https://youtu.be/8HlGjzqiUsI. Новая политика Путина, 24.40.
Имидж нового Президента России Владимира Путина в 2000 – 2008 годах и с 2012 года вполне соответствовал новому стилю международной политики, ставшему на рубеже тысячелетий более динамичным и прагматичным, когда на смену поколению умеренных рационалистов романтиков (Борис Ельцин, Билл Клинтон, Гельмут Коль и пр.), пришли прагматики (Герхард Шрёдер, Тони Блэр), которые на веру ничего не принимали и строили свои отношения на трезвом расчёте. Он начал активно распространять «личную дипломатию» на сферу международных отношений, гораздо успешнее, чем его предшественник, устанавливая близкие, даже дружеские отношения с лидерами основных мировых держав. В лице В.Путина западные лидеры увидели современного, прагматичного, предсказуемого российского политика, лишнего не обещающего, не угрожающего военным потенциалом, но и не скромничающего, когда речь идет о национальных интересах России.
31 декабря 1999 года президент Борис Ельцин досрочно ушёл в отставку, и Путин стал исполняющим обязанности президента РФ.
В 2000 году Путин впервые баллотировался на выборный пост, выдвинувшись на пост президента страны. 26 марта 2000 года Путин был избран президентом России, одержав победу в первом туре выборов с результатом 52,94 % голосов, и вступил в должность 7 мая 2000 года. В своей инаугурационной речи Путин уделил главное внимание необходимости сохранить единство страны и укрепить государство.
Суть внешней политики России в концентрированном виде была изложена Путиным в послании Федеральному собранию в апреле 2002 года. «Мы строим со всеми государствами мира – хочу это подчеркнуть – со всеми государствами мира – конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция – за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной… Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов – военно-стратегических, экономических, политических. А также с учётом интересов наших партнёров, прежде всего по СНГ».
10 февраля 2007 года, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Путин с жёсткостью раскритиковал внешнеполитический курс США и идею однополярного мироустройства. Путин, по собственному его выражению без «излишнего политеса», указал присутствовавшим на мероприятии политикам и журналистам на рост напряжённости в мире после падения СССР и назвал расширение НАТО и американскую программу создания ПРО факторами, дестабилизирующими международную безопасность.
Расчёты, связанные с формированием равноправных партнёрских отношений России с Западом, не оправдались. Усиливалась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делалась на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.
Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики и возможностей её ресурсного обеспечения. 10 января 2000 г. указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. Среди заявленных в ней приоритетов были: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и её Совета Безопасности в мировых делах; оптимальное сочетание усилий по всем направлениям внешней политики, соблюдение разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения, решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов России; содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мировых хозяйственных связей и др.
Главная отличительная черта российской вдешней политики в начале XXI века – многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы и в силу экономической слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ираком, Афганистаном, Югославией и в других случаях. Новый фактор российской политики – защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ. Внешняя политика начала приносить экономические результаты.
Вот итоги только 2002 года: правительство сняло ограничения на экспорт нефти и договорилось о её поставках в США, Россию исключили из «черного списка» FATF, а ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Ещё одна черта – внешнеполитическая деятельность перестала быть монополией президента и подконтрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт российской парламентской демократии. Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению её международных обязательств. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами федерации и неправительственными организациями России.