СКМ № 3. Тема 2.1. Структура и методы философии. Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания.
Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.
1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).
2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).
3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.
4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.
5. Учение о природе ценностей – это аксиология.
Философские методы - это:
наиболее общие подходы и способы практического и теоретического рассмотрения бытия и познания.
Плюрализму философских концепций соответствует плюрализм методов.
Теория познания изначально определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание.
В рамках материализма общий процесс познания – отражение в сознании объективной действительности
В идеализме в основе процесса познания- самопознание, сознание абсолютной идеи
Диалектика – учение об общих законах развития природы, общества и мышления.
Метафизика – антидиалектический способ мышления. Рассматривает вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга. Отрицает внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
Сенсуализм (от лат. Sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.)
Рационализм – в основе познания и действия людей – разум (от лат. Ratio – разум) (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.)
Иррационализм – метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, опираясь на инстинкт, веру, откровение в постижении бытия (Шопенгауэр, Къеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.)
Философские концепции бытия.
Монизм (от греч. слова monos – один)
Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало.
Таким началом выступает материальная или духовная субстанция (первооснова).
Монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический.
Дуализм от лат. dualis – двойственный.
Философская концепция, утверждающая равноправие двух первоначал: материи и сознания.
(основатель Рене Декарт).
Плюрализм от лат. pluralis – множественный.
Предполагает несколько или множество исходных оснований. Примером могут служить теории древних мыслителей, где в качестве основы всего сущего выдвигались такие начала, как земля, вода, воздух огонь и т.д.
Бытие как философская категория.
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытие. Вопрос о том, что такое бытие, возник вместе с философией.
Бытие в самом широком смысле этого слова - существование, то, что существует.
Противоположностью бытия является Ничто или Небытие.
Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу, переходит в небытие.
Категория бытия привлекала внимание философов всех эпох.
В философских концепциях XX в. акцент делается на бытие, прежде всего, человека: бытие есть наша жизнь. Так для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это существующее есть мы сами. Соответственно совершенно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия. На грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бытия
У К. Поппера, например можно найти три уровня бытия: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа. В самой общей форме бытие действительно предполагает эти три уровня, хотя, возможно, ими не ограничивается.
Наш опыт имеет дело лишь с определенными типами бытия: механическими, физическими, химическими, геологическими, биологическими, социальными, духовными. Это материальная реальность, материальное бытие. В рамках этих типов имеется множество более конкретных форм бытия, в том числе и единичных, например, данного карандаша, который лежит у меня на столе, данного растения, данного человека и т.п.
Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная философская проблема. Дело в том, что объективную реальность мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Существование реальности Бога, например, есть чрезвычайно сложный вопрос. Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в принципе доказательство бытия Бога. Для религиозной веры здесь нет сомнений. Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему.
Духовная реальность - не меньшая реальность, чем природа вне нас. Человеческая мысль реальна, но ее реальность духовна. Все, порожденное сознанием, и личным, и общественным, обладает бытием. Здесь также возможны разные уровни и степени реальности.
И в практической жизни вопрос о реальности имеет животрепещущий характер. Существует ли реально, например, подозреваемая или не подозреваемая та болезнь у человека - разве это не важно для него? Или, например, одно дело бытие намерения, скажем, украсть и другое - осуществленное намерение, когда его бытие (кража) становится бытием реальным.
Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим представляются сверхъестественными. Но, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. А представление о сверхъестественном характере этих явлений связаны, возможно, с ошибочным пониманием их сущности.
Во-вторых, известно, что реальность и истина об этой реальности доступны в пределах определенных наук. Тогда как различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. существовали только как теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под влиянием поразительных экспериментов типа измерения заряда одного единственного электрона, появления двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл.