Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пример 1. Выбор оптимальной стратегии при завоевании рынка сбыта




 

Фирмы Ф 1 и Ф 2 производят однородный сезонный товар, пользующийся спросом в течение n единиц времени. Доход от продажи товара в единицу времени составляет С ден. ед. Фирма Ф 2, будучи более состоятельной, в ходе конкурентной борьбы стремится вытеснить фирму Ф 1 с рынка сбыта, способствуя своими действиями минимизации ее дохо­да, не считаясь при этом с временными потерями части своего дохода в надежде наверстать упущенное в будущем. Действующее законодатель­ство не позволяет злоупотреблять для этого заведомым занижением цены на товар (прибегать к демпинговым ценам). Единственным допустимым способом достижения своей цели для фирмы Ф 2 (как и для фирмы Ф 1 в целях защиты своих интересов на рынке сбыта) остаются повышение качества товара и надлежащий выбор момента времени поставки его на рынок сбыта. Уровень спроса на товар зависит от его качества, и в дан­ный момент реализуется тот товар, качество которого выше. Повышение же качества требует дополнительных затрат времени на совершенство­вание технологии его изготовления и переналадки оборудования. В свя­зи с этим будем предполагать, что качество товара тем выше, чем позже он поступает на рынок. Придать описанной ситуации игровую схему и построить платежную матрицу. Дать рекомендации фирмам Ф 1 и Ф 2 по оптимальным срокам поставки товара на рынок сбыта, обеспечи­вающие фирме Ф 1 наибольший средний доход, а фирме Ф 2 – наименьшие потери.

Решение. Если фирма Ф 1 предложит свой товар в момент i, а фирма Ф 2 в момент j > i, то фирма Ф 1, не имея конкурента в течение (j - i) единиц времени, получит за этот период доход в C (j - i) ден. ед. В момент j на рынке появляется товар фирмы Ф 2 более высокого качества (ведь j > i!), и фирма Ф 1 теряет рынок и дохода не получает.

Если i > j, то фирма Ф 1, предлагая товар более высокого качества, будет единолично получать доход на отрезке от t до n, состоящем из (n - i + 1) единиц времени. Доход фирмы Ф 1 на нем будет равен С (ni +1) ден. ед.

Наконец, если i = j, т. е. если на рынок одновременно поступает товар обеих фирм, то он реализуется с одинаковым спросом, а потому доход как фирмы Ф 1, так и фирмы Ф 2, будет составлять 0,5 С (n - i + 1) ден. ед.

А теперь формализуем рассмотренную ситуацию в терминах теории игр. Фирмы Ф 1 и Ф 2 примем соответственно за игроков А и В. Через обозначим чистую стратегию игрока А, состоящую в том, что он поставляет свой товар на рынок сбыта в i -ю единицу времени; через чистую стратегию игрока В, в соответствии с которой он по­ставляет свой товар для реализации в j -ю единицу времени. Игрок А, выбирая i -ю единицу времени поставки товара, стремится максимизиро­вать свой доход, а игрок В, выбирая j -ю единицу времени поставки своего товара, преследует прямо противоположную цель – минимизировать до­ход игрока А. В этом проявляется антагонистичность конфликта между игроками.

Что же касается выигрышей aij игрока А, то ими будут величины дохода фирмы Ф 1, найденные нами выше для всех возможных случаев. Их можно компактно записать в виде следующей функции выигрыша игрока А:

(6.5)

Если, например, n = 5 и С = 1, то функцию выигрыша (6.5) можно записать в форме следующей платежной матрицы (табл. 6.2):

 

Таблица 6.2

 

B j A i B1 B2 B3 B4 B5
A1 2,5        
A2          
A3     1,5    
A4          
A5         0,5
               

 

Найдем решение игры, заданной этой платежной матрицей. Посколь­ку , то решать игру в чистых стратегиях нельзя. Найдем оптимальные смешанные стратегии игроков.

Задача нахождения оптимальной смешанной стратегии игрока A сводится к задаче линейного программирования (6.1), (6.2). В нашем случае она примет вид

где Pi = pi / v, .

Задача нахождения оптимальной смешанной стратегии игрока B сводится к задаче линейного программирования (6.3), (6.4). В нашем случае она примет вид

где Qi = pi / v.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1107 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.