Тридцатые годы вплоть до Великой Отечественной войны ознаменовались необычайно бурным ростом всех областей музыкального искусства.
Именно в тридцатые годы появляются новые значительные советские оперы, появляется плеяда молодых, высокоодаренных советских певцов, впервые проводятся всесоюзные конкурсы вокалистов, показывающие рост вокальной культуры певческой молодежи, проводятся декады национальных искусств, совещания по вокальному образованию, выходят крупные работы по теории вокального искусства.
Опера
В тридцатых годах появляются советские оперы, которые явились значительными вехами в развитии советского оперного жанра. К ним надо отнести «Тихий Дон» и «Поднятую целину» И. Дзержинского, «Броненосец Потемкин» О. Чишко, «В бурю» Т. Хренникова и ряд других. В эти же годы Шостакович выступает со своей оперой «Леди Макбет Мцен-ского уезда» («Катерина Измайлова») и С. Прокофьев с оперой «Семен Котко».
«Тихий Дон» явился первой оперой советского композитора, которая получила признание у массовой аудитории слушателей. Успех ее связан не только с тем, что она использовала в качестве своего либретто выдающееся произведение советской литературы, но и в широком развитии песенных мелодий, посредст-
вом которых раскрываются характеристики персонажей и событий. Эти песни имеют ярко национальную основу. Большое развитие в ней получают хоры, жанровые сцены. Песенность пронизывает всю оперу. Замечательная песня «От края и до края» вышла из стен театра и стала одной из любимых народом массовых песен. Широким мелодическим развитием характеризуются также указанные выше оперы О. Чишко, Т. Хренникова и других композиторов. Важнейшими новаторскими произведениями, в которых нашло свое отражение стремление говорить в опере современным, новым музыкальным языком, явились упомянутые оперы крупнейших композиторов Д. Шостаковича и С. Прокофьева.
С. Прокофьев, перед написанием «Семена Котко» работавший над кантатой «К 20-летию Октября», писал: «...еще не ясен был музыкальный язык, которым надо было говорить о советской жизни. Никому он не был ясен в ту пору, а ошибаться не хотелось» *.
На операх тридцатых годов воспитался ряд отечественных певцов, нашедших себя в этих операх и создавших ряд глубоко правдивых, живых образов новых героев наших дней. Среди них можно назвать Е. Кругликову, С. Преображенскую, А. Модестова, П. Журавленко, А. Ульянова, Л. Александровскую и многих других.
Заметно вырастает роль режиссера как интерпретатора спектакля в целом. Искусство оперных артистов Большого театра формируется под непосредственным влиянием крупных режиссеров В. А. Лосского, Н. В. Смолича, Л. В. Ба-ратова. Музыкальное руководство крупнейших оперных театров осуществляют Л. Штейнберг, Н. Голованов, А. Пазовский, С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, В. Небольсин, Б. Хайкин.
В эти годы советская опера чаще проникает на сцены академических театров. Советский оперный театр проводит большую работу по новому осмыслению русской оперной классики. Среди этих постановок надо отметить прежде всего работу над партитурами и новыми постановками обеих опер М. Мусоргского и постановку «Ивана Сусанина» М. Глинки с новым текстом, приближенным к героическому содержанию замечательной музыки основоположника русской оперы.
Наряду с этим следует отметить расцвет оперного творчества в ряде национальных республик, где оно существовало прежде, и зарождение и развитие оперного творчества там, где его ранее не было. Некоторые из лучших национальных опер ставятся на сцене Большого театра (опера «Алмаст» Спендиарова, «Абессалом и Этери» 3. Палиашвили).
1 «С. С. Прокофьев». М., Музгиз, 1961, стр. 190. |
Материалы, документы, воспоминания, изд. 2-е,
Национальное искусство
К тридцатым годам относится введение в жизнь практики Декад национального искусства для стимулирования показа его достижений. Такие декады стали устраиваться с 1936 года, и эта практика продолжается до настоящего времени.
Таких декад в довоенный период было проведено десять:
В 1936 г. — украинская и казахская
В 1937 г. — грузинская и узбекская
В 1938 г. — азербайджанская
В 1939 г. — киргизская и армянская
В 1940 г. — белорусская и бурят-монгольская
В 1941 г. — таджикская.
На декадах было показано оперное искусство народностей, которые до революции не имели своей национальной профессиональной музыки. За короткий срок эти народности обрели профессиональную музыкальную культуру и освоили такой сложный жанр, как опера. Декады показали высокий рост исполнительской культуры певцов национальных республик. Это относится не только к тем республикам, где высокий уровень певческого мастерства существовал и до революции, как, например, на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, но и к тем, где певческое исполнительское искусство бытовало только в форме народного пения, как, например, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Бурят-Монголия.
Певцы этих республик, показавшие высокое вокальное мастерство, в большинстве вышли из народа через самодеятельное искусство и сохранили характерные черты национальной манеры пения: К. Байсеитова, X. Насырова, К. Киизбаева и другие. Однако многие молодые певцы, воспитывавшиеся в национальных студиях при Московской и Ленинградской консерваториях, начинают усваивать европейскую манеру образования певческого звука, что позволяет им петь и русские классические оперы.
Своеобразие национальных культур, показанное на этих декадах, обогатило советский оперный театр, внесло в него новые звучания, ритмы, новые приемы интерпретации, расширило кругозор музыкантов-исполнителей.