Билет
Общинно-территориальная государственность. 2. Происхождение города-государства. Города-государства Древней Руси. 3. Институты власти. 4. Социальные отношения.
Города у восточных славян возникают в VIII – IX вв. Существуют 3 версии их происхождения:
ü Город появляется, как крепость князя, т.е. выполняет, прежде всего, оборонительную функцию
ü Протогорода выполняли функцию торговых и ремесленных центров
ü Города появились в результате объединения племён в союзы племён и суперсоюзы и выполняли роль племенных центров.
Древнейшие города выполняли различные функции:
Ø Сосредоточение и распределение прибавочного продукта
Ø Центр торговли и ремесла
Ø Политическая
Ø Оборонительная
Ø Культовая функции (здесь находились главные религиозные святыни и кладбища)
В основе социального устройства городов лежала община. Именно в результате синойкизма (слияния нескольких общинных поселений) и возникают древнейшие города. В IX – X вв. городская община была ещё родовой, так как общество находилось на этапе развития племенного строя. С конца X – начала XI вв. происходит переход от родовой общины к территориальной. Этот процесс сопровождался такими социальными явлениями, как перенос городов, уничтожение старой родоплеменной знати (в т.ч. и старцев градских (старейшин)).
Ядро города – земли XI – XII вв. составлял старейший город (прежнее средоточие союза племён или крупного племени). Ему подчинялись города – пригороды. Зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации периферийных земель из старшего города. Третьим звеном города – земли являлась обширная сельская община. Пригороды и сёла составляли при главном городе “волость”. Эти волости – города – государства имели свои государственные границы: сумежья/ межи/рубежи. Город был связан с волостью в экономическом, военно – политическом, культурном и религиозном отношениях. Волости, как отдельные государственные образования, приглашали посольства друг к другу, главные города – государства направляли послов и в зарубежные страны. Такими городами – государствами на Руси были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие.
Нередко между старшими городами и пригородами возникали конфликты, так как пригороды стремились к обособлению. Часто это приводило к распаду прежних волостей – государств на новые, более мелкие. На обособление пригороды толкала сама организация власти в древнерусском обществе с присущей прямой демократией, которая выражалась в участии народа в вечевых собраниях, чего жители пригородов делать не могли.
Города – государства также вели войны друг с другом. Ярким примером может служить битва в 1216 году при Липице. Её причиной стала борьба за владимирское наследство и новгородское княжение. Закончилась победой Мстислава Удалого и Новгорода. Упрочила независимость Новгорода в князьях.
Основным органом самоуправления в главном городе являлось вече – народное собрание всех свободных жителей города (и знати, и сельских жителей, и жителей города). Решению вече должны были подчиняться жители пригородов. Вопросы, решаемые на вече, были разнообразные, в том числе приглашение князя на княжение, смещение его со стола.
Важнейшим элементом социально – политической структуры являлся князь. Он выполнял функции: военного предводителя, судьи, дипломата. Князь опирался в своих ратных делах на дружину. Её верхний слой составляли бояре. Они занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости.
Основной военной силой города было волостное ополчение (“вои”). Туда входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население составляло “тысячу”, которая в свою очередь состояла из “сотен”.
На Руси проходили соборы – собрания священников городских церквей и клиросы – коллективные органы управления при соборах, включавшие в себя горожан. Городские общины часто занимались земельной собственностью соборных церквей, считая их общинным фондом. Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: порой даже высшие церковные иерархи избирались на вече.
Вопрос о характере землевладения в Древней Руси является дискуссионным. Существует несколько точек зрения:
Л.В. Черепнина – верховная феодальная собственность в Древней Руси (первые русские князья были верховными собственниками всей русской земли на основе феодального права, а дань с подвластного населения являлась феодальной ренты). На данный момент не нашло подтверждения.
Рабовладельческий характер древнерусской экономики (не нашло подтверждения).
И.Я. Фроянова – преобладание на Руси общинной собственности. Но данная концепция не отрицала крупного землевладения в Древней Руси (существование вотчин). На данный момент не опровергнута.
В Древней Руси существовали различные категории населения:
Челядь (рабы - военнопленные)
Холопы (рекрутировались из местной среды)
Закупы
Изгои
Пущенники и прощенники (отпущенные на свободу рабы, которые в условиях древнего общества не могли приспособиться к новому своему состоянию и оставались в вотчине).
Смерды (внутренние – посаженные на Землю пленные, внешние – покорённые племена, платившие дань).
Князья, бояре (основной источник дохода – дань, которая собирается с подсобных племён и полюдье – плата соплеменников за отправление общественно полезных функций. На основе полюдья развивались кормления, которыми князья делились друг с другом и с боярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получал за это плату, они “кормились” за счёт рядовых общинников).В этот период мерилом богатства знати является не земля, а золото, меха, драгоценные камни.
Доходы церкви также складывались из кормлений и десятины от даней и торга. Другой источник – служба мер и весов, которая со временем переходит в ведение церкви, а также церковная юрисдикция.
Суд церкви охватывал зависимых от неё людей и те дела, которые оказывались вне светской юрисдикции: прежде всего в области семейно – брачных отношений (господство большой семьи, кровной мести, архаические формы брака). Малая община Киевской Руси – вервь – сочетала в себе кровнородственные и соседские, территориальные связи.
В это время происходят и различные социальные выступления, чему способствовало разложение родоплеменного строя. Оказались подорванными устои родовой защиты, исчезли многие традиционные институты, множились насилия, произвол, преступления. В этих условиях возрос авторитет княжеской власти, взявшей на себя попечение о внутреннем мире и безопасности. Постепенно крепнет волостная община, земщина, которая претендует на верховную власть. К середине XII века состязание князя и веча заканчивается победой земщины повсеместно. Правда, распри между ними продолжаются, но уже при очевидном превосходстве городских общин.
Также волнения среди городского и сельского люда вызывались социальными, религиозными и бытовыми противоречиями. Также усугубляли ситуацию и межобщинные распри: волостные (стычки старших городов и и пригородов) и межволостные (вражда соседних волостей друг с другом).
Все эти события нашли отражение в своде законов Ярослава Мудрого – “Русская правда”.