Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнтичный атомизм (Ћевкипп,ƒемокрит)




”чение Ћевкиппа и ƒемокрита Ч вершина античного материализма.

јтомизм про€вилс€ как движение античной мысли к философской унификации первооснов быти€.

ќсновные принципы атомистической философии были выдвинуты Ћевкиппом. ќн признавал то, что существуют бесчисленные, движущиес€ элементы - атомы, которые имеют множество форм. ѕризнавал он это, потому что видел, как вещи посто€нно возникают и измен€ютс€. ≈го учение заключалось в том, что сущее равно несущему и оба они равноправно €вл€ютс€ причиной возникновени€ вещей. —ущим дл€ него были атомы, которые обладали полнотой и плотностью и двигались в пустоте. ѕустота же была несущим, но €вл€лась не меньшим, чем сущее.

Ћевкипп €вл€етс€ автором основополагающей концепции. ¬ дальнейшем, ƒемокрит развивает атомическое учение в систему, котора€ логически последовательна.

“аким образом, первоначала других античных мыслителей ƒемокрит и его последователи сводили к атомам. » вода, и воздух, и земл€, и огонь, состо€т из большого количества атомов, различающиес€ по своей качественной специфики. јтомисты рассматривали мир как единое целое, состо€щее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек Ц атомов, движущихс€ в пустоте. —оединение атомов образуют все многообразие природы. јтомы обладают силой самодвижени€,такова их известна€ природа. —тоит отметить, что душа, согласно древним атомистам, состо€ла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным Ц с единой субстанцией.

¬ античности атомистическа€ концепци€ не сыграла существенной роли. ƒело в том, что она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а так же с величайшими достижени€ми античной математики. √еометрические фигуры составленные из Ђатомовї ƒемокрита, были бы угловатыми и неровными. ƒемокрит различал атомы неделимые и амеры (не имеющие размера).

ѕреодоление трудностей древней атомистики было бы возможным только вместе с введение в античную науку элементов дифференциального и интегрального исчислений

ƒемокрит разработал свой научный метод познани€, основанный на опыте, наблюдени€ и теоретического обобщени€ фактического материала. ќщущение, считал он, представл€ют хот€ и недостаточный, но необходимый источник и основу познани€. —видетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущени€, которые дополн€ютс€ и исправл€ютс€ тонкой работой ума.

—огласно ƒемокриту, душа человека состоит из мельчайших круглых, огненоподобных, посто€нно м€тущихс€ атомов, облада€ внутренней энергийностью, она €вл€етс€ причиной движени€ живых существ. ќн первым высказал идею проективной объективации субъективного образа: иначе говор€, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попада€ в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущени€, воспри€ти€, т.е. образы которые мы чувствуем не в нас, а там где находитс€ воспринимаемый предмет. ѕри этом визуальный образ формируетс€ истечением, исход€щим из глаз и из того, что видимо.

ƒемокрит колебалс€ в вопросе о природе богов, но был тверд в признании быти€ Ѕога. ѕо ƒемокриту, бог состоит из атомов, а бог есть космический разум.

јтомизм Ћевкиппа-ƒемокрита составл€ет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. »де€ атома содержит в себе принцип предела делимости материи: мыслилс€ как наименьша€ частица, котора€ выступает как исходный в создании и последний в разложении вещественный элемент сущего. ј это - гениальный взлет мысли на новый уровень философского постижени€ сущего.

—офисты

—офи́сты (от др.- греч. Ч Ђумелец, изобретатель, мудрец, знатокї) Ч древнегреческие платные преподаватели красноречи€, представители одноименного философского направлени€, распространенного в √реции во 2-ой половине V Ч 1-й половине IV веков до н. э. ¬ широком смысле термин Ђсофистї означал искусного или мудрого человека.

ќт большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства.

ќсновными древними источниками о софистах €вл€ютс€ ѕлатон, јристотель, ƒиоген Ћаэртский, ‘лавий ‘илострат и другие.

¬се фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде ƒильса Ч  ранца. Ќа русский €зык переведены единственный раз ћаковельским. ѕеревод осуществл€лс€ зачастую с немецкого €зыка, в насто€щий момент считаетс€ устаревшим и подвергаетс€ критике.

¬ целом с философской точки зрени€ направление было весьма эклектичным, не объединЄнным едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Ўирокую известность получила критика софистов у —ократа и сократиков, а также ѕлатона.

ѕостепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позвол€вшие оперировать словами и пон€ти€ми дл€ абстрактного доказательства или опровержени€ чего-либо.

—офисты и религи€.

”чение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлени€ми. Ѕольша€ часть софистов придерживалась атеистических взгл€дов.

ѕротагор был агностиком и приобрел славу безбожника. ¬ своем сочинении Ђќ богахї он писал: Ђќ богах € не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. »бо многое преп€тствует узнать (это): и не€сность (вопроса) и краткость человеческой жизниї[1].

Ќекоторые софисты (ƒиагор ћелосский и ‘еодор  иренский, получивший даже прозвище Ђбезбожникї) пр€мо отрицали существование богов. «а голову ƒиагора была назначена награда Ч он разгласил таинство элевсинских мистерий.

ѕродик  еосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. Ч то есть всего полезного люд€м. ¬ Ђ—изифеї  ритий пишет, что религи€ Ч человеческа€ выдумка, служаща€ дл€ того чтобы умные люди заставили глупых выполн€ть законы.

”чение софистов (V- IV вв. до н. э.)

—офисты, развивали учение ƒемокрита. ќдин из основоположников этого учени€ ѕротагор делает отступление в сторону субъективизма. ќн провозглашает человека мерой всех вещей, существующих. ћоральные нормы произвольны. ќдни говор€т, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. ƒаже дл€ одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом: Ђ“о ведь, что каждому городу представл€етс€ справедливым и прекрасным, то дл€ него и есть, пока он так считаетї. ј скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе √орги€:

1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.

—офисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. Ч все, что обеспечивает человеку уважение и успех. ¬ моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, €вл€етс€ справедливым.

»звестно высказывание на этот счет софиста јнтифонта (V в. до н.э.): Ђ—праведливость заключаетс€ в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. “ак человек будет извлекать дл€ себ€ наибольше пользы из применени€ справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чт€, остава€сь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. »бо предписани€ законов произвольны (искусственны), велени€ же природы необходимы. ќднако не только рел€тивизм определ€ет этику софистов. ¬след за ƒемокритом софисты скептически относ€тс€ к существованию богов, и первые проблему Ђзла в миреї используют дл€ отрицани€ божественного вмешательства в людские дела.

≈ще более значительным достижением этики софистов €вилась впервые провозглашенна€ в античности иде€ равенства всех людей Ч знатных и простолюдинов, греков и варваров, свободных и рабов; Ђ“ех, которые происход€т от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. ¬ этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы во всех отношени€х равны, притом одинаково и варвары, и эллиныї, Ч утверждал јнтифонт.

ѕросветительска€ де€тельность софистов, направленна€ против морального догматизма, имела €рко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимани€ Ц человек,имеющий право на творчество морального закона. —праведливо подчеркива€ изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали, софисты выдвигают позицию морального рел€тивизма, утвержда€, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели.

—кепсис софистов позволил им усомнитьс€ в том, что считалось несомненным Ц в общезначимости основани€ морали. Ёто обсто€тельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 9894 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

1363 - | 1190 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.