Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чингис-хан. Миниатюра из китайской хроники.




О печенегах Л.Н. Гумилёв пишет:

- в Х в. печенеги были «самыми жестокими и упорными из всех язычников». Так их характеризовал католический миссионер Бруно, окрестивший за полгода (в 1008 – 1009 гг.) менее тридцати печенегов. Но в XI в., точнее после 1010 г., произошло следующее:... после 400 года хиджры случился у них пленный из мусульман, ученый богослов, который объяснил некоторым из них ислам, вследствие чего те приняли его. Остальные же, не принявшие ислама, порицали их за это, и дело кончилось войной. Бог же дал победу мусульманам, хотя их было только 12 тысяч, а неверных вдвое больше. И они (мусульмане) убивали их, и оставшиеся в живых приняли ислам. И все они теперь мусульмане, и есть у них ученые, и законоведы, и чтецы корана».

- Смена веры повлекла перемену в политике. Сколочённое с невероятным трудом политическое равновесие в Восточной Европе рухнуло. Болгария, опустошённая разгромом движения комитопулов (1001 – 1019), перестала служить буфером между Византией и печенегами, осмелевшими от ощущения, что сельджуки уже подходят к Византии с востока. Только этим народным подъёмом можно объяснить то самоубийственное наступление, которое начали печенеги на северную границу Византии в 1046 году. Прежние энергичные императоры – Никифор Фока, Иоанн Цимисхий и Василий Болгаробойца – справились бы с этим вторжением легче, чем со Святославом, но время было не то, и Константин Мономах, после нескольких тяжёлых поражений, в 1031 году мог видеть передовые отряды печенегов со стен Константинополя.

- После этого в течение 40 лет печенеги, осевшие на Балканском полуострове, были для Византии кошмаром. Несколько раз судьба империи висела на волоске. Гибель подкрадывалась к Константинополю с обоих берегов Босфора, ибо и там и тут были потомки древних туранцев – печенеги и сельджуки. Спасли Византию только половецкие ханы Тугоркан и Боняк, разгромившие печенежское войско при Лебурне в 1091 году. За истекшее время земли печенегов разделили гузы и куманы (половцы). Эти этносы совсем не походили на печенегов, а значит, и отношения с ними были другими. Угроза со стороны стихии ислама для православной Руси и Византии отодвинулась на три века.

Половцы. Значение слова «половец» в древнерусском языке указывает на то, что славяне называли так людей или пришедших из степей (от слова «поле»), или имевших желтоватый оттенок кожи (от слова «половъ» – «жёлтый»). Действительно, предки половцев были кочевниками, проживавшими в степях между Восточным Тянь-Шанем и Монгольским Алтаем, которых китайцы называли народностью сеяньто. В том районе существовало древнее государство, образованное в 630 году, которое было быстро уничтожено уйгурами и теми же китайцами. После этого жители указанных мест сменили родовое имя «сиры» на «кипчаки», что означало «несчастливые, злосчастные», и ушли к Иртышу и в восточные степи Казахстана. Значение и толкование слова «половец» также трактуется некоторыми специалистами как произошедшее от слова «лов», что означает охоту на имущество и людей, а также от слова «полон» – плен, куда уводились славяне.

Академик Д.С. Лихачёв вообще считал все предлагаемые версии неубедительными. Он думал, что тайна происхождения названия этого племени никогда не будет разгадана, так как кипчаки-половцы оставили минимальное количество собственных письменных документов.

О том, кто такие половцы с точки зрения документальной русской истории, впервые дала разъяснения Ипатьевская летопись в 1055 году. По данным этого манускрипта, к границам Переяславского княжества пришли люди «светлые, жёлтые», что и позволило присвоить кипчаками и монголоидным племенам обобщенное название «половцы». Новоприбывшие народы обосновались в Приазовье, в течении Нижнего и Северного Дона, где обнаружены каменные «бабы», которые, как полагают учёные, устанавливались кочевыми племенами в память о предках.

К настоящему моменту на территории современной России сохранилось около 2 000 каменных «баб» (от «балбал»«пращур»), которые до сих пор считаются обладающими силой для увеличения плодородия земли, восстановления природы. Эти памятники пережили многие века, в том числе период христианизации половцев. Язычники, мусульмане, христиане – вот кто такие половцы на разных этапах развития этой этнической общности.

Половец – это в первую очередь воин. Детей этих племён с малых лет учили верховой езде и приёмам конного боя, чтобы впоследствии они поступили в состав кошуна – ополчения от одного рода. В кошун могли входить десятки людей или три-четыре сотни, которые лавинообразно нападали на врага, окружали его кольцом и засыпали стрелами. Помимо сложносоставных, технически продвинутых для того времени луков, половцы владели саблями, клинками, копьями. Они носили доспехи в виде прямоугольных пластин из железа. Их военное мастерство было настолько высоко, что на скаку из лука всадник мог сбить любую летящую птицу.

Жили они в крытых повозках или войлочных юртах, питались молоком, сыром и сырым мясом, которое размягчали под седлом лошади. Из набегов они привозили награбленное добро и пленников, постепенно перенимая от других культур знания, привычки и обычаи. Несмотря на то, что происхождению названия этого этноса точное определение так и не найдено, что значит «половец» прочувствовали на себе многие народы того времени.

Половецкие привычки хватать всё и всех, кто попался под руку, привели к тому, что к определённому времени под воздействием славянской культуры часть кочевых народов научилась строить жилища на зиму, где даже были обустроены печи по подобию русских. Примитивные одежды из кожи украшались лентами на рукавах, как у византийских вельмож, среди племён появились признаки социальной и государственной организации.

Перенимать культурные традиции половцам было от кого, так как кочевые племена кипчаков в XII веке дошли до Предкавказских степей, побывали в Поморье, Суроже, Корсуни и Тмутаракани. Совершили в общей сложности около 46 набегов на Русь, в которых часто побеждали, но и бывали побеждёнными. В частности, около 1100 года н. э. около 45 тысяч кыпчаков были вытеснены русичами в грузинские земли, где смешались с местными народностями.

К моменту своего покорения монгольскими войсками в XIII веке орды половцев представляли собой объединения, самыми сильными из которых были Донское и Приднестровское. В те времена половец – это представитель народа, проживавшего на территории, не уступавшей по размерам европейским королевствам. Данные квазигосударственные образования препятствовали проходу караванов по пути «из варяг в греки», осуществляли самостоятельные набеги на Русь и были активны до 90-ых годов XII века, после чего кыпчаки воевали преимущественно в русских дружинах во время межкняжеских усобиц.

 

Монголы и монгольское нашествие.

Монголы, а точнее – монгольские народы. Это группа родственных народов, говорящих на монгольских языках и тесно связанных общей многовековой историей, культурой и традициями.

Сегодня населяют север КНР, Монголию и такие регионы Российской Федерации, как Республики Бурятия и Калмыкия, Иркутская область и Забайкальский край.

К монголам относят себя более 10 миллионов человек. Из них 3 млн. – в Монголии, 4 млн. – в автономном районе Внутренняя Монголия, до 3 млн. – в Ляонине, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе и других регионах Китая.

К XII веку сложилось государственное образование монголов Трёхречья – улус Хамаг Монгол, что можно перевести как «Все Монголы». Первым правителем государства был Хабул-хан, который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов», 27 племён нирун-монголов, то есть – «собственно монголов», главенствующее положение среди которых занимали роды хиад-борджигинов

и тайджиутов. Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов – «монголы вообще», не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.

 

 

В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи. При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. В результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху, например, салджиут, – сохранились на окраинах империи. И после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых – на основании войсковой принадлежности, например, торгоут шарайд, кубдут. Сегодня значительная часть монголов относит себя к борджигинам – потомкам Чингис-хана и его родственников.

 

Тэмуджин – Чингис-хан.

 

Между двумя полюсами цивилизации – Китаем и Индией на Востоке и греко-романским миром на Западе – простиралась связующая лента в виде длинной полосы тюрко-монгольских народностей.

Связать между собой восточную и западную цивилизации, организовать и охранять торговые пути, быть верховными арбитрами между ними – очевидно, об этом мечтал еще Александр Македонский, тот же план лелеял Аттила, таковы же были устремления Амира Темура, та же цель, возможно, была и у Наполеона. Приступить же к этой исполинской задаче и довести её «железом и огнём» до конца было суждено в XIII в веке Чингисхану.

Итак, рождение Тэмуджина, будущего Чингисхана, относят к периоду между 1150 и 1167 гг. Французский востоковед Поль Пеллио склоняется к 1167 г., Француз Рене Груссе полагает, что это 1155 год., так же, как и немецкий востоковед Гайсих, но более точной является датировка «Юань-ши», одной из 24-х официально признанных историй Китая – 1162 год.

Видимо, разумно допустить эту последнюю дату. Родился Тэмуджин в урочище Делюн-Болдох. Отец будущего Чингисхана – Есугэй-баатур – был вождём клана киятов ветви рода борджигинов. Тэмуджин, по линии отца, являлся праправнуком могущественного Кабул-хана, который решался воевать не только с татарами, но также и с китайцами. Именно Кабул-хан был одним из первых, кто стремился к объединению монгольских племён.

На курултае весной 1206 года у истоков реки Онон Тэмуужин был провозглашен великим ханом над всеми племенами и получил титул Чингисхан, Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Вступил в силу новый закон – Яса Чингисхана.

В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство. Всё население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближённых и нукеров. Каждому племени определено было пространство, на котором оно должно было кочевать. В каждом таком племени кибитки были соединены в десятки, сотни, а в многочисленных племенах и в тысячи под управлением особых военно-территориальных начальников. Всё взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тысяч воинов.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону (господин, князь – светский феодал в Монголии). Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов-крестьян во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена (крупного феодального правителя) выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов (крепостных крестьян), раздавая им на выпас свой скот или привлекая к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов (крепостных крестьян), запрещён самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов – за ослушание арату грозила смертная казнь. Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана.

Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатуро в («тысяча храбрых», багадуров). Русское слово « богатырь » происходит от монгольского слова «багадур».

Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались на основании твёрдого военного законодательства. В войсках установлена строжайшая дисциплина. За многочисленные проступки провинившимся обычно грозила смертная казнь. В случае если воин бежал с поля боя, казнили весь десяток, к которому он принадлежал, если же бежал десяток, то казнили всю сотню. Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую. Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе каждого он поставил двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников – сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом. Вот несколько изречений из Билика – собрания изречений Чингисхана, заключающих в себе все наставления, данные Чингисханом военным начальникам:

«Ст. 3. Беки (начальники) тьмы, тысячи и сотни, приходящие слушать наши мысли в начале и конце года и возвращающиеся назад, могут начальствовать войском; состояние же тех, которые сидят в своей юрте и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям не подобает командовать.

Эта статья показывает, во-первых, что в армии Чингисхана велась постоянная «военно-научная» подготовка командного состава, а во-вторых, что он придавал этой подготовке важное значение.

Ст. 4. Всякий, кто может вести верно дом свой, может вести и владение; всякий, кто может устроить десять человек согласно условию, прилично дать тому тысячу и тьму, и он может устроить хорошо.

Ст. 6. Всякого бека, который не может устроить свой десяток, того мы делаем виновным с женой и детьми и выбираем в беки кого-нибудь из его же десятка. Так же поступаем с сотником, тысячником и темником беком.

Ст. 9. Всякую лошадь, бегущую хорошо в жирном теле, если она побежит также в полтела и тощей, можно назвать хорошей.

Ст. 10. Старшие беки, которые будут начальствовать, и все воины должны, подобно тому, как, занимаясь охотой, отличать имена свои, означать имя и славу свою, когда занимаются войной; должны всегда молить усердно Бога и со смиренным сердцем просить украшение имени своего с восьми сторон, дабы древний Господь, пребывая в одном месте, с силою держал бы четыре стороны.

Поощряются честолюбие и религия как вдохновляющие на воинские подвиги.

Ст. 11. Среди народа должно быть подобным теленку, маленьким и молчаливым, а во время войны – подобным голодному соколу, который является на охоту: должно приниматься за дело с криком.

Этой статьей подчеркиваётся то напряжение энергии, которое употреблено для войны, и тот смелый наступательный дух, которым, по мнению законодателя, должно быть проникнуто её ведение.

Ст. 15. В смутах должно поступать так, как поступал Даргай-Уха. Он ехал в смутную пору от племени хатакин, с ним было два нукера (спутники, свита). Издали увидели двух всадников. Нукеры сказали: «Нас три человека, а их два; ударим на них». Он сказал: «Как мы их увидали, так точно и они нас завидели: не следует нападать». Ударив лошадь плетью, он ускакал. После оказалось точно и истинно, что один из тех двух был Тимук-Уха из племени татар; около пятисот человек своих людей он посадил в засаду, а сам показался, чтобы, когда те три всадника напали бы на него, обратиться в бегство, заманить их туда и с помощью нукеров своих схватить их. Так как он (Даргай) понял то значение, то бежал и соединился с двадцатью другими нукерами, которых имел в окрестности, и всё видел. Искомое этого есть то, что в делах необходима осмотрительность.

В ведении войны полководцу и вообще воину надлежит храбрость и решительность сочетать с осторожностью.

Ст. 18. Подобно тому, как купцы наши, привозящие парчовые одежды и хорошие вещи в надежде барыша, становятся опытны в тех товарах и материях, и беки армейские также должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях, упражнять их в этих делах и делать их столь же смелыми и храбрыми, как опытные купцы в искусствах, которыми владеют.

Подчеркивая значение опыта в военном деле, законодатель указывает обучение начинать с молодых лет. Из этой статьи видно также, что в мирное время на строевых начальниках лежала обязанность «допризывной подготовки» молодежи.

Ст. 20. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка, не может довести до конца. Простой воин, который будет жаден к питью вина, этот человек подвергается весьма большому столкновению, т.е. его постигает великая беда...

Пьянство понижает уровень энергии у начальника, а солдата может довести до антидисциплинарного поступка.

Ст. 24. Численники (т.е. заведующие числами 10, 100, 1000 и т.д. – командный состав): тысячники и сотники, должны каждый так содержать в порядке своё войско и в готовности, чтобы во всякую пору, как придёт указ и приказание, садились на коней, не ожидая, даже ночью.

Требование от войск под ответственностью начальников постоянной «мобилизационной или боевой готовности».

Дополнением к этим статьям Билика могут служить следующие статьи собственно Ясы:

«Ст. 6. Правила подразделения войск на десятки, сотни, тысячи и тьмы должно быть сохранено. Этот порядок позволяет собрать армию в короткое время и формировать командные единицы.

Ст. 7. Ко времени начала похода каждый воин получает оружие из рук начальника, которому он подчинен. Он обязан содержать его в исправности и перед сражением предъявлять на смотр своему начальнику.

Ст. 9. Если кто-нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или что-нибудь из багажа, находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; если он не сойдет с коня и не возвратит упавшее, то предается смерти.

Ст. 20. Он обязал войска по возвращении их из похода (после битвы) некоторыми налогами на службу султану (хану), которые они должны исполнить.

Ст. 22. Он поставил эмиров (беков) над войсками и учредил эмиров тысячи, эмиров сотни и эмиров десятка.

Ст. 24. Он запретил эмирам (военачальникам) обращаться к кому-нибудь, кроме государя, а если кто-нибудь обратится к кому-нибудь, кроме государя, того предавал смерти; кто без позволения переменит пост, того предавал смерти».

В 1207 – 1211 годах монголы завоевали землю лесных племён, то есть подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью.

В 1209 году Чингисхан завоевал Среднюю Азию и обратил свой взор на юг. Перед покорением Китая Чингисхан решил обезопасить границу, захватив в 1207 году государство тангутов Си-Ся, которое располагалось между его владениями и государством Цзинь.

Утвердив своё положение вдоль всей Великой Китайской стены, осенью 1213 года Чингисхан посылает три армии в разные концы Китайской империи: Одна из них, под командованием трёх сыновей ЧингисханаДжучи, Чагатая и Угэдея, направилась на юг. Другая под предводительством братьев и полководцев Чингисхана двинулась на восток к морю. Сам Чингисхан и и его младший сын Толуй во главе основных сил выступили в юго-восточном направлении. Армия под командованием братьев и полководцев Темуджина захватила провинцию Ляо-си, а Чингисхан закончил свой триумфальный поход лишь после того, как достиг морского скалистого мыса в провинции Шаньдун. Весной 1214 года Чингисхан вернулся в Монголию и заключил с китайским императором мир, оставив ему Пекин.

В 1215 году Чингисхан договорился с Хорезмом о добрососедских торговых отношениях. Вскоре после того, как посольство Чингисхана вернулось из Хорезма, он послал туда своих первых купцов, которые были обвинены в шпионаже Инельюком Кайыр-ханом, правителем Отрара, схвачены и убиты. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но хорезмшах, боясь гнева кипчакской знати, отказался. Вместо того, чтобы выполнить требование, Мухаммед обезглавил одного из послов монгольского хана, а остальных отпустил, предварительно обрезав им бороды.

Монголы завоевали Семиречье и Восточный Туркестан, которыми владел Кучлук. В первой же битве Джэбэ разгромил найманов. Монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещённое ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал в Афганистан, где был пойман и убит. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык – «хороший город». Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма.

В 1219 году Чингисхан лично выступил в поход со всеми своими сыновьями и с главными военными силами. Армия была разделена на несколько частей. Одной командовали его сыновья Чагатай и Угэдэй, оставленные отцом осаждать Отрар; вторую возглавил старший сын – Джучи. Его основной целью было завоевание Сыгнака и Дженда. Третья армия была направлена на Ходжент. Основные силы под предводительством Чингисхана и его сына Толуя должны были захватить Самарканд.

Дальше Самарканда Чингисхан не пошёл, а отправил Толуя с 70-тысячной армией на покорение Хорасана, а в начале 1221 года 50-тысячная армия Джучи, Чагатая и Угэдэя подступила к столице Хорезма – городу Ургенчу. После пятимесячной осады монголы взяли его, разгромили, а жителей увели в плен.

После завоевания Китая и Хорезма верховный владыка монгольских клановых вождей Чингисхан послал на разведку «западных земель» сильный кавалерийский корпус под командованием Джэбэ и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря, затем, после разорения Северного Ирана, проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию (1222 г.) и, продвигаясь на север вдоль западного берега Каспийского моря, встретили на Северном Кавказе объединённое войско вайнахов (чеченцев и ингушей), половцев, лезгинов, адыги и аланов.

Произошёл бой, который не имел решительных последствий. Тогда завоеватели внесли раскол в ряды неприятеля. Они одарили половцев и обещали их не трогать. Последние стали расходиться по своим кочевьям. Воспользовавшись этим, монголы легко разбили аланов, а затем разбили по частям и половцев, вайнахам же удалось избежать полного поражения, адыги отразили натиск кочевников, за что монголы назвали адыгов «Черкесами» (преграждающие путь).

После неудачной попытки овладеть лезгиноязычным Дербентом, монголы обошли город. После этого через территорию других дагестанских горцев монголы вышли к побережью Каспийского моря севернее Дербента, открыв себе путь в Северокавказские степи.

В начале 1223 года монголы вторглись в Крым, взяли город Сурож (Судак) и снова двинулись в половецкие степи. Половцы бежали на Русь. Половецкий хан Котян попросил помощи у своего зятя Мстислава Удалого и Мстислава III Романовича – Великого князя Киевского. В начале 1223 года в Киеве был созван княжеский съезд, решивший, что силы Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского княжеств должны поддержать половцев. Сборным местом для русской объединённой рати был назначен Днепр близ острова Хортица. Здесь были встречены посланцы из монгольского лагеря, предлагавшие русским порвать союз с половцами. Учитывая опыт половцев (которые в 1222 году пошли на уговоры монголов нарушить свой союз с аланами, после чего Джэбэ разбил алан и напал на половцев), Мстислав казнил посланцев. В битве на реке Калка войска Даниила Галицкого, Мстислава Удалого и хана Котяна, не известив остальных князей, решили самостоятельно «расправиться» с монголами. Переправились на восточный берег, где 31 мая 1223 года были полностью разгромлены при пассивном созерцании этого кровопролитного сражения со стороны основных русских сил во главе с Мстиславом III, расположившимся на возвышенном противоположном берегу Калки.

Мстислав III, огородившись тыном, в течение трёх дней после битвы держал оборону, а затем пошёл на соглашение с Джэбэ и Субедаем о сложении оружия и свободном отходе на Русь, как не участвовавший в битве. Однако он, его войско и его князья были пленены монголами и жестоко замучены как «изменники собственному войску».

После победы монголы организовали преследование остатков русского войска (лишь каждый десятый воин вернулся из Приазовья), разрушая на днепровском направлении города и деревни, захватывая в плен жителей. Но дисциплинированные монгольские военачальники не имели приказа задерживаться на Руси. Вскоре они были отозваны Чингисханом, который посчитал, что основная задача разведывательного похода на запад успешно решена. На обратном пути у устья Камы войска Джэбэ и Субедея потерпели серьёзное поражение от волжских булгар, отказавшихся признать над собой власть Чингисхана. После этой неудачи монголы спустились вниз к Саксину и прикаспийскими степями возвратились в Азию, где в 1225 году соединились с главными силами монгольского войска.

Зимой 1226 – 1227 гг. началась последняя осада Чжунсина. Весной и летом 1227 года тангутское государство было уничтожено, а столица была обречена. Падение столицы Си-Ся – государства тангутов, существовавшего в 1038 – 1227 годах к северо-западу от китайского царства Сун и, позднее, чжурчжэньского Цзинь на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу. Контролировало восточный отрезок Великого шёлкового пути. Осада Чжунсина связана со смертью Чингисхана, который скончался под её стенами.

 

 

Версий о смерти Чингисхана тоже множество. Согласно Рашид-ад-дину, он умер до падения столицы тангутов. По данным «Юань-ши», Чингисхан умер, когда жители столицы начали сдаваться. «Сокровенное сказание» рассказывает, что Чингисхан принял с дарами тангутского правителя, но, почувствовав себя плохо, приказал его умертвить. А затем приказал взять столицу и покончил с тангутским государством, после чего скончался. В Монголии очень популярна легенда о Кюрбелдишин-хатун, супруге тангутского царя Шигурхо-Хагана, которая в августе 1227 года во время брачной ночи перегрызла Чингисхану горло, после чего бросилась с утеса в Хуанхэ. Чингисхан к утру умер от потери крови, а в некоторых монгольских летописях священная для китайцев река с тех пор называется Хатун мэрэ – «река царицы».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 576 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.