Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция учителя. Адресаты тютчевской лирики.




Ф. И. Тютчев, 10 класс.

Урок 1.

Тема: Жизнь Ф. И. Тютчева – человека, пота, мыслителя.

Цели урока: раскрыть полноту личности Тютчева по воспоминаниям современников, письмам, биографическим очеркам.

Познакомить учащихся с историей восхождения Тютчева на русский политический олимп.

Раскрыть смысл формулы «двойного бытия» поэта как вступление в анализ творчества.

Жанр урока – учебная лекция с элементами беседы и исследования.

«Души высокий строй…»

Ф. И. Тютчев

Ход урока

  1. Вступление.

Отрывок из стихотворения «Памяти Жуковского» ( 1852), написанного по случаю смерти В. А. Жуковского – учителя всех русских поэтов: стр. 79, том 2.

Эти строки об учителе и друге Фёдор Иванович Тютчев написал, наверное, не как дань уважения умершему, а как выражение своих представлений об идеальном поэте и идеальном читателе, способном «чистым сердцем» понять и его жизнь, и его «лиру». «Души высокий строй» - это непреложное условие бессмертия поэта и его стихов…

Сам Фёдор Иванович Тютчев, который будет центром внимания на нашем первом уроке, поэт, мыслитель, человек с очень непростыми духовными исканиями, жизнью, явил России 19 века и последующих времён свою высокую душу…

О его душе писали Аксаков, Фет, Тургенев, Толстой. Поэт 20 века подытожил: «Великие силы в мире духовном, так же, как и в вещественном, действуют невидимо. Никто не видит радия, но он во всём живом: так и Тютчев – в нас, во всех; невидим, неведом, но не бездействен.‹…› Влечёмся к нему, идём на него. ‹…› И, может быть, те, кто менее всех видит его, влекутся к нему более. Где-то незримо, неслышно колдует колдун, и все живут под его колдовством» (Д. Мережковский)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Объявление темы урока. Прочитаем же ключевое в творчестве Тютчева стихотворение: оно содержит формулу жизни поэта. После лекции учителя вам придётся раскрыть суть «двойного бытия» автора. Значит, осмысливать содержание лекции нужно по мере записи.

3. Чтение стихотворения «О вещая душа моя…» (1855) стр. 97, том 2.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Запись плана лекции.

  1. «Весь прекрасный мир моего детства».
  2. «Великий праздник молодости чудной».
  3. На поэтическом олимпе.
  4. Петербургский период 50 – 70 г.г. Поэзия. Любовь Политика.
  5. Последние дни.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дата Факт биографии Произведение
5. 12. 1803 С. Овстуг Орловской губернии  
1818-1821 Московский университет  
  Петербург. Служба в коллегии иностранных дел, чиновником.  
  Мюнхен  
  Знакомство с Амалией фон Лерхенфельд (Крюденер)_  
  Женитьба на Элеоноре Петерсон.  
  Турин, 1-й секретарь миссии  
  Москва  
     

Учебная лекция.

«Весь прекрасный мир моего детства»

1) Имя Тютчевых, начиная с 14 века, упоминается несколько раз в летописях.

Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев род. в Орловской губернии в селе Овстуге (23 ноября - 5 декабря нов. ст.- 1803 – 1873) в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Дом для целого рода, своя геральдика, не европеизированный, а патриархальный уклад. На зиму переезжали в Москву, где имели собственные дома. В детские впечатления вплетаются и картина пожара 1812 г., и скорый отъезд семьи в Ярославль. В памяти останутся обгорелые трубы домов, разграбленные усадьбы, испуганные лица москвичей, а позже – победное возвращение русской армии в Москву. Дитя «беспечности» и «лени».

Мать отмечала в сыне «фантазию, развитую до болезненности» и необыкновенную впечатлительность, которую питали и природа, и курганы в окрестностях исторического Вщижа, и семейные предания. Знал он и о том, что окрестили его в честь Феодора Радонежского; что предок его, Захарий Тютчев, был героем Куликовской битвы и послом великого князя Дмитрия к «нечестивому царю Мамаю». Это он предупредил русских дружинников о готовящемся сговоре Мамая с Рязанью и Литвой. Не из детских ли впечатлений родилось жгучее чувство России, её истории, пристальное внимание к политической жизни государства.

Аполлон Майков удивлялся, слушая Тютчева-поэта: «Поди ведь, кажется, европеец был, всю юность скитался за границей в секретарях посольства, а как чуял русский дух и владел до тонкости русским языком!» Этим духом был пропитан весь уклад семейной жизни Тютчевых и в Овстуге, и в Москве.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 10 лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и уже в 15 лет поступает на словесное отделение Московского университета. «Прекрасный мир детства» вместил для Тютчева и Москву, где в 1810 г. родители купили дом в одном из исторических, заповедных районов столицы. Исторические памятники, Кремль, дворцы, сады открывались юноше во время прогулок.

Его университетским товарищем был М. П. Погодин, впоследствии известный историк. Типичный «барич» Тютчев, несмотря на свои исключительно блестящие способности, поленивался, трудолюбивый разночинец Погодин выручал его – например, во время экзаменов писал за него ответы по истории Востока.

Тютчев знал будущих декабристов, завершавших своё образование в университете: Бестужева-Рюмина, Каховского, братьев Муравьёвых, Якушкина.

Тютчев начал интересоваться Шиллером и немецкой литературой вообще, увлекался Руссо. К этому же времени относятся встречи его с Жуковским. Ранние опыты Тютчева выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма.

«Великий праздник молодости чудной»

2) После окончания университета (1821) едет в Петербург, поступает на службу в коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии (столица Мюнхен), ему в 19 лет. За границей Тютчеву предстоит провести 22 года, за исключением немногочисленных приездов на короткое время в отпуск в Россию. Здесь, по его собственным словам, по-настоящему «началась» его жизнь, здесь он развился и созрел, как человек и поэт.

С 1828 г. занимал скромную должность второго секретаря при посольстве. При новых назначениях его обходили. Ещё хуже обстояли материальные дела Тютчева. Незначительного жалованья, плюс сравнительно небольшой суммы, присылаемой ему родителями, поэту безусловно не хватало на жизнь.

Из феодально-усадебной орловской глуши, из старозаветного барского особняка патриархальной грибоедовской Москвы Тютчев попал в кипучий котёл новой буржуазно-капиталистической цивилизации.

 

Бавария эпохи 20-х годов 19 века была одним из наиболее развитых политических государств Германии. Мюнхен был одним из самых оживлённых политических и культурных европейских центров. Вместе с тем Мюнхен был одним из наиболее ярких очагов шеллингианства и немецкого романтизма вообще. Тютчев общается с Фридрихом Шеллингом, философом, который с 1827 г. читал лекции в Мюнхене и сразу почувствовал в лице Тютчева достойного собеседника. Сближается с Генрихом Гейне, считавшим «юного русского дипломата» «лучшим из своих мюнхенских друзей».

В жарких философских спорах, в тесном общении с учёными, представлявшими вершинную германскую мысль, Тютчев утолял свой интеллектуальный голод, когда германская культура превращалась во всемирную. Иван Киреевский, увидев в Мюнхене «нового» Тютчева, изумлённо писал: «…уже одним своим присутствием мог быть полезен в России: таких европейских людей у нас перечесть по пальцам».

Но «праздник молодости» Тютчева включал в себя не только пиршество ума, но и неустанное движение: участие в карнавалах, ярмарках, светских приёмах, поездки в Швейцарские Альпы, во Францию, в Италию. Своё потрясение пышной природой юга, ярким солнцем, ласкающим теплом, поэт воплощал в стихах:

Давно ль, давно ль, о юг блаженный,

Я зрел тебя лицом к лицу –

И ты, как бог разоблачённый,

Доступен был мне, пришлецу?

 

Стр. 213, том 1. Это стихотворение посвящено Амалии фон Лерхенфельд, с которой поэт познакомился в 1823 г. Юная красавица, внебрачная дочь прусского короля Фридриха- Вильгельма 3, влюблённая в русского сверхштатного чиновника, обвенчалась всё-таки с бароном Крюденером, первым секретарём русской миссии в Мюнхене. Тютчев любил свою юную фею всю жизнь.

Но счастье любви там, на юге, дала ему графиня Элеонора Петерсон, у которой было 4 мальчиков от 1-го брака. С нею поэт обвенчался в 1826 г. В письме к матери он объясняет столь необычный брак: «эта слабая женщина обладает силой духа, соизмеримой разве только с нежностью, заключённой в её сердце… Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за меня…»

12 лет продолжалось их счастье, вплоть до преждевременной кончины Элеоноры, связанной с переживаниями за детей на тонущем корабле.

Любовь, стихи, природа в мюнхенский период скрашивали нехватку материальных средств, разлуку с родиной.

Ну а как же служба на дипломатической стезе? Тютчев не сделал карьеры, не стяжал богатства и признания в России. Что тому было причиной? Их множество, и кроются они в особенностях личности. Обратимся к первому биографу Аксакову И. С.., который считает, что одной из причин несостоявшейся дипломатической карьеры Тютчева отсутствие воли, обломовскую неспособность к действию, рассеянность.

В 1843 г. Тютчев с семьёй переехал в Москву (обвенчался к этому времени с Эрнестиной Дёрнберг, поскольку осиротевшим детям нужна была мать)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3) На поэтическом олимпе. «Она с небес слетает к нам».

1850 год. Середина жизни поэта и политика. Кем он чувствовал себя в первую очередь? Какой из даров небес считал главным в своей судьбе?

Стр. 18, том 2. Да, поэзия, утешавшая, усмирявшая душу Тютчева, сокровенная, подчас скрываемая от окружающих, была для него истинной жизнью. Он писал стихи для себя, скромно относясь к поэтическому дару и испытывая отвращение к славе. В 1837 году Тютчев писал И. С Гагарину: «Вы просили меня прислать вам мой бумажный хлам. Ловлю вас на слове. Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним всё, что вам вздумается. Я питаю отвращение к старой исписанной бумаге, особливо написанной мной. О неё до тошноты пахнет затхлостью…» Но Гагарин, будучи не в силах сдержать восторг перед чудом тютчевских стихов 20-30-х г.г., неряшливо записанных в тетрадках, на клочках бумажек, разбирает их по датам, переписывает и отдаёт П. Вяземскому, а тот, в свою очередь, В. А. Жуковскому. Так прихотливо начала складываться поэтическая биография Тютчева, известного в России по отдельным публикациям в мелких журналах и альманахах.

А. С. Пушкин опубликовал 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» в своём журнале «Современник» за 1836 год, (в числе их были настоящие жемчужины:

«Видение»,

«Бессонница»,

«Весенние воды»,
«Цицерон»,
«Осенний вечер»,
«О чём ты воешь, ветр ночной?..» 221, т. 1)

 

2) 1-я книга стихов Тютчева была издана по инициативе друзей только в 1854 г., на неё откликнулся Н. А. Некрасов, отметив, что тютчевские стихи можно отнести «к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии».

2-я книга «Стихотворения Ф. И. Тютчева» вышла в 1868 году как-то тихо, без сенсации, потому что в обществе поэта знали больше как блистательного рассказчика, автора острот, афоризмов, каламбуров.

Вы помните его в кругу друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся и годы прожитые!

Так писал А. Н. Апухтин в стихотворении «Памяти Тютчева». Барон Пфеффель в 1873 году сетовал, что поэт «Рассеял на ветер, в разговорах, сокровища своего ума и мудрости, ещё быстрее забытые, чем распространённые», имея в виду небольшой объём поэтического наследия гения.

Но Л. Н. Толстой, раздумывая о причинах непопулярности Тютчева в русском обществе 70-80 г.г., писал: «Он не шутит с музой, как мой приятель Фет. И у него всё строго – и содержание, и форма».

А Н. Некрасов полагал, что «надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостью понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной».

Являемся ли мы такими читателями?

Чтобы понять стихи Тютчева, нужно хорошо представлять, как он писал. За письменным столом? Долго и кропотливо редактируя написанное? Оказывается, нет. И. С. Аксаков вспоминает: «Стихи у него не были плодом труда… он их не писал, а только записывал. Они не сочинялись, а творились». Тютчев предавался любимому – стихам – в дороге, потому что ему не сиделось на месте. «Петербург – Москва – Овстуг – Мюнхен – Женева – Милан – Рим – Генуя – Ницца – Париж – Прага… воистину его стихи как будто растянуты на городских шпилях и башнях, география кажется его второй музой», -остроумно заметил наш современник поэт А. Кушнер, обративший внимание, что в тютчевских автографах перед текстом пометы: «в дороге», «в коляске».

 

Поэтика Тютчева:

  1. Поэзия 18 века знала оды, 19 века – послания, элегии, поэмы. Тютчев же же отказался от них в пользу фрагмента (отрывка), краткого. Но завершённого («ни к одному из низ решительно нечего прибавить» - Некрасов )
  2. За счёт такой сжатости усиливается значимость каждого слова, сравнения, метафоры.
  3. А начинаются стихи как бы с отточия и кончаются многоточием:

И вот в рядах отечественной рати…

И опять звезда ныряет…

Итак, увиделся я с вами…

Смотри, как на речном просторе…

  1. Ю. Тынянов замечал, что фрагменты Тютчева имеют строгую композицию: сначала раскрывается образ, интересующий поэта, и тут же даётся противоположный ему. Таким образом, антитеза скрепляет 2 образа в нерасторжимое целое. Вот примеры, которыми доказывал Тынянов свои наблюдения:
  2. Люблю глаза твои, мой друг…‹…›

Но есть сильней очарованье…

Пускай орёл за облаками …‹…›

Но нет завиднее удела,

О лебедь чистый, твоего.

…………………………..

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи…‹…›

Но днём…

  1. Иногда 1-я и 2-я части фрагмента представляют развёрнутое сравнение:

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает…

‹…›

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днём уходит дымом…

7. Прочитали этот фрагмент и сразу заметили необычное слово «тлится», фонетически похожее на длится. В современном словаре первого глагола нет, есть «тлеть», то есть «сгорать без пламени». Тютчевское слово наполняется множеством смысловых оттенков.

Тютчевская звукопись.

Том 1, стр. 227 «Сумерки». Козырев Б. М., учёный физик, раскрывший своё филологическое дарование в стихах о Тютчеве, писал: «Для меня он велик «алхимией стиха».

«От верхних нот гаммы гласных «и» и «е», господствующих в первой строке, плавный переход через «а» и «е» к самой низкой ноте «у» вызывает впечатление замирания, успокоения, точно гармонирующее со смыслом этих строк.

Среди согласных четырёхкратное повторение «с» в 1-й строке создаёт ощущение смутного, таинственного шёпота», контрастирующего с корнями 3-й строки: «жизнь – движ – раз», несущем в себе образ разноголосицы дневной жизни, жадной к движению».

 

  1. Ю. Тынянов, например, говорит о роли архаизмов, о «силе, густоте» их лексической окраски на небольшом пространстве фрагмента, но особенно интересны его наблюдения над сложными прилагательными-эпитетами, которые восходят к традиции Державина («вот краснорозово вино»; «священно-вдохновенна дева»), но Тютчевым преобразован сам принцип сложения двух слов в одно целое. «От жизни

Урок 3

Тема: Любовь, любовь – гласит преданье…» (Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)

Цели урока: проследить, как развивается тема любви в лирике поэта и как возникает неповторимый тютчевский образ любви, соединивший в себе высокую поэзию, силу чувств и трагедийность;

Познакомить учащихся с шедеврами «денисьевского цикла»;

Понять духовный рост поэта, пришедшего от идеи полноты счастья в любви к идее вины и искупления.

Ход урока

Вступление в урок.

На доске строки, прочитаем их:

Любовь, любовь, - гласит преданье-

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

Что неожиданного, необычного в этих строчках Тютчева о любви, воспетой А. С. Пушкиным «как божество», «вдохновенье», «жизнь»? Отменяют ли они распространённый взгляд поэтов на чудо любви? (В строфе говорится, что любовь – это не только «союз души с душой родной», воспетый другими поэтами, любовь далеко не идиллична, радужна, благодушна к человеку и может стать «поединком роковым» двух любящих сердец…)

Наш сегодняшний урок посвящён исповеди Тютчева о любви как движущей силе в его жизни и исследованию этого чувства в поэзии.

 

Движение темы.

Лекция учителя. Адресаты тютчевской лирики.

Тютчев не был однолюбом. Один из его сыновей писал, что «отец мог искренне любить, глубоко любить… не только одну женщину за другой, но и одновременно», и это всем, кто знал в подробностях биографию поэта, казалось свидетельством огромного таланта в любви, щедрости сердца, нёсшего в себе благодарную память о тех, кто подарил ему счастье любить. Кто же были они, эти Прекрасные Дамы, породившие лирику необыкновенной силы и глубины.

Амалия Крюденер, с которой поэт познакомился в Германии в 1823 году, не стала его женой из-за несогласия её семьи.

К златокудрой Амалией обращены строки юношеских стихотворений 1823 - 25 г.г. «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…», «К Ниссе». Послания в полной мере запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания.

В стихотворениях о первой любви у Тютчева возникает образ жестокосердной толпы, чуждой той высокой духовности, что питает младенчески чистые сердца влюблённых. Именно вторжение взрослого мира в детски-невинные взаимоотношения оказывается губительным для «златого рассвета небесных чувств». В целом же любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды.

Интересно в этой связи обратиться к стихотворению «Cache - cache» (в переводе с фр. «Игра в прятки».). С. 128, 1 том.

Беседа:

1. Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?

2. Как передано беззаботно – радостное мировосприятие?

3. Можно ли сказать, что встреча с возлюбленной не состоялась?

4. Чем объяснить снисходительно-шутливый, а местами даже игривый тон автора, когда он говорит о возлюбленной?

5. Что даёт в заключительной строфе метафора для обрисовкиженского образа? Какой представляется вам эта юная женщина?

6. Докажите, что мотив игры преобладает в образном строе произведения. Что вносит упоминание садовых растений в безмятежную картину полудетских отношений?

«Я помню время золотое» (1 том, 213)

Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. Да и можно ли забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, городским предместьям, отдых на берегах голубого Дуная, наконец, очаровательную спутницу, покровительствовавшую, несмотря на юный возраст, застенчивому русскому дипломату? Спустя 13 лет после 1-й встречи Тютчев написал «Я помню время золотое…» Прочитав стихотворение, понимаешь, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли.

Беседа.

1. Что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева?

2. В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза. Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приёма

3. Почувствовали ли вы, как в счастливые воспоминания о «сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни, предвкушения будущих утрат?

Встреча в 1870 в Карлсбадене вызвала к жизни взрыв чувств в поэте, вылившихся в шедевр к «К. Б.» - «Я встретил вас – и всё былое …» Яков Полонский расшифровал загадочное посвящение: «К» - Крюденер «Б.» - баронессе. (с. 238, том 2)

1. Вначале Тютчев воссоздаёт в стихотворении былую любовную атмосферу, когда герой и героиня молоды, здоровы, когда силы жизни цвели, когда весна наполняла их души.

2. Теперь, встретив свою бывшую возлюбленную, поэт предаётся воспоминаниям. Его сердце угадывает то, что было раньше, и вот уже всё ощутимее становятся признаки и приметы любви: 4-я строфа.

3. Строку из какого стихотворения почти повторил поэт в 1-м четверостишии? Да, стихотворение «Я помню время золотое…» (1том, с. 213) тоже посвящено Амалии – «младой фее». Оно не просто красиво, но содержит будущий мотив тютчевской любовной лирики – мотив трагедийности: красота «младой феи» победительна на фоне руин древнего замка, она смотрит вдаль… Это прекрасные виды Германии, и даль судьбы, времени:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1000 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2421 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.