Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и направления взаимодействия философии и правовых наук.




Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права.

Мировоззрение - обобщённая система взглядов, оценок, представлений человека о мире, природе, обществе, человеке, определяющая самосознание человека, его отношение к действительности, направленность и принципы его деятельности.

Мировоззрение также определённая программа поведения, действий людей.

В правосознании также присутствует мировоззрение. Выражается в следующих типах:

1. обыденное (стихийно складывается на основе здравого смысла и повседневного опыта) – основа всякого мировоззрения, есть у каждого человека; характеристика: 1. связь с фольклорным, народным творчеством, 2. Ориентация преимущественно на межличностные отношения, 3. существенная роль обычаев, традиций, 4. принцип личного опыта, 5. несистематический, иногда противоречивый характер. Классификация: 1. Эмоционально-образное мировоззрение – мифология, религия, искусство; 2. Рациональное (теоретическое) – философские, естасственнонаучное, социально-политическое мировоззрение.

2. первобытно-общинное (совокупность анимистических, тотемистических, магических представлений о мире и человеке);

3. мифо-синкретическое (образно-мистическое обожествление природных и социальных явлений);

4. религиозное (целостное эмоциональное и рациональное восприятие мира на основе монотеистических представлений);

5. естественно-научное (теоретическая интерпретация сущности и содержания мира в понятиях естественных наук);

6. философское (формируется и развивается на основе философской картины мира).

Философское мировоззрение выступает как универсально-синтетическое, охватывающее и природную, и социальную реальность. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Мировоззрение играет выдающуюся организующую роль во всех сферах общественной жизни.

Философское мировоззрение позволяет сформировать юридическое мировоззрение - правовое сознание. На "входе" в систему юридического познания требуется обеспечить связанность общего мировоззрения, философских приемов и способов познания с мировоззрением юридическим. Причем для этого нужны не традиционно упоминаемые философские методы, в качестве которых обычно рассматриваются основные философские течения: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, а сориентированные на юридическую проблематику способы и приемы познания, вытекающие из мировоззренческих основ познания. Такая ориентация мировоззренческой методологии конкретизирует ее, сближая с юридической сферой, и позволяет говорить о мировоззренческо-юридическом методе познания.

 

Сущность и направления взаимодействия философии и правовых наук.

Философия права представляет собой совокупность философско-правовых воззрений в составе философского знания, нацеленных на осмысление причин и источников формирования права, выявление его сущности и раскрытие процесса возникновения, становления и развития юридических наук, правового познания.

От юридических наук, также изучающих процесс становления и развития права, философия права отличается тем, что она ставит и решает данные проблемы на философском уровне. А уровень философских обобщений — это выявление общих закономерностей развития права, выявление причин и источников этого развития, а также прогноз в развитии права его роли в жизни человека и общества.

Философия права в общем плане рассматривается как область познания, реализующая взаимные связи философии и правовой деятельности. Выступая в качесвте мировоззренческой основы права, она служит формой самопознания (рефлексии) правовой деятельности.

История философско-правовых идей, как и теоретический анализ взаимоотношений философского знания и права, показывают, что их связи между собой носят устойчивый, закономерный характер.

Формирование философского правосознания происходило на основе опыта дофилософских мировоззренческих форм: «мироощущений» и «мировосприятий» анимистической, мифологической, религиозной культур. Необходимость развития права, включая мировоззренческие компоненты, вытекала из потребности в организации и управлении совокупностью основных процессов жизнедеятельности общества. Форма и содержание правосознания в значительной степени зависели от характера и степени социально-экономического, политического, духовного развития общества.

На характер взаимодействия философии и юриспруденции в рамках правосознания как ранее, так и сегодня существенно влияет широта предмета философии и права. Философское знание в силу своей мировоззренческой природы обращается к разнообразным явлениям природы, общества, человеческого существования, обобщает их, пытается построить наиболее общую картину мира и выявить предельные основания бытия. Право, в свою очередь, выступает масштабным социокультурным образованием, не только взаимосвязанным со всей совокупностью социально значимых форм жизнедеятельности людей и выражающим ведущие духовные ценности общества, но и интегрирующим их в единую системную целостность.

Как философия, так и право связаны с определённым пониманием сущностных основ человеческого бытия. Философия не только анализирует мир человеческих ценностей, она формирует его, наполняет содержанием ведущие понятия культуры, такие как истина, добро, красота, польза, справедливость. Право, с одной стороны, подхватывает «эстафету» философски сформулированных ценностей, реализует их и, с другой стороны, наполняет их практическим жизненным содержанием, соединяет с общественной волей и властью, придаёт мировоззрению реальную силу.

Предмет Философии права.

Что касается предмета «философии права», то, прежде чем его сформулировать, мы обязаны сделать для чита- теля некоторые пояснения. В современной философии науки пока нет достаточно ясного и четкого определения предметной области ни для одной из сформировавшихся к настоящему времени наук. Так, имеющиеся трактовки предметной области, например, для теории чисел — натуральный ряд или множество целых неотрицательных чисел, а для ботаники — множество всех растений, требуют дополнительного пояснения и уточнения.

Вместе с тем приблизиться к пониманию предмета «философии права» можно, если обратиться к важному факту её существования — конкретным научным знаниям, которые предоставляют ей юридические, политические, социальные и философские науки. Они, исследуя многие аспекты возникновения и становления «права», раскрывают нам предметную область данного объекта со «своей стороны», посредством выявления его сущности. То есть посредством анализа и оценки в праве таких свойств и черт, которые отражают его качественность, определенность, то, что есть объект на самом деле. Правда, качественность и определенность «права» не с точки зрения его «элементарных» структурных элементов, а с позиций выявления признаков, которые, если их исключить, превращают данный объект в совсем другой.

К таким признакам относятся: «регулятивы права»; закономерности их взаимодействия; закономерности взаимодействия «регулятивов права» с другими социальными нормами; закономерности возникновения, становления, функционирования и развития «регулитивов права» и самого «права».

Эти признаки и раскрывают реальную жизнь объекта «философии права» таким, каким он есть на самом деле, таким, каким мы его принимаем, в плане его практического использования.

Все это позволяет сделать вывод, что предмет «философии права» — это сложное образование, которое включает в себя:

— общие закономерности возникновения, становления, функционирования и развития «права» как социального феномена;

— связи и взаимодействия элементов «права», выделенные с той или иной стороны взаимодействия «права» с другими объектами, с познающим субъектом;

— условия и факторы, которые обусловливают возникновение и развитие конкретных элементов «права» и его самого;

— сами элементы «права», которые являются относительно устойчивыми образованиями и имеют внутреннюю возможность к взаимодействию с себе подобными;

— «механизм» возникновения «права», процесс его дифференциации и интеграции;

— взаимосвязь, взаимообусловленность права, закона, человека, социоисторического организма, государства в истории и развитии.

Следовательно, предметом «философии права» будет являться то, что обусловливает внутреннее содержание «права», природу данного сложного социального образования как результата развития человека и общества.

Другими словами, предмет философии права — это общие закономерности возникновения, становления и развития «регулятивов права», самого «права» как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источ­ ники развития «права», формирования законов, а также содер­ жание, структура познания юристов, методы и средства этого познания, критерии истинности получаемых при этом знаний, место и роль «права» в жизни человека и общества, а также взаимосвязь, взаимообусловленность права, закона, человека, социоисторического организма, государства в истории и развитии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6620 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.