Так как задачей нашего исследования является оптимизациия детско-родительских отношений, начнём с рассмотрения психологических основ понимания природы родительских отношений и механизмов их влияния на ребёнка. Влияние родительского отношения на развитие ребенка трудно переоценить. Поэтому интерес к природе родительского отношения, его структуре, видам и механизму влияния на ребенка проявляют представители самых разных психологических школ и направлений.
Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представим их в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения, своего рода свод принципов, которых следует придерживаться, родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо». Е. Г. Силяеева выделяет три группы подходов к семейному воспитанию, которое условно называет: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели.[35, 65c.]
М. В. Быкова разделяет точку зрения Е. Г. Силяевой и добавляет этологический подход (К. Лоренц). Для представителей этологического подхода характерно стремление определять источник психического развития ребенка, исходя из его врожденных инстинктов или задатков. Они считают, что ребенок появляется на свет с набором инстинктивных, генетически детерминированных форм поведения, которые проявляются под определенным воздействием внешних и внутренних факторов. Данный подход указывает, что привязанность родителей к ребенку определяется врожденными инстинктами. Учитывая все, то положительное, что внесла этологическая теория в развитие теории родительского поведения, нельзя не отметить вместе с тем свойственного ей упрощения человеческого поведения, сведения его к набору инстинктивных, врожденных реакций.
Ортодоксальный психоанализ (З. Фрейд, Э. Берн). В теории классического психоанализа основной акцент делается на роли переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Главным источником детских переживаний являются отношения с родителями.
Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в трех – шести летнем возрасте. Доминирующий психо-сексуальный конфликт этой стадии «Эдипов комплекс» (у девочек – «комплекс Электры») состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению комплекса, к складыванию более зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях.[35, 66c.]
Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка.
Неофрейдизм (Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм). Эриксон рассматривает развитие в более широкой системе социальных отношений, подчеркивая роль исторической реальности, в которой развивается Я ребенка. Согласно Эриксону, переход от одной стадии развития к другой сопровождается кризисами развития, своего рода поворотными пунктами, моментами выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. В отношениях между родителями и ребенком наблюдается двойственная интеграция, которая совмещает в себе заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. Ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. Согласно Эриксону, в процессе социализации ребенка должен положительно разрешиться конфликт сепарации и индивидуализации.
В отличие от Фрейда Хорни [33, 70c.] считала невротический конфликт более разрушительным, но, по ее мнению, его возникновение не является избежным, а разрешение невозможным. Согласно социокультурной теории личности Хорни, в детстве основной потребностью ребенка является потребность в безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, например, в результате неустойчивого поведения родителей или чрезмерной опеки, то у ребенка развивается установка базальной враждебности: ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним обиду и негодование.
Рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, Э. Фромм[35, 68c.] провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:
1. Условность – безусловность. Э. Фромм считал, что материнская любовь безусловна по своей природе: мать любит своего младенца потому, что это ее дитя. Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.
2. Контролируемость – неконтролируемость. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить: она либо есть, либо ее нет. Материнская любовь должна быть уверенной и сильной.
Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно также и лишиться. Отцовская любовь должна быть терпеливой и снисходительной.
Бихевиористская модель семейного воспитания. Теория социального учения (Р. Сирс). Согласно представлениям Р. Сирса, все действия ребенка являются врожденными побуждениями, направленными на усвоение нового опыта, а развитие ребенка есть результат учения, «зеркало практики воспитательных воздействий родителей». Р. Сирс [17, 72с.] подчеркивал дидактический принцип развития ребенка: ребенок адаптирует свое поведение в соответствии с требованиями родителей, максимально развивая технику кооперирования с теми, кто о нем заботится. В целом родители и дети видят друг друга сквозь призму воспитательных представлений, а успех воспитания пропорционален установлению оптимального уровня зависимости и системы положительных и отрицательных подкреплений. С позиции теории социального учения отношения между родителями и детьми детерминированы обществом и носят формализованный характер: воспитательные воздействия направлены на присвоение ребенком навыков и подобное общение осуществляется на основе схемы «стимул – реакция».