Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Позитивистская и непозитивистская юриспруденция и специфика их методологии.




Позитивистский тип правопонимания основан на методологии клас­сического позитивизма как особого течения социально-философской мысли, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретных, эмпирических данных, установленных путем опыта и наблюдения, в отказе от рассмотрения метафизических вопро­сов (в том числе сущности и причин явлений и процессов).

В качестве самостоятельного, теоретически осмысленного направ­ления правовой мысли позитивистская юриспруденция начала фор­мироваться в Европе начиная с XVI в. В юридическом позитивизме выделяют три основных течения: легизм, социологический подход и ан­тропологический подход.

Легизм (от лат. йх — «закон») исторически был первым вариантом юридического позитивизма. Он представлял собой практически ориен­тированную правовую теорию, призванную сформировать у юристов четкие представления о реально существующих правовых явлениях, дать им в руки конкретные правовые средства.

Родоначальниками легизма считаются английский философ и по­литический мыслитель Т. Гоббс (1588-1679) и английский юрист Д. Остин (1790-1859). Суть их подхода к праву состояла в трактовке права как приказа суверенной власти, обращенного к подданным. За­дачу легистской теории права Д. Остин и его последователи видели в юридико-догматическом анализе основных понятий права, в связи с чем данное направление получило также название аналитической юриспруденции, или аналитической теории права.

В рамках легистского типа правопонимания сформировались не­сколько самостоятельных концепций правопонимания. Так, особен­ности правовых систем и юридических практик романо-германской и англосаксонской правовых семей обусловили формирование таких направлений аналитической юриспруденции, как позитивизм решений (английский юрист Г. Харт) и позитивизм законов.

Позитивизм законов — это направление, получившее распространение в странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской правовой семье. Он не является однородным. В частности, в его струк­туре обнаруживаются такие направления правовой мысли, как юриспру­денция понятий и юриспруденция интересов.

Юриспруденция понятий (формально-догматическая юриспруденция) занимается главным образом анализом общих юридических понятий, выведением из них более конкретных понятий, их комбинаторикой с це­лью получения новых знаний о праве. Для данного направления харак­терно стремление очистить норму права от любых связей с социальным контекстом. Наиболее последовательно эта установка была реализована в рамках неопозитивистского подхода к праву, разработанного австрий­ским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Задачу своего «чистого учения о праве» он видел в том, чтобы очистить право от всего неправового, а правоведение — от всех его междисциплинарных связей с другими общественными науками.

Юриспруденция интересов представляет собой социологизирован- ный вариант легизма. Его основоположником является немецкий юрист Р. Иеринг (1818-1892). Юриспруденция интересов связывает процесс познания права не с анализом законодательных текстов, а с изучением социальных интересов, лежащих в основе тех или иных законодатель­ных решений. Предназначение права Р. Иеринг видел в обеспечении общего интереса против угрожающего общему началу частного интере­са. В этом смысле он определял право как защищенные государством общие интересы. В учении Р. Иеринга социологическая трактовка про­цесса формирования права как результата борьбы различных интересов в обществе сочеталась с юридико-позитивистским подходом к праву как совокупности императивных норм, установленных государством, которое и решает, какой из интересов взять под свою защиту. Предло­женная Р. Иерингом легистско-позитивистская концепция права по­лучила довольно широкое распространение в России и дала важный импульс для формирования социологического направления в рамках российской теории права.

В числе видных представителей дореволюционной школы россий­ского юридического позитивизма следует в первую очередь отметить Г. Ф. Шершеневича (1863-1912), который, трактуя право как закон и требование государства, считал, что в основе соблюдения права ле­жит страх перед угрозой наказания, определяющий и все остальные мотивы правомерного поведения. Право, говорил Г. Ф. Шершеневич, всегда есть выражение интереса властвующих, а государственная власть не связана с правом и стоит над ними. Легистский позитивизм оказался весьма востребованным и в Советском Союзе в период укре­пления сталинизма. В рамках господствовавшего в этот период легист- ского правопонимания советского образца право целиком сводилось к закону, а социальное предназначение права — к его служению в ка­честве классового орудия пролетариата. Легистская трактовка права, освящающая любой приказ суверенной власти и позволяющая власти произвольно использовать закон как инструмент государственного управления, оказалась удобной как для абсолютной монархии, так и для советского режима.

Подводя итоги рассмотрению легистского типа правопонимания, можно сказать, что суть этого подхода заключается в отождествлении права и закона (в широком смысле этого слова), отрицании сущност­ной специфики права как особого социального явления, обладающе­го самостоятельной ценностью, отсутствии критериев отграничения права от произвола, признании в качестве главного признака права его производного от государства принудительного характера. За­слугой легистского позитивизма является разработка правовой док­трины и догмы, основным недостатком — ограничение теории права и отраслевой юриспруденции лишь описанием, обобщением, класси­фикацией и систематизацией действующего законодательства. В по­следнее время легизм заметно сдал свои прежние позиции в юриди­ческой науке. Однако в силу большой инерции, набранной за долгую историю своего главенствующего положения, этот подход по-прежнему остается доминирующим в российской учебной литературе и правовой практике.

Непозитивистская юриспруденция включает в себя естественно-правовой тип правопонимания. Понятие «естественное право» охватывает многочисленные и зачастую весьма различные по своему правовому содержанию концепции, по-разному определяющие, что такое право. В этом смысле термином «естественное право» обозначается собирательное понятие, лишенное теоретико-понятийной и ценностной определенности, а термином «естественно-правовая доктрина» — совокупность теорий, весьма далекая от надлежащего доктринального единства. Объединяет эти теории лишь «принцип противопоставления в области права «естественного» «искусственному», включающий в себя их противоположную оценку и признание безусловного приоритета «естественного» над «искусственным». Это и есть всеобщий универсальный принцип естественного права».

В разных концепциях, условно объединяемых в рамках доктрины естественного права, противопоставление естественного права искусственному закону их авторами может быть увязано с различными ценностями, в качестве которых обычно выступают справед- ливость, равенство, достоинство человека, истина и т.п.

Представления естественно-правовой доктрины о нравственном приоритете «естественного» над «искусственным» — это ключ к пониманию того, почему идеи естественного права, обновляясь, возрождаясь и модернизируясь, сопровождают всю историю развития человечества. Различение «естественного» и «искусственного» начал «своими корнями уходит в архаическое отрицание культуры, недостаткам и опасностям которой (антитрадиционность, новизна, чреватость ошибками и заблуждениями, динамичность, условность, зависимость от человеческой воли и произвола, постоянная изменчивость и т. д.) противопоставлялись достоинства традиционного, раз навсегда извне данного человеку природой...». Это противопоставление, продиктованное потребностями выживания социализируемого человека (то есть человека, порывающего с природой и становящегося частью искусственно создаваемой им культуры), можно рассматривать как «объективно необходимую форму защиты (своеобразные «сдержки и противовесы» природы против культуры) «естественного» (вне человека и в нем самом) от опасностей и угроз «искусственного» (опасности тоталитаризма, глобальной ядерной и эколо- гической катастрофы)».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1124 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.