Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Аксиома религиозного опыта И.А. Ильина, показывающая путь к духовному обновлению личности и общества.




В основе философских построений Ильина лежит мысль о том, что философия есть «опытная наука», что есть особый, «философский», «нечувственный» опыт, ядром которого является «сверхчувственный предмет» – Бог, постигаемый сердечным созерцанием. Религиозная философия Ильина получает свое систематическое выражение в двухтомном труде «Аксиомы религиозного опыта», в котором автор ставит задачу определить сущность и смысл, воссоздать живой дух подлинного религиозного опыта, лежащего в основе всякого религиозного верования и делания. Эта книга создавалась Ильиным на протяжении почти всей его творческой жизни. Ее замысел относится к 1919 году, завершена она была в конце 1951.

Аксиома религиозного опыта заключается в своде так называемых духовных законов или основ подлинной религиозности. Эти аксиомы, дают некий «непоколебимый критерий веры» для всех времен и народов, правда не догматический, не литургический и не канонический, но «пневматический» (духовный) и «актологический» (деятельный).

«Аксиомы религиозного опыта» состоят из 27основных глав и «литературных добавлений» к каждой главе указываются поучительные исторические явления и события. Главы произведения Ильина, рассматривают аксиомы субъективности (личной уникальности) и духовности религиозного опыта.

Основная мысль, которая объединяет все главы заключается в том, что всякое религиозное верование имеет в своей основе особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внима­ния и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и о богосоответствии своего опыта. Для этого человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила есте­ственных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов – ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свой основной смысл.

Самое опасное то, что эта свое­образная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного и религиозного кризиса.

Билет № 2. Вопрос 1. Пантеизм — это философское учение, в котором Бог и природа (Вселенная) отождествляются, полностью сливаются.

Согласно воззрениям пантеистов, нет природы вне Бога, но и нет Бога вне природы. Пантеизм представляет собой философское учение, занимающее промежуточное место между материализмом и идеализ­мом (объективным). Но можно различать пантеизм материалистичес­кого и идеалистического толка.

В 1709 году нидерландский теолог И. Фай, соединив два греческих слова – «pan», что означает «всякий, все» и «theos», что можно перевести, как «божество, бог», ввел в научный лексикон новое понятие – пантеизм. Под данным термином подразумевалось учение о том, что Бог – это все, что окружает нас в этом мире: это и природа, и Вселенная, и люди.

Ученые умы трактовали новое направление философии по-разному. Так, пантеизм был назван религиозным натурализмом, а Шопенгауэр считал, что это, прежде всего, одна из разновидностей атеизма. Несмотря на различные трактовки данного понятия, относительно основной идеи учения споров не возникало. Ей неизменно оставалось мнение о том, что Бог является некой абстракцией, повсеместно нас окружающей и не имеющей воплощения в едином лице. Иными словами, пантеисты отрицали существование некого Бога-творца, Бога-отца, в существование его личностного выражения.

4 формы пантеизма:

- Физиомонистический пантеизм. Его приверженцы считают, что Бог сам по себе не существует, он воплощается в природе, окружающем мире и Вселенной(Геккель, Оствальд, Тэн).

- Теомонистический пантеизм. Данное направление по-другому называлось акосмизмом. Его основная идея заключалась в том, что мир, сам по себе, лишен самостоятельного бытия, существует лишь божественное начало.

- Трансцендентный пантеизм еще называли мистическим пантеизмом или панентеизмом. Данное учение уходит своими корнями в средневековую философию – вторя былым научным традициям, представители мистического пантеизма считают, что в каждом человеке заложена так называемая божественная искра, посредством которой каждый из нас словно сливается с Богом.

- Имманентно-трансцендентный пантеизм. Традиции этого направления были заложены известнейшим нидерландским философом Б. Спинозой. Он считал, что материальная действительность наделена какой-то божественной силой, что она является логичным продолжением некоего запредельного мира. Бог же не существует, как самостоятельная инстанция, а проявляет себя во всех окружающих нас вещах(Гете, Эйкен и Шлейермахер).

Атеизм может рассматриваться как отсутствие веры в богов. Ещё в 1772 году атеист Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге». Джордж Генри Смит (1979) предложил: «Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Эта категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но ещё не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребёнок не верит в бога, уже делает его атеистом». Смит, таким образом, ввёл понятие «невыраженный атеизм», описывающее «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания», и понятие «выраженный атеизм», описывающее более общепринятое определение осознанного неверия.

Философы, такие, как Энтони Флю и Майкл Мартин, различают слабый (негативный) и сильный (позитивный) атеизм. Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма.

Так же атеизм можно раделить на стихийный и научный.

Сихийный атеизм — атеизм, основанный на чём-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр.).

Научный атеизм — это атеизм, основанный на естествознании отрицании сверхъестественного, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании бога (сверхъестественных существ и явлений) используется научный метод.

Монотеизм - слово греческого происхождения и образовано от корней моно-, или «единичность», и теос-, или «бог», и означает веру в существование одного единственного бога. Иудаизм, христианство, ислам и сикхизм - все это монотеистические религии. Их представители убеждены, что один бог исключительно своими собственными силами создал все существующее. Монотеисты не только верят только в одного бога и поклоняются ему, они также отрицают законность существования любых других богов. В то время как многие западные монотеисты видят в боге справедливое, гуманное, человечное существо, в исламе Аллах вечен, всесилен и полностью лишен антропоморфных черт. Христианство наделяет бога не только человеческим обликом, но и троичностью. Несмотря на то, что монотеистические религии по-разному представляют Б-га, их объединяет представление о Его единичности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 942 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 1.37 с.