Образование древнего государства Киевская Русь.
В средине IX века у восточных славян существовало два крупных протогосударственных объединения: на основе полянского союза в среднем Поднепровье с центром в Киеве и в Поволхвье с центром в Ладоге.
Причины возникновения государства у славян разнообразны:
сильная единоличная власть в лице варяжских князей, среди которых особо выделяется Рюрик;
экономические причины: развитие частной собственности — социальное расслоение;
угроза нападения со стороны кочевников.
Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов, доказанный раскопками, и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породил длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Сторонники "норманнской" версии образования древнерусского государства (немецкие ученые Г. Миллер, Г. Байер, А. Шлецер, работающие в России) преувеличивали роль скандинавов в славянском государственном строительстве. Их оппоненты недооценивали, а то и полностью отрицали положительную роль скандинавов в этом процессе, изображая их едва ли не шайками разбойников.
Сегодня эта проблема, появившаяся еще в XVIII в., потеряла остроту. Нет оснований замалчивать или недооценивать роль варягов в объединении славянских племен, их участие в борьбе с кочевниками и Византией. Однако никакое призвание князей не привело бы к образованию государства, если бы тому не созрели социальные, экономические и политические предпосылки у самих славян. Причиной призвания варягов следует считать их независимость от славянских родов, а значит, способность положить конец родовым усобицам в борьбе за власть. Вместе с тем сохраняется ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюрика.
Согласно "Повести временных лет" (XII в.), в 862 г. внутри славянских племен начались распри, и тогда словени, кривчи, представители финно-угрких этносов чудь и весь отправили послов к варягам искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли Рюрик, севший княжить в Новгороде (тогда еще не существовавшем, ученые считают в Ладоге), Синеус (в Белооозере) и Трувор, севший княжить в Изборске. Преемник умершего в 879 г. Ририка Олег подчинил в 882 г. земли, лежавшие вдоль великого водного пути "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море), убив киевских князей Аскольда и Дира (тоже варяжского происхождения) и остался жить в Киеве. Вероятно, потенции государствообразования здесь были сильнее, чем в северном политическом объединении. Поэтому в 882 г. условно считается годом создания Древнерусского государства, Киевской Руси. После смерти Олега власть унаследовали сын Рюрика Игорь и его потомки Рюриковичи.
Что же качается происхождения термина "Русь", то его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в так называемом "Баварском хронографе", составленном между 811 и 821 г.) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссионным.
В IX-X вв. шел процесс подчинения восточнославянских племен власти Киева: Олег подчинил древлян, северян, радимичей, часть кривичей, Игорь — уличей, его сын Святослав — вятичей. Покоренные племена нередко сохраняли самостоятельность (ими продолжали управлять собственные князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников — представителей киевской династии. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза, такой объезд со сбором дани назывался полюдье. В одних случаях ее нормы были фиксированными, в других — нет, взималась дань в натуральной или денежной форме. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле, но заменила им полюдье свозом определенной нормы дани в указанные для этого места —погосты.
Основные этапы становления государственности.
В VI-IX вв. восточно-славянские племена объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Такие союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, состоявших, в свою очередь, из большого количества родов и занимавших значительную территорию. По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра — древляне. По рекам Ока и Москва располагалисьвятичи, на запад от них жили кривичи, по реке Сожь —радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне. Наиболее развитые земли славянского мира —Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в конце IX в.
Племенные союзы возглавлялись князьями. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»), во главе стояли тысяцкие и сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делилась на старшую (из нее выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю) и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. По поручению князя дружинники собирали с покоренных дань («полюдье»).
Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). На территории в районе озера Ильмень с центром в Новгороде располагалась Славия.
Согласно так называемой «норманнской теории» (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, приверженцем ее был Н. Карамзин), государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племен к норманнскому воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором прийти и править ими. Однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян, а запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманнисты, оказалась поздней вставкой в ее первоначальный текст.
Современные историки обладают убедительными доказательствами того, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до появления варягов.