Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наследование и правила видимости. Зарезервированное слово super




В данном параграфе рассматривается ряд нетривиальных ситуаций, связанных с правилами видимости при наследовании.

Поля и методы, помеченные как private (“закрытый, частный”) наследуются, но в классах-наследниках недоступны. Это сделано в целях обеспечения безопасности. Пусть, например, некий класс Password1 обеспечивает проверку правильности пароля, и у него имеется строковое поле password (“пароль”), в котором держится пароль и с которым сравнивается введённый пользователем пароль. Если оно имеет тип public, такое поле общедоступно, и сохранить его в тайне мы не сможем. При отсутствии модификатора видимости или модификаторе protected на первый взгляд имеется необходимое ограничение доступа. Но если мы напишем класс Password2, являющийся наследником от Password1, в нём легко написать метод, “вскрывающий” пароль:

public String getPass(){

return password;

};

 

Если же поставить модификатор private, то в потомке до прародительского поля password не добраться!

То, что private-поля наследуются, проверить достаточно просто: зададим класс

 

public class TestPrivate1 {

private String s=”Значение поля private”;

 

public String get_s(){

return s;

}

}

 

и его потомок, который просто имеет другое имя, но больше ничего не делает:

public class TestPrivate2 extends TestPrivate1 {

}

 

Если из объекта, являющегося экземпляром TestPrivate2, вызвать метод get_s(), мы получим строку =”Значение поля private”:

 

TestPrivate2 tst=new TestPrivate2();

System.out.println(tst.get_s());

 

Таким образом, поле s наследуется. Но если в классе, где оно задано, не предусмотрен доступ к нему с помощью каких-либо методов, доступных в наследнике, извлечь информацию из этого поля оказывается невозможным.

Модификатор protected предназначен для использования соответствующих полей и методов разработчиками классов-наследников. Он даёт несколько большую открытость, чем пакетный вид доступа (по умолчанию, без модификатора), поскольку в дополнении к видимости из текущего пакета позволяет обеспечить доступ к таким членам в классах-наследниках, находящихся в других пакетах. Модификатором protected полезно помечать различного рода служебные методы, ненужные пользователям класса, но необходимые для функциональности этого класса.

 

Существует “правило хорошего тона”: поля данных принято помечать модификатором private, а доступ к этим полям обеспечивать с помощью методов с тем же именем, но префиксом get (“получить” - доступ по чтению) и set (“установить” - доступ по записи). Эти методы называют “геттерами” и “сеттерами”. Такие правила основаны на том, что прямой доступ по записи к полям данных может разрушить целостность объекта.

Рассмотрим следующий пример: пусть у нас имеется фигура, отрисовываемая на экране. Изменение её координат должно сопровождаться отрисовкой на новом месте. Но если мы напрямую изменили поле x или y, фигура останется на прежнем месте, хотя поля имеют новые значения! Если же доступ к полю осуществляется через методы setX и setY, кроме изменения значений полей будут вызваны необходимые методы, обеспечивающие перерисовку фигуры в новом месте. Также можно обеспечить проверку вводимых значений на допустимость.

Возможен и гораздо худший случай доступа к полям напрямую: пусть у нас имеется объект-прямоугольник, у которого заданы поля x1,y1- координаты левого верхнего угла,x2,y2- координаты правого нижнего угла,w - ширина, h – высота, s- площадь прямоугольника. Они не являются независимыми: w=x2-x1, h=y2-y1, s=w*h. Поэтому изменение какого-либо из этих полей должно приводить к изменению других. Если же, скажем, изменить только x2, без изменения w и s, части объекта станут несогласованными. Предсказать, как поведёт себя в таких случаях программа, окажется невозможно!

Ещё хуже обстоит дело при наличии наследования в тех случаях, когда в потомке задано поле с тем же именем, что и в прародителе, имеющее совместимый с прародительским полем тип. Так как для полей данных полиморфизм не работает, возможны очень неприятные ошибки.

Указанные выше правила хорошего тона программирования нашли выражение в среде NetBeans при установленном пакете NetBeans Enterprise Pack. В ней при разработке UML-диаграмм добавление в класс поля автоматически приводит к установке ему модификатора private и созданию двух public-методов с тем же именем, но префиксами get и set. Эти типы видимости в дальнейшем, конечно, можно менять, как и удалять ненужные методы.

Иногда возникает необходимость вызвать поле или метод из прародительского класса. Обычно это бывает в случаях, когда в классе-потомке задано поле с таким же именем (но, обычно, другим типом) или переопределён метод. В результате видимость прародительского поля данных или метода в классе-потомке утеряна. Иногда говорят, что поле или метод затеняются в потомке. В этих случаях используют вызов super. имяПоля или super. имяМетода (список параметров). Слово super в этих случаях означает сокращение от superclass. Если метод или поле заданы не в непосредственном прародителе, а унаследованы от более далёкого прародителя, соответствующие вызовы всё равно будут работать. Но комбинации вида super.super. имя не разрешены.

Использовать вызовы с помощью слова super разрешается только для методов и полей данных объектов. Для методов и переменных класса (то есть объявленных с модификатором static) вызовы с помощью ссылки super запрещены.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 820 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.