘орд €вл€етс€ первым оригинальным бизнесме≠ном, который придумал и внедрил свой особый вид внутрикорпоративной социальной ответственности.  ак мы уже отмечали, √.‘орд был против≠ником благотворительности, т.к. считал, что благотворительности нет там, где пребывает уверенность в своих силах. ќчевидно, что имен≠но специфическа€ социальна€ ответственность перед работниками своих предпри€тий - это один из важных инструментов, которые привели фордовские предпри€ти€ к экономическому успеху, развитию успешного рынка автомобилей марки Ђ‘ордї не только в —Ўј, но и во всем мире.

Ќаиболее близким соратником и последователем идей ‘.“ейлора американский инженер √. √антт. –аздел€€ взгл€ды ‘.“ейлора и бу≠дучи по оценке последнего Ђпервоклассным экспериментаторомї, он |канительно развил и углубил положени€ научного менеджмента, раз≠работал методику сдельно-премиальной системы оплаты труда, пред≠ложил схемы оперативного планировани€, увековечившие его им€ (Ђ√антт-схемыї), внес значительный вклад в разработку теории лидерства.  лючевыми характеристиками подходов √. √антта €вл€ютс€ утверждение ведущей роли человеческого фактора в производстве и за€вление о том, что рабочему человеку должна быть представлена воз≠можность обрести в своем труде не только источник существовани€, но н состо€ние удовлетворенности. ќн призывал: Ђ¬се, что мы предпри≠нимаем, должно находитьс€ в согласии с человеческой природой. ћы не можем понукать людьми, мы об€заны направл€ть их развитиеї.

 

Ќеодинаковое видение проблем промышленной психологии стало одной из основных причин напр€женности в отношени€х ‘.“ейлора и √.√антта. ѕозици€ ‘.“ейлора сводилась к нежеланию рассматривать какие-либо аспекты производства, кроме технологических. √.√антт, на≠оборот, понимал и чувствовал не только технологические, но и управ≠ленческие проблемы системного характера, и пыталс€ найти пути их решени€.   этой практике ‘.“ейлор относилс€ неодобрительно. ќн считал ее ненаучной.

¬ частности, в отличие от ‘.“ейлора √.√антт указывал на социаль≠ную ответственность бизнеса и менеджмента, имеющих широкие об€зательства перед обществом. √.√антт отмечал в своих работах: Ђ—ис≠тема бизнеса должна восприн€ть социальную ответственность и посв€≠тить себ€ прежде всего служению обществу, в противном случае общест≠во в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересамиї.

2. Ёкономические основы социальной ответственности бизнеса.

ƒеловой мир в последнее врем€ пришел к выводу, что повышение эффективности де€тельности и получение предпринимательской при≠были в значительной мере зависит не только от традиционных эконо≠мических факторов, но и других, не имеющих традиционно непосред≠ственного отношени€ к производственным и сбытовым процессам. —та≠бильность корпораций теперь зависит не только от производства каче≠ственных товаров и услуг, но и в активной их де€тельности в решении социальных проблем трудовых коллективов и местного сообщества, системно выстраивать отношени€ с партнерами, органами власти, сред≠ствами массовой информации, потребител€ми и акционерами.

»спользование исторического метода в нашем исследовании по≠казывает, что зарождение концепции социальной ответственности биз≠неса на «ападе началось в начале XIX в., с движени€ в защиту прав тру≠д€щихс€, возникшего в результате развити€ экономической мысли о нормах морали и человеческих издержках в период начала индустриа≠лизации. ѕри этом необходимо отметить, что один из основоположни≠ков этого мировоззрени€ €вл€етс€ английский промышленник, социа≠лист-утопист –.ќуэн, который разработал план по улучшению условий жизни рабочих и сделал попытку его осуществлени€ на одной из шот≠ландских фабрик. ,¬ 1818 г. состо€лс€ конгресс Ђ—в€щенного союзаї, где –.ќуэн потребовал прин€ти€ мер по защите прав рабочих и предложил проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед труд€щимис€, которые впоследствии привели к осознанию обществом необходимости государственного и международного регулировани€ социально-трудовых отношений. —овместно с р€дом известных бизнесменов, политиков и экономистов он неоднократно обращалс€ к правительствам европейских и предлагал им прин€ть международные законы об услови€х труда на заводах, рудни≠ках и шахтах. –.ќуэн выдвинул три довода в пользу прин€ти€ между≠народных трудовых норм:

- облегчить т€желую долю труд€щихс€ масс;

- укрепление социального мира в промышленно развитых странах II цел€х предотвращени€ общественного потр€сени€, т.к. коммунисти≠ческа€ пропаганда набирала силу;

- международное регулирование труда поможет странам с защи≠щающим труд€щихс€ законодательством уравн€ть международную конкурентоспособность всех государств.

¬ дальнейшем, уже после революции в –оссии 1917 г., в 1919 г. была создана ћеждународна€ ќрганизаци€ “руда (ћќ“), котора€ в

Хмоем уставе вз€ла за основу идеи –.ќуэна по достижению социальной справедливости. —ледует отметить, что следующий исторический этап развити€ философии социальной ответственности пришелс€ на период

Х¬еликой ƒепрессииї (конец 1920-х - начало 1930-х гг.) и после ¬то≠рой ћировой войны - начало 1950-х гг. ¬ период Ђ¬еликой ƒепрессииї 1*>30-х гг. основной заботой большинства предпри€тий в мировом эко≠номическом сообществе было элементарное выживание. Ёкономические факторы при этом были решающими. ѕри этом никто из труд€≠щихс€ не ждал от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест. ¬ это врем€ люба€ корпораци€ рассматривалась как экономиче≠ска€ целостность, котора€ об€зана заботитьс€ только об эффективности не пользовани€ своих ресурсов. Ётим самым корпораци€ выполн€ла экономическую функцию по производству товаров и услуг, которые необходимы дл€ общества со свободной рыночной экономикой, обеспечива€ одновременную работу дл€ граждан и максимальные прибыли и вознаграждени€ дл€ акционеров.

»так, 1930-е гг., в западных странах, характерны как сугубо эко≠номические, где социальна€ ответственность бизнеса была направлена на максимизацию доходов собственников и реализовалась под девизом Ђмаксимальна€ прибыль - единственна€ об€занность бизнесаї.22 ¬ пери≠од ¬торой ћировой войны, с 01.09.1939. по 09.05.1945 гг., вс€ экономи≠ческа€ система стран работала на производстве военной техники и, есте≠ственно, ни о какой социальной ответственности бизнеса речи не было.

» только в 1950-е гг. (в 1953 г.) по€вилась перва€ фундаментальна€ работа Ђ—оциальна€ ответственность бизнесменаї –.Ѕоуена, где он отмечал, что социальна€ ответственность бизнесмена состоит в Ђреализа≠ции той политики, прин€тии таких решений либо следовании такой линии поведени€, которые были бы желательны дл€ целей и ценностей общест-ва.23ѕо его мнению, концепци€ социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при прин€тии деловых решений может приносить социальные и экономи≠ческие выгоды обществу. ≈го основна€ иде€ Ч это то, что организаци€ есть нечто большее, чем просто экономическа€ целостность.

ѕосле выхода работы –. Ѕоуена возникла дискусси€ о сущности корпоративной социальной ответственности ( —ќ), котора€ свелась к двум основным позици€м. ƒело в том, что при кажущейс€ простоте классическа€ формула –. Ѕоуена, содержавша€ ссылку и на цели, и на ценности, была противоречивой внутренне. Ёто противоречие, однако, заключалось не в очевидной дихотомии целей и ценностей. —ама по се≠бе она, конечно, носит характер некоторой условности, т.к. с одной сто≠роны, достижение целей, определ€емое в качестве нормативно оправ≠данной де€тельности, включает в себ€ определенные ценности. — одной стороны, подходы –. Ѕоуена предполагают существование как бы об≠щественного договора между бизнесменом и обществом, его ценно≠ст€ми24. Ќо с другой стороны, этот договор предполагает наличие осо≠бой моральной установки у бизнесмена, котора€ способна не только отражать ценности общества, но и формировать их.

»менно эти два взгл€да и создали философию пон€ти€: корпоративна€ социальна€ ответственность во второй половине XX в. и начале \’\ в. ѕервую позицию (общественный договор), т.е. Ђвнешнююї при≠роду источников корпоративной социальной ответственности, отстаивали экономисты (менеджеры) и политологи. ¬тора€, моральна€, кото≠ра€ предполагает доминирование Ђвнутреннихї источников корпоративной социальной ответственности, поддерживаетс€ преимущественно философами и социологами.

ѕерва€ позици€ свое начало берет в работах таких ученых как ћ ‘ридман, ƒж.√элбрейт,  .ƒевис. Ќапример, ƒж.√элбрейт в своей шдменитой книге: ЂЌовое индустриальное обществої определил Ђин≠дустриалистскуюї ветвь институционализма, котора€ и предопределила индустриальную системуї. ’арактерными особенност€ми нового ин≠дустриального общества станов€тс€ активна€ роль государства, глобальное планирование, сли€ние крупных корпораций с государством. ƒж.√элбрейт отмечает: Ђ“ребовани€, диктуемые техникой и организа≠цией производства, а не идеологические символы - вот что определ€ет облик экономического обществаї.  атегори€ ответственности представл€лась ими как универсально необходима€ дл€ существовани€ ка≠питалистического общества. ѕри этом ни корпораци€, ни топ-менеджеры не рассматривались как моральные агенты, способные к формированию собственного взгл€да на социальную ответственность.

ѕо мнению ћ.‘ридмана, в свободном обществе Ђ...существует одна и только одна социальна€ ответственность бизнеса: использованиеї моих ресурсов дл€ участи€ в де€тельности, направленной на повыше≠ние его прибылей, в той мере, в которой она соответствует правилам игры, обеспечивающим открытую и свободную конкуренцию без обма≠на и мошенничестваї. ѕри этом, рассужда€ о социальной ответствен≠ности, ћ.‘ридман призывает еще раз вспомнить ј.—мита и его опре≠деление, что Ђведом невидимой рукой способствовать достижению це≠ни, не входившей в его намерени€. » обществу не всегда хуже от того, что эта цель не входила в его намерени€. ѕреследу€ свой собственный интерес, человек часто больше способствует интересу общества, чем если он действительно вознамерилс€ ему способствовать. я никогда не видел, чтобы люди, вз€вшиес€ торговать ради общественного блага, приносили много добраї.27

ѕо мнению ћ.‘ридмана, если руководитель корпорации примет на себ€ какую-либо социальную ответственность, кроме ответственно≠сти заработать дл€ своих акционеров, то така€ корпораци€ не имеет достаточно стабильной перспективы.  орпораци€ €вл€етс€ орудием владеющих ею акционеров и когда она жертвует деньги, она отказывает отдельному акционеру в праве решать, как ему распор€жатьс€ своими собственными средствами, считает ћ.‘ридман, Ќобелевский лауреат по экономике.

 роме того, Ђотец монетаризмаї ћ.‘ридман в одной из своих статей отмечал: Ђ огда € слышу, как бизнесмены выразительно рассу≠ждают о Ђсоциальной ответственности бизнеса бизнеса в рыночной экономикеї, € невольно вспоминаю одну историю о французе, который, когда ему исполнилось 70 лет, вдруг обнаружил, что он говорил прозой всю жизнь. Ѕизнесмены вер€т в то, что они защищают рыночное хоз€й≠ство, когда не без пафоса утверждают, что бизнес св€зан не только с получением прибыли, но и с достижением определенных социальных результатов, что у бизнеса есть особа€ Ђсоциальна€ совестьї, и что он несет ответственность по обеспечению зан€тости, устранению дискри≠минации, предотвращению загр€знени€ окружающей среды и чего-либо иного, что входит в лексикон современного поколени€ реформаторов. ќни фактически проповедуют - или проповедывали бы, если бы они сами или кто-нибудь вообще воспринимал это всерьез, - чистый и не≠прикрытый социализм. Ѕизнесмены, рассуждающие таким образом, €в≠л€ютс€ невольными марионетками тех сил, которые подрывали устои свободного общества в течение последних дес€тилетийї.

ћожно согласитьс€ с ћ.‘ридманом только в том, что трудно вы≠брать сферы про€влени€ социальной ответственности корпораций. ќн справедливо спрашивает о том, как узнает менеджер, каким образом нужно расходовать средства, предназначенные на реализацию социаль≠ных целей?

“аким образом, представл€етс€ целесообразным рассмотреть ар≠гументы, которые положительно вли€ют на экономическую состав≠л€ющую корпоративной социальной ответственности:

- значительна€ веро€тность получени€ более высокой прибыли в перспективе (стабильна€ социальна€ ответственность формирует имидж корпорации, ее деловую репутацию; все это положительно вли€ет на покупателей потребл€ющих товары и услуги корпорации, по≠выша€ ее доходность);

- вокруг социально ответственной корпорации формируетс€ благо≠желательна€ внешн€€ среда, что способствует увеличению ее прибыли;

- благожелательное отношение к социально ответственным корпо≠раци€м со стороны государственных, региональных и муниципальных органов власти, что позвол€ет получать определенные блага в виде отсутстви€ претензий со стороны органов госрегулировани€, а также воз≠можность получени€ госзаказов;

- взаимосв€зь власти и ответственности за власть (в западном ме≠неджменте существует так называемый Ђ∆елезный закон ответствен≠ностиї, который гласит: Ђ¬ долгосрочном периоде безответственное с точки зрени€ общества использование своей власти неминуемо ведет к потере этой властиї);

- веро€тность предотвращени€ проблем в будущем (социально от-нетственные корпорации следуют более Ђдуху, а не букве законаї, что позвол€ет им при веро€тном изменении законодательства, например, в сторону прин€ти€ более жестких стандартов качества товаров и услуг пни норм загр€знени€ окружающей среды, или правил рекламной де€тельности, быть более мобильными и максимально готовыми к де€тельности в новых услови€х);

- корпоративна€ солидарность (социально ответственное поведе≠ние корпорации, как правило, положительно вли€ет на мотивацию персонала и формированию благопри€тного климата в коллективе, допол≠нительной мотивации труда, а это в свою очередь ведет к росту производительности труда и улучшению финансово- экономических показа-1спей де€тельности корпорации).

Ќеобходимо отметить, что в 1960-е гг., в первоначальной стадии перехода к постиндустриальному развитию, в общественном сознании по€вилась оппозици€ жесткому миру предпринимательства, образовалс€

активный интерес к таким проблемам, как гражданские права, рав≠ноправие женщин, загр€знение окружающей среды отходами производств и состо€ние среды обитани€ в целом. ѕо€вилась гуманистиче≠ска€ направленность в мировой экономической политике. Ётому способствовала Ђкейнсинизаци€ї экономики западных стран, т.е. домини≠рование социальной защищенности работников в производственных отношени€х. ѕри этом получили развитие в обществе трудовые профсоюзы, которые выдвигали различные требовани€, среди которых са≠мыми важными были восьмичасовой рабочий день и улучшение усло≠вий труда в целом.

¬се это привело к пересмотру социальной политики предпри€тий и по€влению концепции корпоративной социальной ответственно≠сти. ѕо€вилс€ лозунг о необходимости повышени€ уровн€ решени€ со≠циальных проблем собственного персонала именно на предпри€ти€х.  орпоративна€ социальна€ ответственность стала рассматриватьс€ как добровольный отклик организации на социальные проблемы, и, прежде всего, своих работников. ѕоэтому этот первоначальный этап можно на≠звать как период внутрикорпоративной социальной ответственности.

¬ 1970-е и 1980-е гг. в мире по€вилась иде€ разоружени€, развитие атомной энергетики, поддержка стран третьего мира, защита флоры и фауны и др. ѕо€вившиес€ в это врем€ признаки экономического кризиса привели к пониманию особой роли бизнеса в обществе. Ёто повысило ответственность организаций. ¬се это подтолкнуло организации к необ≠ходимости направл€ть часть своих ресурсов и усилий на социальное раз≠витие общества, его совершенствование и гуманизацию. “аким образом, в этот период начали мен€тьс€ формы про€влени€ социальной ответст≠венности бизнеса, который берет на себ€ об€зательства вести де€тель≠ность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономи≠ческое развитие за счет повышени€ качества жизни как собственного персонала (семей), так и всего местного населени€ и общества в целом.

¬ «ападных странах сама социальна€ ответственность бизнеса на≠чинает трактоватьс€ как добровольный вклад в развитие общества в со≠циальной, экономической, экологической и др. сферах, что предполага≠ет выход бизнеса за определенные рамки законодательных основ своего функционировани€.  оммерческий успех корпораций начинает св€зы≠ватьс€ с этическими ценност€ми общества, уважени€ к люд€м, отдель≠ному человеку.

»так, последний исторический этап развити€ социальной ответст≠венности пришелс€ на период: конец 1990-х - насто€щее врем€.9

Ётот этап развити€ социальной ответственности бизнеса св€зан с по€влением процессов глобализации, возникновением различных техно≠логий информационной направленности, которые стали способствовать концентрации экономической власти в руках относительно небольшого количества корпораций.

ƒл€ того, чтобы заработать право на свою активную де€тель≠ность корпорации вынуждены прислушиватьс€ к своим акционерам и окружению местных сообществ. “аким образом, рентабельность корпо≠рации начала св€зыватьс€ не только с экономической эффективностью, но и с ее готовностью соблюдать законы общества:

ѕод корпоративной социальной ответственностью можно понимать такую философию поведени€ компани€ми и от≠дельными бизнес-структурами, котора€ направлена на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон дл€ целей устойчивого развити€.

15. √уманистические подходы отечественного экономического поведени€ в корпоративном сообществе

»сторический метод показывает, что гуманистические основы развиваемого в насто€щее врем€ социально-экономического направле≠ни€ жизнеобеспечени€ отечественного общества базируетс€ на основа≠тельной методологической основе экономического гуманизма. Ќаибо≠лее заметное место в этом направлении принадлежит ћ.¬. Ћомоносову (1711 - 1765), философу и просветителю. »з его трудов наиболее за≠метное место принадлежит трактату Ђќ сохранении и размножении российского народаї, где содержатс€ глубинные подходыкразвитию отечественного производства, обучени€ населени€ различным Ђремесленнымделамї. ѕо мнению ћ.¬.Ћомоносова, устремлени€ человека, потребности поддаютс€ облагораживанию и развитию с помощью средств образовани€ и просвещени€ населени€. Ќапример, он предлагал перенести ¬еликий пост на летнее врем€, поскольку зимой нет свежих плодов и овощей, а кресть€не и купцы пребывают в праздности. ћ.¬.Ћомоносову удалось победить в борьбе с крещением младенцев в лед€ной воде. —в€щенники ссылались на требник, предписывающий использовать только чистую воду без вс€кой примеси. “еплоту при подогреве как раз и считали примесью, в результате зимой младенцевокунали в купель с лед€ной водой.  ак передовой физик, ћ ».Ћомоносов считал, что теплота не €вл€етс€ особым веществом, примешивающимс€ї к воде. ѕо его мнению, Ђневеждам-попам толко≠ватьфизику нет нужды, довольно принудить властиюї. „то в концеконцов и было сделано.  роме того, ћ.¬. Ћомоносов, автор Ђ–оссийской грамматикиї и других филологических трудов, преобразовал русский €зык, четко отделив его от церковнослав€нского и в то врем€ до-дозированно и по определенной системе введ€ в него церковнослав€нские слова. ќн стремилс€ сделать русскую речь пригодной Ђк выражениюидейтрудныхї, в частности, создава€ новую научную лексику (в числеизобретенных им слов, например, Ђкислородї). ћ.¬.Ћомоносов ввел в учебники русского €зыка и некоторые грамматические элементы из церковнослав€нского, в том числе причастные обороты. √овор€, напри≠мер, Ђдевочка, живуща€ в —етиї, мы пользуемс€ грамматической конструкцией, внедренной в €зык ћ.¬ Ћомоносовым.

¬ конечном счете, детищем ћ.¬.Ћомоносова можно считать весь образованный класс русских людей. ќн старалс€ помочь выходцам из простонародь€ получить образование. ѕри разработке уставов ћосковкого и ѕетербургского јкадемического университетов он отстаивалusоткрытость дл€ всех, кроме крепостных (по€вление рабов с университетским образованием подорвало бы престиж науки). ¬ качестве ректорајкадемического университета ћ.¬.Ћомоносов трогательно заботилс€ о студентах, вника€ в детали вплоть до меню столовой.  ритику€ устав, предполагающий экономию на питании студентов, он писал: ћожет быть, сочинитель думал, что –оссийскому государству будетвелика€ т€гость, ежели оно 40 алтын (1 алтын = 3 копейки) в год поте≠р€етдл€ получени€ ученого росси€нина...а не жаль бы 1800 рублей, чтобы иноземца выписатьї.

«начительный вклад в развитие отечественного гуманизма внес ¬.ћ.’востов (1868 - 1920), крупнейший российский философ, социо≠лог и правовед. ¬ своих работах (в частности, в работе: ЂЁтика челове≠ческого достоинстваї) он показал, что человек противоречив в своих делах. ќн отмечал, что Ђ...жизнь человека есть посто€нна€ борьба про≠тивоположностейї.ѕо его мнению, в каждом человеке можно увидеть про€вление двух противоречивых начал, одно из которых может быть названо высшей духовностью или разумностью человека, его бесконеч≠ным и неограниченным €, соедин€ющим его со всем мирозданием, дру≠гое же - это маленькое, эгоистическое €, разъедин€ющее в своих край≠них про€влени€х человека с остальным миром. ѕоэтому преодолева€ в самом себе двойственность, присущую человеческой природе, отмечал ¬.ћ.’востов, он тем самым помогает всему человеческому сообществу преодолевать двойственность и тем самым следовать гармоническому объединению в духе истины, добра и красоты.

√уманитарное наследие ƒ.».ћенделеева, известного ученого- химика, представлено в его работах: Ђ  познанию –оссииї, Ђ«аветные мыслиї, где он подробно исследовал демографическую ситуацию в –оссии на рубеже XIX-XXIвв., изучил тенденции в развитии отечест≠венного народонаселени€. ѕо его мнению, например, к 2000 году в –ос≠сии должно было проживать около 600 млн. чел. ќн обозначил пути повышени€ образованности населени€ Ђвсеобщеоб€зательное образо≠ваниеї. ƒ.». ћенделеев считал, что труд дл€ человека €вл€етс€ необхо≠димой составл€ющей жизни: Ђ–аботу могут производить и ветер, и во≠да, и животные; труд же есть дело чисто человеческое, выражающеес€ не только внешним, так сказать, физическим результатом, но и внут≠ренним... духовным способом...в труде должна содержатьс€ всегда и польза людска€, и энерги€ труд€щегос€ї.

«начительный вклад в теорию понимани€ нравственной природы человека внес ѕьер “ей€р де Ўарден, который в своей книге Ђ‘еномен человекаї отмечал: Ђ¬не вс€кого сомнени€, материальна€ и духовна€ энерги€ чем-то св€заны между собой и продолжают друг друга. ¬ са≠мой основе каким-то образом должна существовать и действовать в ми≠ре едина€ энерги€. » первое, что здесь приходит на ум, - это предста≠вить себе Ђдушуї как фокус преобразовани€, в котором, сход€сь через р.пные каналы природы, сосредоточиваетс€ мощность тел, чтобы здесь имгерьеризироватьс€ и сублимироватьс€ в красоту и истинуї.

Ќаиболее €рким социальным философом первой половины XX в. былЌ.ј.Ѕерд€ев (1874 - 1948), который высказал важные и актуальныемысли по гуманизации социально-экономической жизни. явл€етс€ одним из основоположников отдельного направлени€ философии- экзистенциализма, т.е. философии существовани€ (одиночество человека перед лицом ничто). ќн также считал, что личность находитс€ в противосто€нии объективного и субъективного. ѕо его мнению: Ђ„еловекестьсущество, испытывающее не только страх и ужас, но и тоску...тоска ближе к ужасу, чем к страху, но имеет свое качествої.

Ќ.ј. Ѕерд€евговорит о существовании вечного конфликта между цен≠ност€ми культуры и ценност€ми государства и общества. ¬ начале своеготворчества он примыкал к Ђлегальному марксизмуї, позднее стал сторонником религиозно-идеалистического направлени€. ѕо мнению Ќ.ј. Ѕерд€ева, экономика, хоз€йство - это и создание духа человеческого.ќни напр€мую завис€т от особенностей духовного мира действую≠щего субъекта. ќн во многом предвидел различные формы научно-технической революции и социально-экономические последстви€ ееосуществлени€. Ќ.ј.Ѕерд€ев предостерегал, что господство технико-рационального, бездушного мира может привести к деформации личности, превратить ее в автомат.

—ущественный вклад в развитие гуманистических основ социаль≠но - экономической направленности внес —.Ќ.Ѕулгаков (1874-1944), философ, экономист, публицист, религиозный де€тель. ќн затронул проблемы св€зи христианства и хоз€йства, которые изложил в работе Ђ‘и≠лософи€ хоз€йстваї (1912). —.Ќ.Ѕулгаков считает, что Ђ...хоз€йственна€ иде€тельность свойственна только человеку... хоз€йство есть борьба человечества с стихийными силами природы в цел€х защиты и расшире≠ни€ жизни, покорени€ и очеловечени€ природы, превращени€ ее в потенциальный человеческий организмї.Ёкономическа€ наука и филоофи€ хоз€йства - это разные течени€ познани€ реальности, хот€ ихобъектисследовани€, по сути, один. Ѕытие человека, его жизнь можно рассматривать в аспекте хоз€йствовани€. ё.ћ.ќсипов полагает, что Ђ...хоз€йство - творение жизни, быти€ї.«адача философии хоз€йства показать мир, в котором действует хоз€йствующий человек, а также че≠ловека хоз€йствующего в мире, в котором он действует, а соответствен≠но, обсудить с человеком хоз€йствующим мотивы и итоги его де€тель≠ности, ее общее направление, глобальный результат. ’оз€йствовать - это производить идеи, в том числе - идеи по гуманизации всех экономиче≠ских отношений. ¬ любой корпорации топ-менеджер должен быть, пре≠жде всего, хоз€йствующим человеком. ќчевидно, что в любой корпора≠ции все сотрудники несут в себе груз философии хоз€йства, как гумани≠стической основы экономических отношений.

–ассматрива€ гуманистические аспекты социально-экономи≠ческого развити€, мы не можем не отметить работы ¬.».¬ернадского (1863-1945), который рассматривал научную мысль как планетарное €вление. √уманитарна€ заслуга ¬.».¬ернадского заключаетс€ в том, что он, по сути, ввел в анализ св€зей системы Ђчеловек - природаї новое критериальной измерение Ђчеловечество как единое целоеї и перевел социальный анализ в глобальный аспект. ¬ 1804 г. французский ученый ∆.Ѕ. Ћамарк ввел в научный оборот термин Ђбиосфераї, но ¬.». ¬ер≠надский вложил в него совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. ƒл€ совокупности насел€ющих «емлю организмов он ввел тер≠мин Ђживое веществої, а биосферой предложил называть всю ту среду, в которой это живое вещество находитс€, т.е. всю водную оболочку «емли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах ћирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой оби≠тают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой обо≠лочки «емли - литосферы, в которой живые бактерии в подземных водах встречаютс€ до глубины пор€дка двух километров.

 ак отмечал ¬.».¬ернадский Ђэволюционный процесс присущ только живому веществу. ¬ косном веществе нашей планеты нет его про€влений. “е же самые минералы и горные породы образовывались н криптозойской эре, какие образуютс€ и теперь. »сключением €вл€ютс€ биокосные природные тела, всегда св€занные так или иначе с живым веществомї. ¬ биосфере, согласно терминологии ¬.».¬ернадского, су≠ществует Ђпленка жизниї, в которой концентраци€ живого вещества максимальна. Ёто поверхность суши, почвы и верхние слои вод ћиро≠вого океана.  верху и книзу от нее количество живого вещества в био≠сфере «емли резко убывает. ¬ результате закономерного процесса эво≠люции биосферы под вли€нием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера «емли должна перейти в новое состо€ние, которое ¬.».¬ернадский предложил называтьЂноосфераї. ќн создал учение о ноосфере, в котором показал эволю≠цию планеты как единый космический, биологический и антропогенный процесс. ¬ соответствии с учением ¬.».¬ернадского о ноосфере, одновременно с накоплением суммы общественного богатства в обществепроисходит накопление совокупного, полезного знани€ - глобальнойинформационной среды, котора€ составл€ет интеллектуальную оболочку планеты. ѕри этом глобальное информационное поле «емли постепенно превращаетс€ в мощную планетарную силу эволюции раз≠вити€. Ќужно отметить, что сам термин Ђноосфераї был предложен ещев 1927 г. французским философом и математиком Ё.Ће-–уа (1870-1954) в своей книге ЂЌеобходимость идеализма и факт эволюцииї.¬.».¬ернадский отмечал, что все человечество, вместе вз€тое, представл€ет ничтожную материальную массу планеты. ѕоэтому его мощьсв€зана не с его материей, а с его мозгом. ќн отмечает: Ђ„еловечество, Ђиное в целом, становитс€ мощной геологической силой...перед ним, перед его мыслью и трудом, становитс€ вопрос о перестройке биосферы винтересах свободно мысл€щего человечества как единого целого, это новое состо€ние биосферы...и есть ноосфераї. »нтересно отметить, что ¬.».¬ернадский придерживалс€ мнени€ о таком социальномразвитии –оссии (и всего человечества), где в итоге к власти должныприйти ученые. ≈го обобщающа€ работа ЂЌаучна€ мысль как планетарное€влениеї, суд€ по дневникам ¬.».¬ернадского и его письмам,восновном была написана в 1937 - 1938 гг. ¬ этой книге Ђнарисованароль человечества в развитии биосферы, дано пон€тие о живом вещества иего организованности, об эволюции биосферы и неизбежности ее постепененного превращени€ в ноосферу, об услови€х, необходимых дл€такого перехода, об основных этапах развити€ человеческой культурыи еедальнейших судьбах. ¬ ней содержатьс€ глубокие мысли об эволюции человечества в геологическом и социально-историческом масштабaxвремени. ћировым научным сообществом признано, что подходы¬.».¬ернадского €вл€ютс€ первым во всей мировой литературеопытом обобщени€ эволюции нашей планеты как единого космическо-геологического, биогенного и антропогенного процесса. ¬ работе раскрываетс€ ведуща€ преобразующа€ роль науки и социально организованного труда человечества в насто€щем и будущем планеты. Ќаучна€мысль, наука, рассматриваетс€ и анализируетс€ как важнейша€ сила преобразовани€ и эволюции планеты.

ќпределенный вклад в развитие отечественной гуманистической философии внес ».“.‘ролов, который занималс€ исследованием смыс≠ла человеческой жизни, человеческого быти€, сущности пон€ти€ Ђчело≠векї. ѕон€ти€ Ђприродаї, Ђсущностьї человека часто употребл€ютс€ как синонимы. ¬месте с тем, между ними можно провести концепту≠альное разграничение. ».“.‘ролов полагает, что в принципе под Ђприродой человекаї подразумеваютс€ стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homosapiensво все времена независимоorбиологической эволюции и исторического процесса. –аскрытие этих признаков позволит выразить человеческую природу. Ќапример, ра≠зумность присуща только человеку. √уманизм как специфическа€ сис≠тема воззрений складывалс€ на прот€жении веков. ќн базируетс€ на философском понимании человека. Ќаиболее нагл€дное воплощение персоналистска€ традици€ европейской культуры нашла в эпоху ¬оз≠рождени€. √уманизм становитс€ самосто€тельным идейным движени≠ем. ћыслители той поры - титаны духа - утвердили полную принад≠лежность человека к земному миру. ќни провозгласили свободу чело≠веческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. √умани≠сты считали человеческую красоту сообразной красоте божественной, Ђ¬ек разумаї в сфере искусства закреплен такими пон€ти€ми, как Ђклассицизмї и Ђбароккої.

16. »мператорское „еловеколюбивое ќбщество в –оссии начала XIX в. —тановление. ќсновные направлени€ де€тельности.

»мператорское человеколюбивое общество, учрежденное »мператором јлександром I под названием ЂЅлагодетельного обществаї, €вилось вторым после ¬едомства учреждений »мператрицы ћарии, как по старшинству, так и по масштабам де€тельности, общероссийской многопрофильной благотворительной институцией –оссийский »мперии.

¬ ¬ысочайшем рескрипте от 16 ма€ 1802 года говорилось: Ђќбыкновенное пода€ние нищим, умножа€ только число оных, не успокоит старца, от€гощенного летами, не возвратит здоровь€ юноше, ув€дающему на заре дней своих, не избавит от смерти ли порока младенца, долженствующего быть подпорою отечества. Ќередко также наглый туне€дец похищает от руки благодетельной то, что назначено было отцу семейства, том€щемус€ на одре смерти и отча€ни€. »з сего следует, что растроганным быть наружным и весьма обманчивым видом нищеты и убожества, не есть ещЄ благоде€ние. Ќадлежит искать несчастных в самом жилище их Ц в сей обители плача и страдани€. Ћасковым обращением, спасительным советами, словом Ц всеми нравственными и физическими способами облегчить судьбу их; вот в чем состоит истинное благоде€ниеЕї.

—пособ формировани€ первоначального состава членов ќбщества был достаточно необычен и совмещал монаршую волю с достаточно широкой самоде€тельностью. »мператор назначал только троих членов ќбщества. ќни же единогласно избирали четвертого, четверо Ц п€того, п€теро Ц шестого, шестеро Ц седьмого и так далее до дев€того. ѕосле этого дев€ть членов уже большинством голосов избирали ещЄ восемь человек. “ак был сформирован первый состав в 17 человек.

Ђ„тобы показать, как близки сердцу ћоему несчастные жертвы ожесточенного рока, - писал »мператор, - беру под особливое и непосредственное покровительство —вое, как вновь учреждаемое в здешней столице благодетельное общество, так и все другие, которые без сомнени€, по примеру оного, размножатс€ между народомЕї.

18 ма€ 1802 года последовал ¬ысочайший рескрипт об учреждении в —анкт-ѕетербурге ћедико-‘илантропического комитета, который образовывалс€ из известнейших в столице докторов. ÷ель этого комитета заключалась в усовершенствовании существовавших и открытии новых медицинских благотворительных заведений. »ли, как говорилось в ¬ысочайшем рескрипте от 7 сент€бр€ 1804 года, взоры  омитета должны быть Ђобращены к де€тельному умножению способов предупреждать, облегчать или вовсе отвращать разнообразные физические бедстви€, с рождени€ до конца дней человека обремен€ющихї. ¬ конце рескрипта √осударь выражал надежду, что неослабные труды  омитета Ђобрат€т на себ€ благотворными своими последстви€ми должную признательность общества и человеколюбивые усили€ всех приемлющих де€тельное участие в сем богоугодном подвиге, сверх внутреннего наслаждени€, достав€т и лестную награду всеобщим почтением и уважениемї.

ѕри создании комитет получил единовременно 15 000 руб. ассигнаци€ми и ежегодную субсидию 5 400 руб. «начительные средства, с разрешени€ »мператора, поступали по подписке от частных лиц. ¬ но€бре того же, 1804 года ћедико-‘илантропический  омитет учредил бесплатное лечение больных на дому и диспансеры в разных част€х города, где приход€щие больные также бесплатно получали не только медицинские консультации, но и лекарства(!). ƒл€ этого в каждую из существующих 11 частей (районов) северной столицы были определены врачи и их помощники.  роме того, в ѕетербургской, ћосковской и –ождественской част€х —анкт-ѕетербурга  омитетом были открыты специальные лечебницы-стационары дл€ заразных больных. ¬ 1806-м году ћедико-‘илантропический  омитет учредил также главную лечебницу, при которой, помимо прочих врачей дл€ бедных, состо€л окулист. ¬ задачу комитета входила также борьба с оспой, в частности, оспопрививание.

Ќар€ду с этим,  омитет через своих врачей снабжал нуждающихс€ больных улучшенным питанием, оказывал помощь бедным роженицам через своих акушеров и назначил несколько зубных врачей дл€ бедных.

ѕользоватьс€ помощью  омитета могли проживавшие в ѕетербурге Ђвсе бедные и неимущие, какого бы ни были исповедани€, звани€ и возраста... кроме господских дворовых людей и кресть€н, коих господа имеют здесь свое пребываниеї. «а год, с €нвар€ 1807 по €нварь 1808 гг. услугами частных врачей воспользовались почти 2,5 тыс. чел. (1539 чел. т€желобольных вызывали врача на дом, 869 чел. ход€чих больных были прин€то врачами в лечебницах). ѕраво на помощь получали лица, вз€вшие у приходского св€щенника свидетельство о бедности, иноверцы могли представить справку от частного пристава.

11 но€бр€ 1805 года с ¬ысочайшего соизволени€ начал свою де€тельность ѕопечительный о бедных  омитет. «адача ѕопечительного  омитета состо€ла в оказании денежной помощи Ђистинно бедным и несчастным люд€мї без различи€ пола, возраста и вероисповедани€, при всех про€влени€х их нужд от младенческого возраста до глубокой старости. —огласно уставу цель де€тельности  омитета состо€ла Ђв отыскании бедных, большею частию в отдаленных и не проезжих местах города живущих, в разведывании о состо€нии и поведении их и в составлении не только денежного пода€ни€, но и других пособий, особенно больным необходимыхї.

ƒл€ этого были учреждены попечители о бедных, которые были об€заны производить строгое исследование положени€ обращающихс€ в  омитет бедных и, затем, представл€ть в него свои сведени€ и соображени€ о просител€х.

 омитет назначал пособи€ двух видов: единовременные и, так называемый, Ђпансионї (пенсии). ћаксимальный размер одного посто€нного пособи€ должен был составл€ть не более 200 рублей в год ассигнаци€ми (весьма высока€ по тем временами сумма). ¬месте с тем, ѕопечительский  омитет не ограничивалс€ только выдачей пособий бедным, приносившим соответствующие прошени€. ќн занималс€ также сбором сведений о бедных вообще, в том числе, оказыва€ консультативную помощь тем, кто нуждалс€ в ходатае, сегодн€ мы бы сказали адвокате, в судебных спорах. “аким образом, ќбществом было положено начало бесплатной общественной юридической помощи малоимущим.

¬ 1810-м году был признано необходимым привлечь —анкт-ѕетербургский ѕопечительный о бедных  омитет к участию в оказании помощи бедным, обращавшимс€ в  омиссию прошений, на ¬ысочайшее им€ приносимых. ћанифест от 1 €нвар€ 1810 года постановл€л, чтобы Ђпрошени€ о единовременных пода€ни€х и помощи люд€м, жительствующим здесь, в столицеЕ посылались в особенное общество, дл€ таковых вспоможений здесь учрежденноеЕї.

¬ 1814 году в жизни ЂЅлагодетельного обществаї произошло важное событие Ц ему было указано именоватьс€ Ђ»мператорским „еловеколюбивымї. 30 августа этого года, согласно ¬ысочайше одобренной записке кн€з€ √агарина, были учреждены должности главного попечител€ и его ѕомощника. Ќа первую должность был определен кн€зь ј.Ќ. √олицын, на вторую Ц ѕредседатель —анкт-ѕетербургского ѕопечительного о бедных  омитета ѕ.ј. √алахов.

«а все врем€ существовани€ »„ќ √лавными попечител€ми его заем были ѕетербургские митрополиты —ерафим (1824-1843), јнтоний (1843-1848), Ќиканор (1848-1856), √ригорий ((1856-1860), »сидор (1860-1892), ѕалладий (1892-1898) јнтоний (1898 - 1913), а также с 1913 года Ц сенатор ¬.». ћаркевич. ¬ 1916 главным попечителем и председателем общества был член √осударственного —овета действительный тайный советник ѕ. ѕ.  обылинский.

¬ 1816 году с целью объединени€ действий ѕопечительного о бедных и ћедико-‘илантропического  омитетов, был создан —овет ќбщества. ѕо утвержденному 16 июл€ ѕоложению —ове должен был состо€ть из 11 членов, избираемых общим собранием и утверждаемых в этом звании »мператором.

¬се дела, а ведению —овета подлежали все вопросы управлени€ ќбществом, заведывание суммами »„ќ, а также создание разных благотворительных заведени€, решались в —овете большинством голосов.

—огласно ѕоложению об€занност€ми „еловеколюбивого общества были определены учреждение Ђзаведений: 1) дл€ призрени€ др€хлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных; 2) дл€ воспитани€ сирот и детей бедных родителей; 3) дл€ доставлени€ неимущим, кои в состо€нии работать, приличных упражнений, снабжа€ их материалами, собира€ обработанные ими издели€ и сбыва€ оные в их пользуї.

¬ 1816 году по инициативе тайного советника барона Ѕ.». ‘итингофа, камер-юнкера —.—. Ћанского, коллежского асессора ≈.Ѕ. јдеркаса и др. в составе ќбщества был устроен также третий  омитет по ученой части, задачей которого было изучение общих проблем благотворительности и рассмотрение проектов, имеющих благотворительные цели, а также пропаганда де€тельности общества.  омитет получил единовременное ассигнование в 5 000 руб. и столько же Ц в год на издание ежемес€чного Ђ∆урнала »мператорского „еловеколюбивого обществаї (в 1817Ц1825 вышло 108 номеров) первого в –оссии специального периодического органа дл€ обсуждени€ дел благотворительности.

¬ 1820-м году ќбществом был открыт ¬оспитательный дом дл€ бедных детей. ≈щЄ раньше, в 1818-1819 гг. под нужды нового заведени€ в —анкт-ѕетербурге по проекту архитекторов ¬. ѕ. —тасова и  . ј. “она было перестроено трехэтажное здание конца XVII в. на набережной  рюкова канала (дом є 15), принадлежавшее некогда корабельному мастеру ƒ. ј. ћассальскому.

¬ 1824 году при —овете была учреждена  анцел€ри€, сотрудникам которой даровались права государственной службы.

¬скоре после образовани€ —овета ¬ысочайше было повелено отпускать в распор€жение »мператорского „еловеколюбивого общества из сумм  абинета ≈го ¬еличества по 149 882 рубл€ 3 копейки ассигнаци€ми в год. Ёта сумма осталась после упразднени€ из состава »мператорского ƒвора французской труппы.

”чреждение —овета и обеспечение его де€тельности столь внушительными средствами не только дало ќбществу правильную организацию, расширила сферу его де€тельности, но и дала полезное направление частной благотворительности.

ќбъединив ћедико-‘илантропический и ѕопечительный о бедных  омитеты, —овет »„ќ постановил использовать значительнейшую часть своих доходов на устройство убежищ или домов призрени€ по трем направлени€м: дл€ др€хлых, престарелых и неизлечимых; дл€ больных и дл€ малолетних сирот и детей бедных родителей.

  1825 году в ведении общества только в —анкт-ѕетербурге было 10 благотворительных заведений, в их числе »нститут слепых, ƒом воспитани€ бедных детей в ћалой  оломне, ƒом призрени€ малолетних бедных мужского пола из разночинцев, 4 приюта дл€ призрени€ и воспитани€ девочек-сирот.

«а врем€ царствовани€ »мператора јлександра I де€тельность »мператорского „еловеколюбивого общества распростран€лась не только на ѕетербург, но и на другие местности –оссии. Ќар€ду с учрежденными в столице »мперии Ђдевичьими школамиї (школами дл€ бедных девочек), заведением Ђдл€ призрени€ увечных и неизлечимых женщинї (впоследствии Ђƒом убогихї), Ђƒомом воспитани€ бедных детей мужского полаї (впоследствии √имназии »„ќ), учреждены были ѕопечительные  омитеты в  азани, ћоскве, ¬оронеже, ”фе, —луцке (ћинской губернии), и јренсбурге (на острове Ёзель) и под их ведением всего основано 19 благотворительных учреждений.

¬ 1818 году москвичи собрали более 127 000 рублей на учреждение в первопрестольной своего ѕопечительного о бедных  омитета, которому  н€зь ѕ.». ќдоевский пожертвовал свое имение в селе Ѕолшеве с населением в 1 130 душ кресть€н и каменный господский дом. ≈сли же присоединить ко всем частным пожертвовани€м более 600 000 рублей серебром, пожалованных »мператором јлександром I, то получитс€ сумма в 1 327 950 рублей, собранных ќбществом на дела благотворени€. Ќа эти деньги была оказано помощь 32 266 лицам.

÷арствование »мператора Ќикола€ I (с 1825 по 1855 гг.) ознаменовалось созданием ещЄ новых благотворительных учреждений, из которых особого внимани€ заслуживает ЂЋечебница дл€ приход€щихї, учрежденна€ в 1849 г. находившимс€ в ведении »„ќ ќбществом посещени€ больных. Ёта лечебница, получивша€ впоследствии наименование Ђћаксимилиановскойї, находилась в составе учреждений „еловеколюбивого общества до 1855 г., когда была передана под покровительство ¬еликой  н€гини ≈лены ѕавловны.  роме ѕетербурга и ћосквы, за это врем€ были созданы благотворительные учреждени€ ќбщества в  алуге, ќдессе, ћологе, ¬оронеже и  остроме.   середине 1850-х по всей –оссии насчитывалось около 40 учреждений общества.

«а это же врем€ »„ќ поддерживало своими средствами заведени€ других ведомств и оказывало широкую помощь во врем€ народных бедствий, например, осиротевшим после разразившейс€ в 1848 году холеры дет€м, погорельцам  азани (1842), ѕерми, “роицка и  остромы (1847).

—оответственно расширению де€тельности ќбщества возросли и его расходы, достигшие за упом€нутые 30 лет 8 591 223 рублей. Ќа эти деньги была оказана помощь 655 799 бедным. ѕо мере развити€ де€тельности ќбщества росло к нему и сочувствие населени€, пожертвовани€ которого намного превысили израсходованную сумму. ќсобенно отрадно отметить усиление притока частных пожертвований. »з всей собранной в 1825-1855 гг. суммы в 9 606 203 руб. они составили около 7 миллионов, остальное было пожертвовано монархом.

ѕодобный размах не осталс€ без царского внимани€. — первых лет своего царствовани€ (1855 Ц 1881 гг.) за выдающуюс€ энергию и безвозмездный труд »мператор јлександр II стал удостаивать де€телей и жертвователей „еловеколюбивого общества ¬ысочайших благодарностей, благоволени€ и наград. — 1858 работа в обществе была приравнена к государственной службе, что давало служащим право на пенсии за выслугу лет и право на ношение мундира мундиры общегражданского покро€ с фиолетовым бархатным воротником и обшлагами. ”зор дес€тиразр€дного серебр€ного шить€ на них совпадал с узором шить€ ћинистерства внутренних дел Ц колось€ и васильки, с бордюром по краю. ¬последствии члены ќбщества получили право носить мундирный сюртук, такой же, какой имели чиновники. Ќо об этом чуть позже.

¬ 1857 году в »„ќ был создан еще один  омитет, ’оз€йственно-“ехнический. ≈го задачей стали выгоднейшее проведение торгов, подр€дов и имущества, необходимого дл€ содержани€ призреваемых. ¬ царствование јлександра II в —анкт-ѕетербурге и по лини€м российских железных дорог были образованы кружечные (дл€ сбора пожертвований) комиссии, а также дл€ наблюдени€ за учебным делом в соответствующих заведени€х ќбщества учрежден ”чебный  омитет.

¬ 1868 г.  омитет Ќародного ѕросвещени€ признал курс петербургского воспитательного ƒома равным курсу реальных гимназий; в 1869 г. ¬оспитательный дом приравн€ли к среднему учебному заведению, а в 1872 г. его преобразовали в √имназию »мператорского „еловеколюбивого ќбщества. ≈е выпускники Ц химик ’однев, профессор  иевского и ’арьковского университетов; Ѕенуа, известный художник, искусствовед и критик; талантливый петербургский художник и зодчий ÷ейдер. ¬о II половине XIX в. в гимназии преподавали профессор истории, критик —кабичевский, историк литературы ћайков, брат известного поэта. ѕоследний выпуск гимназии »„ќ в 1917 г. возглавл€л ее директор Ћавров —ергей ¬асильевич Ц дед известного народного артиста  ирилла Ћаврова. —егодн€ в стенах бывшего Ђобразцовогої столичного учебного заведени€ на  рюковом канале находитс€ средн€€ общеобразовательна€ школа є 232.

¬ царствование »мператора јлександра II состо€лось открытие и прин€тие в ведение общества нескольких новых благотворительных заведений в ѕетербурге; но особенно отличилась в этом направлении ћосква. ¬ 1868-69 гг.   московским учреждени€м »мператорского „еловеколюбивого общества были присоединены две солидных организации: Ђќбщество дл€ поощрени€ трудолюби€ї и ЂЅратолюбивое общество снабжени€ в ћоскве неимущих квартирамиї. ѕри них имелись рукодельные школы, мастерские, оптовый склад, больница, квартиры дл€ бедных со школами дл€ приход€щих детей.

¬ последующие годы в состав московских учреждений »„ќ вошли также кулинарна€ школа, попечительством о недостаточных (малоимущих) ученицах ћосковской консерватории, народные столовые, школы портних, ремесленно-исправительный приют дл€ девочек, дешевые квартиры дл€ престарелых гувернанток и, наконец, в 1878-79 гг. основаны ƒом воспитани€ сирот убитых воинов (при котором потом была учреждена женска€ гимнази€) и јлександровское убежище увечных воинов (в конце ѕетербургского шоссе у села ¬сехсв€тского были в 1878 г. и позже возведены 19 зданий, где получили приют ветераны и инвалиды русско-турецкой и русско-€понской войн).

ѕопечительный о бедных комитет в ћоскве уже в дореформенный период сумел аккумулировать немалые капиталы, которые в пореформенный период существенно выросли и к 1 €нвар€ 1914 г. выражались в сумме 9 015 209 рублей (в том числе, в ценных бумагах - 3 792 765 рублей, в недвижимом имуществе 4 986 716 рублей, прочие - 235 728 руб.).  омитет ведал более чем 20 учреждени€ми, в том числе: учебно-воспитательными (7 училищ и приютов в ћоскве и губернии), богадельн€ми (9 заведений), 5 медицинскими учреждени€ми, 2 учреждени€ми дл€ оказани€ временной помощи (в том числе, народной столовой имени ѕ.ћ. P€бyшинcкoгo).

ќбщество дл€ поощрени€ трудолюби€, впоследствии состо€вшее под јвгустейшим покровительством »мператрицы ћарии ‘едоровны, к 1898 г. общество ведало 36 заведени€ми, в том числе ремесленными школами, больницами, ночлежными приютами, больницами, дешевыми квартирами, аптекой. Ѕратолюбивое общество снабжени€ неимущих квартирами имело в 1898 г. 28 заведений, специализиру€сь, главным образом на призрении вдов и сирот.

ѕодобно московским, в царствование »мператора јлександра II местными  омитетами »„ќ были устроены также благотворительные заведени€ в  азани, ¬оронеже,  остроме, —луцке, ”гличе, –ыбинске, —лониме, √лухове, ѕензе и в селе яковлеве ¬ладимирской губернии.

5 феврал€ 1876 года —оветом »мператорского „еловеколюбивого общества было прин€то решение об устройстве в ”фе богадельни и приюта дл€ сирот и престарелых Ђтатарского происхождени€ї, а уже 26 ма€ 1876 года ѕопечительным о бедных комитетом была учреждена специальна€ комисси€ под председательством оренбургского муфти€ —елимгире€ Ўангареевича “евкелева. ѕриют дл€ бедных престарелых мужчин и мальчиков магометан открыли 5 окт€бр€ 1878 года в пожертвованном —.Ў. “евкелевым и его двум€ брать€ми доме по ‘роловской улице.

Ѕлаготворители ставили своей задачей дать бедным старикам и дет€м из магометан бесплатное помещение, пищу и одежду, а детей обучать грамоте в школах, а позднее в ремесленных и приходских училищах. Ќаиболее существенными из пожертвований дл€ открыти€ приюта был доход с 2 тыс. дес€тин земли, подаренный супругой муфти€ ‘. —улеймановной и еЄ братом, р€занским двор€нином —.—. ƒавлеткильдеевым. ¬ 1890 году поступило пожертвований от различных организаций и частных лиц на сумму около 1230 рублей деньгами и большое количество продуктов.

Ѕлаготворительна€ де€тельность созданной дл€ управлени€ приютом комиссии заключалась в том, что кроме призрени€ престарелых она занималась воспитанием детей-сирот, большинство которых училось в јлександровском городском ремесленном училище, обучались в уездном училище и в открытой при приюте школе. ѕосле окончани€ учЄбы несколько выпускников за счЄт ѕопечительства отправл€лись на учЄбу в ќренбург и  азань в учительские магометанские школы.

Ѕольшую поддержку этому заведению оказывало ”фимское о бедных мусульманах попечительство, де€тельность заключалась в выдаче старцам и сиротам пособий деньгами и вещами, полном их обеспечении всем необходимым, обучении мальчиков грамоте, а некоторых Ц сапожному и портн€жному делу.

ѕриюту оказывал содействие также ƒамский мусульманский комитет, созданный дл€ оказани€ помощи мусульманским учебным заведени€м губернии.

¬сего же за годы правлени€ ÷ар€-ќсвободител€ в обеих столицах и по –оссии новых разного рода наименований благотворительных заведений »„ќ было основано 86; всех же их было 131, т.е. втрое больше прежнего числа (45). „исло лиц, воспользовавшихс€ благотворением ќбщества за этот период составило 1 358 696 человек. ¬сех поступлений Ц 19 508 694 рубл€, из них от монарших щедрот Ц 2 756 466 рублей.

¬ течение тринадцатилетнего царствовани€ »мператора јлександра III ћиротворца (1881 Ц 1894) де€тельность »мператорского „еловеколюбивого общества продолжала развиватьс€, в составе »„ќ было открыто 62 новых благотворительных заведени€. ¬ ѕетербурге более всего внимание было обращено на устройство детей в мастерство (профессиональное обучение). ѕо всей »мперии ќбществом были оказаны пособи€ пострадавшим от неурожа€.

¬ особом ¬ысочайшем рескрипте (1890) говорилось: Ђ–асшир€€ круг благотворительности открытием новых богоугодных учреждений и употребл€€ средства свои преимущественно на пособи€ существенные, как-то: воспитание детей, призрение престарелых и увечных, а также и другие формы помощи бедным, „еловеколюбивое общество вполне достигает тем высокой цели своего назначени€, указанной ќснователем ќбщества, блаженные пам€ти »мператором јлександром Ѕлагословеннымї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 513 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1615 - | 1414 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.1 с.