Радость занятий
С самого начала айкидо предпочитало не ограничивать учеников слишком многочисленными правилами и установками. Представлялось, что в них нет необходимости, поскольку ученики пришли в dojo по собственному желанию и в большинстве стремились достичь какой-то цели в процессе тренировок по айкидо. Можно было ожидать, что они путем наблюдения получат представление о правильном поведении.
В системе посещения соблюдался принцип никогда не отказывать тому, кто хочет заниматься и никогда не пытаться вернуть того, кто ушел. Тот, кто пришел по своему желанию, естественно захочет понаблюдать за этикетом dojo. Те, кто уходит не нуждаются больше в правилах и установках. Тенденцией было не связывать учеников без необходимости, а давать событиям идти естественным путем.
Одной из причин этого было то, что когда Основатель впервые открыл школу айкидо, первыми учениками стали взрослые и опытные в обычном понимании мужчины, которые были признанными лидерами в своих областях деятельности. Поскольку это были люди с сильно выраженным чувством ответственности и собственного достоинства, не было необходимости принуждать их к выполнению правил поведения в dojo. Основатель не принимал всех подряд. Он беседовал отдельно с каждым человеком и проводил очень строгий отбор. Никакие внешние факторы не должны были действовать на того, кого он брал в ученики, и как только человека принимали в dojo, он включался в систему интенсивных тренировок. При этом, хотя учеников не связывали правилами и установками, их режим становился намного жестче, но воспринималость это естественно за счет понимания значения дисциплины для занятий айкидо.
Затем, когда число учеников очень сильно возросло, появилась потребность в правилах поведения в dojo. Один раз, когда старшие ученики пришли к Основателю с такой просьбой, он улыбнулся и сказал "Значит, времена изменились!" Затем он быстро написал шесть правил и передал их ученикам. Эт правила стали известны как "Памятка для занимающихся айкидо".
1. Айкидо делает выбор между жизнью и смертью от одного удара, поэтому ученики должны внимательно следовать указаниям инструктора и не соревноваться, чтобы выяснить кто сильнее.
2. Айкидо - это путь, который учит одного справляться с несколькими нападающими. Поэтому ученики должны тренироваться так, чтобы быть готовыми к нападению не только спереди, но и со всех сторон, в том числе сзади.
3. Тренировка всегда должна проводиться в приятной и радостной атмосфере.
4. Инструктор учит лишь небольшой чати искусства. Различные возможности его приенения должны быть открыты каждым учеником в процессе интенсивных занятий и тренировки.
5. На повседневных занятиях начинайте с движений корпуса, а затем переходите к более интенсивным упражнениям. Никогда не используйте силу неестественно или без основания. Если следовать этому правилу, то даже пожилые люди не будут травмироваться и смогут тренироваться в приятной и радостной атмосфере.
6. Цель айкидо в тренировке разума и тела, и в том, чтобы сделать людей искренними и честными. Все элементы техники передаются от человека к человеку, поэтому не раскрывайте их случайным людям, поскольку это может привести к их использованию людьми недостойными.
Поскольку это было написано в 1935 г., часть выражений кажется почти архаичными, но основные положения верны и сегодня. Коротко они выражаются так: 1. Для правильного развития мастерства в айкидо ученик должен строго следовать ученика тому, чему учит инструктор. 2. Айкидо как боевое искусство совершенствуется с развитием способности к защите от нападения с любой стороны, когда нет уязвимых открытых мест (suku). 3. Занятия становятся приятными и начинают приносить радость тогда, когда при достаточном уровне подготовке боль перестает действовать раздражающе. 4. Не следует ограничиваться тем, чему учат в dojo. Человек должен постоянно пробовать, экспериментировать и развивать то, чему его научили. 5. Никто не должен использовать силу на занятиях неестественно или без основания. Нужно тренироваться в соответствии с особенностями тела, физическим состоянием и возрастом. 6. Цель айкидо - развитие истинно человеческой личности. Оно не должно использоваться для выражения эгоистических настроений.
Эти центральные для занятий айкидо положения до сих пор соблюдаются в Hombu Dojo. Многим людям особенно нравится третий пункт: " Занятия всегда должны проводиться в приятной и радостной атмосфере".
Обычный стереотип боевых искусств включает грубый мужественный тип с агрессивным настроением. Однако, демонстрация своей храбрости - показатель игнорирования того, что есть реальное будо - является, фактически, лишь детской попыткой скрыть недостаток уверенности в себе. Те, кто имеет истинное представление о будо, работают расслабленно, их работа даже производит впечатление нежной и мягкой. Те, кто знаком с будо никогда не проявляют злобы и агрессивности, и их настроение всегда веселое и радостное. Внешне они проявляют мягкость; внутри же лежит большая сила. В повсеневной жизни это люди скромные и без претензий, и их действия всегда естественны, а не вынужденны. Они показывают себя такими, какие они есть, и образ их жизни естественный и свободный. Это описание настоящего ученика, занимающего боевым искусством. Когда такие люди собираются для занятий айкидо, атмосфера действительно естественным образом становится приятной и радостной.
Я потерял счет занимающимся айкидо, с которыми встречался ежедневно в течение многих лет. Только Hombu Dojo посещали почти 100 тыс. человек, и если включить сюда тех, кого я учил в филиалах школы и других центрах, то общее число составит несколько сотен тысяч. Стоит гордится тем, что подавляющее большинство занимается айкидо с большой серьезностью и вниманием. Но когда дело доходит до вопроса о том, сколько людей действительно получает удовольствие от приятной и радостной работы на тренировке, я не могу сказать что их число очень велико. Многие занимаются айкидо, используя излишнюю силу, другие работают с видом мрачной решимости, а многие из оставшихся неуверенны в себе и очень волнуются на занятиях.
Приятно видеть учеников, которые действительно получают удовольствие от своей работы. Многие занимались пять, десять или более лет, идя по своему собственному пути и сделав айкидо частью своей повседневной жизни. Они, прийдя в dojo, работают спокойно, тренируя броски и страховки и внимательно следуя указаниям инструктора, и уходят когда занятие кончается. Они производят впечатление людей, не ставящих своей целью только движение вперед и наслаждающихся собой. Они составляют лучшую часть занимающихся айкидо.
Те, кто регулярно посещает наши обычные занятия или зимние или летние занятия по интенсивной программе, действительно любят айкидо. Утром обычные занятия в Hombu Dojo начинаются в 6.30. Начиная с поздней осени и всю зиму в это время на улице еще очень темно, а в середине зимы температура опускается ниже нуля. Несмотря на это от 100 до почти 200 человек регулярно посещают утренние занятия.
Мало кто живет рядом с dojo. Подавляющее большинство ежедневно ездит более часа на поезде или 30-40 минут на машине. Некоторые приезжают из соседних префектур, тратя на дорогу более двух часов. Некоторые из молодых учеников пользуются моторными лодками или мотоциклами, а другие появляются в dojo после 1-2-х часовой пробежки. Потом все они час занимаются айкидо, после чего отправляются в школу или на работу. Некоторые занимающиеся, среди которых представители системы бизнеса, ведущие такой образ жизни долгое время, говорят, что могут без сожаления пропустить игру в гольф, но не хотели бы пропустить занятие по айкидо. Среди регулярно занимающихся есть те, кто ни разу не пропустил ни одного дня занятий.
Достаточно большое число регулярно занимающихся посещает все специальные летние и зимние занятия. В жаркую и влажную погоду в середине лета они занимаются ежедневно, сильно потея, но тренируясь с удовольствием, или приходят каждый день в середине зимы, когда только для того, чтобы встать на холодные как лед маты, нужна длительная разминка.. Кажется, что чем жарче или чем холоднее, тем таким людям лучше.
Несколько лет назад я написал статью для нашего информационного издания по айкидо, в которой говорилось:
"Этим летом стояла ужасная жара. Не поэтому ли число посещающий наши летние занятия возросло на 20%? Похоже, что в Hombu Dojo много сильных крепких учеников.
Я помню, как зимой, когда из-за сильного снегопада остановился общественный транспорт, некоторые люди утром вставали в 3 часа и пешком шли в dojo. Число занимающихся было почти таким же, как на обычных занятиях. Среди них были и такие, кто занимался нерегулярно, но на специальные зимние занятия приходил каждый день.
Некоторым действительно нравится работать в жару и свободно потеть, другие же занимаются даже лучше в зимний холод. Здравый смыла подсказал бы противоположное: нормальные люди предпочитали бы прохладные дни жарким и более теплую погоду - температуре, близкой к нулю. Люди, которые предпочитают заниматься в жару и в холод, говорят мне, что это наиболее короткий путь приближения к природе. Это может казаться очень странным людям со стороны, но я могу действительно приветствовать их желание в первую очередь стать ближе к природе и почувствовать ее.
В Японском языке для обозначения занятия или тренировки используется слово keiko, что буквально означает "отражать, идти через прошлое" Это слово появляется в Kojiki, и говорят, что источник его происхождения - биография Куан-ина из китайской книги конца эпохи Хан. Исходное слово отражает религиозный аспект тренировки, и означает соверщенствование мастерства на основе тщательной отработки и использования всего самого лучшего из старых традиций.
Тот факт, что keiko занимает центральное положение в культурных искусствах Японии, включая чайную церемонию и аранжировку цветов, показывает уважение японцев к лучшему в древних традициях. Тренировки в середине зимы и в середине лета - тоже часть этого великого наследия. На основе рационального подхода мы могли бы найти аргументы против занятий в очень сильную жару и холод, но если мы это сделаем, то ничего не добьемся иможем забыть о keiko.
Если говорить о рациональной жизни, одним из продуктов современной цивилизации является воздушный кондиционер. В Токио в последние годы продажа кондиционеров достигла невиданных в истории масштабов, однако накопление тепла тысяч и тысяч их моторов, говорят, повысило температуру на несколько градусов, что дало для большинства жителей влажные и душные ночи. К тому же, резкий перепад температуры при входе с жаркой улицы в прохладную комнату с кондиционером у некоторых людей вызывает заболевания. Судьба современного человека такова, что пытаясь добиться рационального решения проблем он создает много новых проблем, требующих решения.
Мы все нуждаемся в рациональной жизни, но для человека столь же важна его потребность соединиться с природой, чтобы она очищала и питала тело и разум. Истинное значение тренировок ранним утром и специальных занятий зимой и летом может быть в том, что они дают людям возможность вступить в контакт с природой. Занятия боевым искусством, включающим лучшую часть традиционного будо, может быть единым для всех людей путем возврата к природе и поиска своих корней.
В первую очередь необходимо восстановление наших личностей и наших тел. Мы живем в условиях смены времен года, в жару и в холод, в ясные и дождливые дни. Для истинного соединения с природой важно также быть самим собой, быть способным ощущать радость и злость, счастье и печаль. Когда мы сопротивляемся природе ли игнорируем ее, мы оказываемся не в состоянии истинно проявлять весь диапазон человеческих эмоций. Этот компонент обезличивания и обесчеловечивания затрагивает всех нас. Мы должны вернуться к природе, принять ее такой, какая она есть и восстановить естество наших личностей и тел.
В айкидо наибольшее удовлеторение мне доставляет то, что многие занимающиеся знакомы с этой проблемой и стараются восстановить свое естество и свою человечность в процессе тренировки. Эта цель занятий айкидо была центральной с самого его возникновения. Абсолютная естественность: взаимосвязь ин и янь
Учитель Уесиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого излишняя привязанность к форме ограничивала движения, такие указания:
"В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения - это движения айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо".
Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем собстенном образном стиле, может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников, изучавших различные формы и виды техники, эта установка противоречит всему, чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику? Что подразумевается под естественными движенями? Могу ли я двигаться любым путем, который прийдет в голову?
Первым делом нужно заметить, что установка Основателя предназначена не для новичков, а для опытных учеников. Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме, что теряет естественность и текучесть движений, являющиеся основным выражением айкидо. В реальном смысле его слова должны способствовать более интенсивной работе опытных учеников на пути к достижению цели айкидо. Классическая японская пословица говорит: "Входи в форму и выходи из формы". И в искусствах культуры и в будо занимающийся должен сначала тренировать форму и овладевать ей, но овладев ей, он должен от нее освободиться. Не удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому предстоит долгий путь к мастерству владения формой.
Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно тренировался и занимался айкидо много лет, кто освоил принципы и движения, и кто серьезно думал о философии будо. Для этого требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений айкидо, включая единство ki вселенной и индивидуальной ki, принцип входа и сферического вращения на основе единства ki, разума и тела, а также воплощение в движениях принципа работы с мечом.
Пожалуй, наибольно трудно уловить суть выражения "естественные движения". Это выражение настолько часто употребляется, что многие люди имеют свое, хотя и неправильное, представление о том что оно означает. Но, в самом деле, скольких людей, действительно живущих "естественно", мы знаем? Чем больше мы думаем о смысле слова "естественный", тем сложнее становится объяснить его.
Как должен ученик, занимающийся айкидо, понимать значение "естественных движений" и их связь с движениями, относящимися к изучаемому им искусству? Где ключ к раскрытию этого значения, и с чего надо начать? Если привести сначала вывод, то я верю, что это означает точное и тщательное восприятие нами естественных процессов, пронизывающих вселенную и влияющих на наши тела и нашу жизнь.
Что бы мы ни думали, существенно достичь прямого контакта и воспринимать в чистом виде изменения явлений природы - в атмосфере, погодных условиях или окружающей среде. Делая это, мы должны открыть свои чувства и тела для природы и взаимодействовать с ней. При этом не надо ни заставлять ее удовлетворять нашим требованиям, ни специально исключать отдельные ее проявления, ни использовать е в своих собственных целях. Мы должны видеть явления природы такими, какие они есть, и проникать в глубь истинно реальной природы.
Конкретным примером может быть участие учеников в интенсивных летних и зимних занятиях. Они постоянно принимают жару и холод такими, какие они есть, получая удовольствие от жары в жеркие и от холода - в морозные дни. Когда люди собственными телами познают жару и холод, они знают как реагировать на них и приходят к пониманию того, насколько хорошо можно себя чувствовать в неудобных или неблагоприятных условиях. Эта близость собственного тела к природе является первым шагом к постижению природных путей.
Хорошо известно, что на наше физиологическое состояние оказывает влияние погода. Ясным, солнечным днем наш разум чист, а тело легко, настроение приветливое и спокойное. В облачные, дождливые дни настроение падает, и тело становится непослушным, в атмосфере чувствуется тяжесть. В определенные дни разум и тело находятся в неустойчивом состоянии, а если дует ветер, то легкий бриз способствует хорошему самочувствию, а ураган вызывает беспокойство. Даже на уровне столь обычных явлений мы видим тесную связь между природой и людьми. Что касается более резких сезонных изменений, то они затрагивают не только температуру и влажность. Жизненные циклы растений и животных также резко меняются. Растения растут, цветы цветут, листья распускаются, фрукты созревают, потом все неизбежно стареет и умирает. Такие изменения тонко действуют на разум и тело человека. Мы знаем, что режим приливов и отливов управляет жизнью морских организмов, оказывая влияние также на чувства и поведение людей. Извержения вулканов и землетресения приводят к резким изменениям условий жизни на Земле что, в свою очередь, влияет на человеческую жизнь. Все живые существа составляют большую сеть, за счет своей взаимосвязи и взаимозависимости.
Если мы полностью признаем влияние на людей явлений природы и ее изменений, мы признаем также, что они каким-то образом связаны с нашим собственным пониманием смысла жизни. А когда мы приходим к пониманию и осознанию человеческой жизни, то наша жизнь становится ближе к природе и к вселенной. Это укрепляет наше понимание естественности. В айкидо проявленим этого служит выражение будо, основанное на активном использовании ki. Именно в этом смысл высказывания: "Естественные движения - это движения айкидо".
Наиболее важный источник естественных движений - это энергия дыхания. Когда выход этой энергии происходит непроизвольно, движения человека неосознанно становятся естественными. Напротив, если для энергии дыхания нет свободного выхода и ее поток останавливается, то движения становятся неуклюжими и неестественными. Выход энергии в процессе дыхания основан на нормальном дыхании, но включае более, чем просто вдох и выдох, поскольку предусматривает работу ki.
Нормальное дыхание - это физиологическая функция дыхательной системы, включающей легкие и сердце в качестве центра, а также нос, рот и поры кожи. В дыхательной системе человека явно выражается то, что мы называем жизнью. Сама же жизнь неотделима от функционирования вселенной, то есть непосредственно связана с циклическими изменениями природы: чередованием дня и ночи, четырех времен года, приливов и отливов, других явлений. Энергия дыхания непосредственно связана с внутренней энергией природных сил, проявляющейся как ki вселенной. Вход и круговое вращение, как мы уже заметили раньше, - это наиболее простые и конкретные выражения энергии дыхания в естественных движениях.
Один из многих основанных на естественных движениях видов техники айкидо - болевой прием на запястье, известный как kote-gaeshi. В этой технике кисть медленно сгибают в том направлении, в котором она сгибается естественно, в отличие от замков кисти, применяемых в дзюдо и джиу-джитсу, когда ее сгибают в противоположном естественному направлении. Будучи неестественным, вынужденное сгибание рискует привести к травме. Айкидо никогда не использует движения, противоречащие тому, что естественно, избегая за счет этого бессмысленных и бесполезных травм.
Большинство видов техники айкидо включают движения, известные как omote и ura (буквально - соответственно, передняя и задняя сторона). Хотя есть различия в зависимости от техники, базовый принцип состоит в том, что при, например, прямой атаке спереди, возможен прямой вход в пространство, занимаемое противником или же разворот с входом в зону за противником, лежащую вне его поля зрения. Первое движение - это движение omote, второе - движение ura.
Эти два защитных движения, которые могут быть найдены в классическом будо, основаны на древнем принципе ин и янь. Айкидо использует этот принцип во многих видах техники. Чтобы проиллюстрировать применение ин и янь в боевых искусствах, приведем два примера, относящиеся к джиу-джитсу и искусству работы с мечом. Начнем с определения этих форм в соответствии с руководством по джиу-джитсу школы Кито:
"Kito означает подъем и падение. Подъем - это форма янь. ПАдение - это форма ин. Победа достигается за счет возврата в янь, и также за счет возврата к ин."
Смысл этого объясняется в комментарии, известном под названием Densho chushaku, следующим образом:
"Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда враг проявляет янь, побеждайте за счет ин. Виды техники, которым учат в школе Кито, основаны на ин и янь. Хотя в ответ на движения противника возможны самые разные другие действия, в единоборстве они бесполезны. Сведение своих действий и техникам ин и янь дает гарантию победы".
В соответствии с этим объяснением, стратегия поединка - это ни что иное, как способность к свободному использованию ин и янь, нападения и защиты, в зависимость от движений противника: использование янь против его ин и ин против его янь.
В руководствах по древнему искусству работы с мечом принцип ин и янь был использован применительно к стойкам с мечом, как например, в тексте, известном под названием Itto-ryu kikigaki:
"В школе Наганума Джикишинкаге учат в стойке держать меч высоко, что выражает форму янь внутри янь. В школе Итто мы учим держать меч низко, что основано на форме ин. Когда янь используется внутри янь, оно опускается к ин. Когда ин используется в ин, оно хорошо работает, становясь янь. В школе Мунен взяли среднее между ин и янь, обучая стойке с мечом, направленным вперед и указывающим в глаза противника, с лекгим разворотом рук вправо".
Разные школы будо по-разному понимают ин и янь, но все интерпретации основаны на базовых философских идеях из классических трудов китайских мыслителей. В качестве заключения мы можем процитировать отрывок из "Книги перемен":
"В древние времены священные силы создали Книгу Перемен для отражения принципов природы и жизни. Они установили Тао Неба, назвав его ин и янь. Они установили Тао Земли, назвав его устойчивостью и ростом. Они установили Тао Человека, назвав его человеческими чувствами и действиями. Создав эти три стихии, они удвоили их. Поэтому, знак Книги Перемен всегда состоит из шести линий".
Коротко говоря, вселенная состоит из трех стихий: Неба, Земли и Человека. Они рассматриваются как Тао, управляющие жизнью за счет изменений соотношения ин и янь, устойчивости и роста, человеческих чувств и действий. Это значит, что когда мы полностью осознаем эти связи и живем в соответствии с ними, то мы соединяется с Тао. Проявлять ин и янь в своих действиях значит быть единым с Тао.
Принцип ин и янь важен сам по себе, но безусловно, на основе постепенного осознания на практике этот принцип дает нам возможность постижения абсолютной сущности Тао. В айкидо ин и янь конкретно воплощаются в движениях omote и ura, а основное значение имеет постижение человеком Пути и связанной с ним фундаментальной истины в процессе практических занятий. Поскольку это соответствует Тао Неба, эти движения айкидо - это ни что иное как естественные движения.