Лекция 3.Концепции, школы социологии
Концепции общества античности
Понятия «общество» и «государство» в античности синонимы. Платон (427—347 до н.э.), сочинения «Государство», «Законы» (кн.3,10). Первая априорная теория тоталитарного государства, в котором существует полный контроль над всеми сферами общества, на основе общей собственности. Первая модель стратификации (слоев) общества. Три класса: высший состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его; низший, ремесленники и крестьяне. Аристотель (384—322 до н. э.), сочинение «Политика». Правильные – в интересах общества (монархия, аристократия, полития-неимущие) и неправильные преследуют собственные интересы (тирания, олигархия, демократия) формы управления государством.
Концепции общества средних веков
Религиозная парадигма государства. Аврелий Августин (354- 430), трактат «О граде Божием». Два вида общностей: град Земной – светское государство и град Божий- религиозные общины. Вселенская Церковь – объединение двух градов. Ф. Аквинский (1225-1274), сочинение «Сумма теологий». Теория различия двух властей: светской (хозяйственной) и церковной (духовной).
Концепции общества Возрождения
Эпоха Возрождения- утопические теории общества. Т. Мор (1478- 1535), сочинение «Утопия»- место,которого нет. Т. Кампанелла (1568-1630), сочинение «Город Солнца» - теория идеального государства, построенного на общественной собственности, равенства всех.
Концепции общества Нового времени
Т.Гоббс (1588-1679), сочинение «Левиафан». Афоризмы «человек человеку волк», «война всех против всех». Теория «общественного договора», согласно которому, избиратели государственной власти,должны подчиняться, законам этой власти. Теория «суверенности государства» – невмешательство во внутренние дела государства.
Концепции общества Просвещения
Просвещение: антиклерикализм - сужение авторитета церкви. Просветитель – это человек, который мыслит без опоры на авторитет церкви. Ж.Ж. Руссо (1712-1778) утопические идеи всеобщего равенства в сочинении «Об общественном договоре». Шарль Монтескье трактат «О духе законов» (1748), Идея необходимости создания науки об обществе. Понятие «социальная физиология» как наука о закономерностях общества.
Концепция общества первой половины ХIХ века
Г.В.Ф. Гегель. Значение афоризма «все действительное разумно, все разумное действительно». Различал субъективный дух (индивидуальное сознание - мышление), объективный дух (общественное сознание - семья, государство, право), абсолютный дух- высшая форма мышления (философия, религия, искусство).
Вывод: Теории общества до первой половины ХIХ века: метафизические, религиозные, утопические, априорные.
Основные школы социологии
Огюст Конт (1798—1857) французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды О.Конта: «Курс позитивной философии» (1830—1842), «Система позитивной политики, или трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» (1851—1854).
Ввел понятия «социология», «статика» (структура общества), «динамика» (этапы развития общества), «позитивизм» - научное изучение общества, применение научных методов для изучения общества.
Всеобщая классификация наук О.Конта: социология, математика, физика и биология.
Герберт Спенсер (1820-1903) английский инженер, социолог. Работы «Социальная статика» (1851), «Система синтетической философии», «Основные начала» (1862). «Основания социологии», «Человек и государство» (1884). Социология как наука, о законах общества и его эволюции. Понятие «социальные институты» как структуры самоорганизации совместной жизни людей.
Карл Маркс (1818 — 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, общественный деятель. Работы К. Маркса «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Работы, написанные в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом. Концепция общества К. Маркса. Понятие «общество» как система отношений, возникающая в процессе трудовой деятельности. Понятие «общественные отношения» как совокупность производственных отношений, которые выступают в качестве экономической основы общества (базис). Понятие «общественное сознание» - надстройка, соответствующая базису. Понятие «общественно – историческая формация» как основа материалистического понимания истории. Понятие «способ производства» как соотношение производительных сил и производственных отношений. Понятие «производительные силы»: орудия труда и человек. Понятие «производственные отношения» как отношение к собственности. Соотношение понятий «базис» и «надстройка». Социально – политические, априорные идеи К.Маркса.
Эмиль Дюркгейм (1858 —1917), французский социолог и философ, основатель французской социологической школы, представитель классического позитивизма. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные сочинения. «Элементы социологии» (1889), «Правила социологического метода» (1895), «Социология и философия» (1924). Концепция социологии. Социология как наука о социальных институтах. Предмет социологии - «социальный факт», нормы общества, оказывающие воздействие на человека.
Макс Вебер (1864 - 1920), немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Корпус работ «Методология социальных наук» (1949), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Понятие «понимающая социология». Отказ от использования научных методов в социологии. Социология как наука о понимании смысла социального действия и причинах его возникновения. Понятие «социальное действие» - смысл действия. Признаки социального действия: осмысленный характер; ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. Типы идеальных социальных действий: 1) рациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностное (побуждается какой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств).
Развитие социологии в США имеет три этапа:
1) 1880 - 1920 гг. утверждение социологии как самостоятельной науки;
2) 1920 - 1960 гг. приоритетное развитие эмпирической социологии;
3) 70 гг. ХХ в. - настоящее время, развитие социологии как науки. Наиболее интенсивно развитие социологии происходит в США, при полной поддержке политических и деловых кругов США.
Становление социологии как науки в России
Предпосылки развития социальной мысли в России. Объективные условия развития социальной мысли: победа в Отечественной войне (1812), восстание декабристов (1825), отмена крепостного права (1861), изменившие социальную жизнь России. Субъективные факторы. Противоборство литературно-философских течений: славянофилов (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.Н. Леонтьев и др.) и западников (П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, С.М. Соловьев и др.) по вопросам развития России.
Середина XIX – начало ХХ вв. становление множества направлений в русской социологии: субъективная социология, позитивизм, натурализм, неокантианство, неопозитивизм, христианская социология, марксистская школа.
10-20 гг. ХХ в. Становление системы социологического образования.
20-30 гг. ХХ в. Развитие марксистской социологической мысли в работах А.А. Богданова, Н.И.Бухарина. Деятельность социологов других направлений (Н.И.Кареев, П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев). Популяризация трудов классиков русской и мировой социологии в послереволюционный период. Работы В.И.Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Начало застойного периода в развитии социологии.
40-50 гг. ХХ в. Развитие отраслевой социологии. Установление связи социологии и образования. Основные направления эмпирических исследований: социология города, социология религии, социология семьи. Издание журнала «Статистика труда». Издание учебника «История русской социологии».
50-60 гг. ХХ в. Перевод на русский язык работ зарубежных авторов. Продолжение критики зарубежной социологии. Создание Советской социологической ассоциации (1958). Создание вузовских лабораторий: ЛГУ, МГУ. УрГУ. Обучение по социологическим дисциплинам в вузах. Создание кафедр социологии, социологических отделений и факультетов в университетах страны.
60-70 гг. ХХ в. Образование Института социологии АН СССР (1968). Издание «Информационного бюллетеня» (1968). Создание кафедр социологии, социологических отделений и факультетов в университетах страны.
80 - 90 гг. ХХ в. Издание журнала «Социологические исследования» (1974). Развитие социологии на периферии. Популярность заводской или промышленной социологии. Изменение цели социологических исследований. Усиление мифотворчества о жизни в СССР. Сокращение эмпирических исследований.
1988 г. - признание социологии как самостоятельной науки. Возрождение социологических обществ, издание новых социологических журналов и научной социологической литературы, проведение социологических конференций.