Особая группа - религиозно-культовые растения, сопровождали человечество всегда. Деревьям и растениям поклонялись с древнейших времен. Многие народы мира считали, что души умерших вселяются в деревья. У славян существовало поверье, что мертвые уходят на небо по ветвям самого старого и высокого дуба, отсюда выражение "дать дуба". Береза на Руси, вообще, окружена особым ореолом легенд, мифов, сказаний. Девушки гадали о замужестве с помощью ветвей березы: с вечера завивали прямо на березе венки. Той девушке, венок которой к утру оставался не расплетенным, предстояло замужество в текущем году. Позже языческие обряды соединились с христианскими и теперь мы несем в храм в Троицу молодые березовые ветви, символ единства прошлого (пережитой зимы), настоящего (пробуждение природы, весны, новой жизни) и будущего (полноты и радости бытия, расцвета, лета). Березой на Троицу украшают церкви и дома. Освещенные веточки кладут за иконы в Красном углу и в случае необходимости обращаются к ним за помощью в течение всего года. Иногда достаточно бывает окропить березовую ветвь Святой водой и с молитвой прикоснуться ею к больному органу или месту, сразу чувствуется облегчение, болезнь постепенно отступает, тело наполняется новой, здоровой энергией.
Как не вспомнить добрым словом русскую парную баню, которая просто помогла выстоять, выжить нашему народу. Не малую роль в банном ритуале играют веники: из березы, дуба, пихты, крапивы. В парной соединились в общей гармонии все четыре стихии: огня - жар, высокая температура, воды - пар и холодная вода, земли - веники, травы, воздуха - подвижные, легкие, душистые потоки, создаваемые во время стегания ветвями. Баня согревала, исцеляла, снимала физическую усталость, облегчала душу, баня встречала родившегося на этот свет малыша и провожала (обряд омовения тела) в мир иной. Веники:
- из березы помогают поддерживать хорошее здоровье, используются для лечения кожных болезней, отеков, простуды, воспалений, улучшают состояние ногтей;
- из дуба - помогают справиться с хроническими затяжными болезнями;
- из пихты - вывести из подавленного, депрессивного состояния, дают энергию для восстановления сил;
- из крапивы - прекрасно помогают бороться с суставными и костными заболеваниями, воспалениями.
Еще одно растение тесно связано с христианством - верба. Вход Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи (Христова Воскрешения) приветствовали горожане с пальмовыми ветвями. Поскольку Россия северная страна и пальмы не растут, то нашлась замена в виде ветвей цветущей ивы. Эти трогательные, пушистые бело-розовые цветочки несут в себе огромную мощь и силу, так же, как и предстоящий праздник весны, обновления, воскрешения из мертвых (ассоциируется с пережитой зимой) Пасхи. Вернувшись из храма, вербовыми ветвями освещали дом, нежно стегали ими всех домочадцев и домашних животных, обязательно съедали по почке вербы или запекали их в хлеб ради здоровья, силы, благополучия.
Издавна в народной медицине практиковались подушечки из разных растений. Такие подушечки из игл ели, сосны, пихты хороши для борьбы с радикулитом; из хмеля, мяты и валерианы - для лечения бессонницы у взрослых и беспокойства во время сна у маленьких детей.
О чесноке можно писать отдельную книгу. К слову сказать, в рацион раба, работающего на постройке египетских пирамид, обязательно на ужин входила головка чеснока, как средство от всех болезней, увеличивающее силу, выносливость, активность работника. В средневековье венками из чеснока обвешивали пациента, в тело которого вселялись бесы. Сегодняшние врачи - педиатры рекомендуют в качестве профилактики острых вирусных инфекций подвешивать в кроватках грудничков холщовые мешочки с нарезанными дольками чеснока. Современная фармакология утверждает, что чеснок обладает: противовирусным, антибактериальным, имунномоделирующим, противосклеротическим, цитостатическим, желчегонным, противоглистным, ветрогонным, антиспастическим действием, а также многими другими положительными качествами. Чеснок обязательно должен входить в рацион современного человека с раннего детства.
Восточные страны имеют богатейшую историю и традиции использования растений в религиозно-культовых обрядах. Вспомним чайную церемонию. О целебных свойствах зеленого чая написаны трактаты, Дух и сила этого растения витает в аромате красочного зрелища самой церемонии. Процедура заваривания доведена до совершенства, тонкостей, искусства, можно сказать, божественного уровня. Часто к зеленому чаю добавляют различные лекарственные растения, душистые травы, цветы, корни.
Особое место в восточной философии занимает цветок Лотоса. Будда оставлял вместо следов цветки Лотоса. Лотос символизирует чистоту, постоянство, божественное начало. Ни один буддистский ритуал, праздник не обходится без Лотоса, его цветами украшают статуи Будды, украшают невесту, брачную постель, детей, лепестками посыпают дорожки, окуривают помещения, настоями и отварами из него омывают тело. Поза Лотоса одна из важнейших в молитвенно-медитационных состояниях.
Для древних египтян особым растением был цветок Гибискуса. Только избранным, в первую очередь, жрецам разрешалось пить священный огненно-красный напиток цвета крови. В последние годы россияне имеют возможность попробовать этот чудесный напиток с неповторимым цветом и приятным вкусом. Привозят его к нам из Египта под названием гибискус, каркадэ, египетская мальва. Гибискус укрепляет иммунную систему, повышает артериальное давление, увеличивает количество красных кровяных телец в крови, очищает печень и желчные пути от застоя желчи, увеличивает моторику желчного пузыря и кишечника.
Тысячелетия в восточной медицине используется полынь. Ею окуривали помещения, домашних животных, изгоняли злых духов и болезни, лечили заболевания кожи и легких. Полынными сигарами прижигали и прогревали аккупунктурные точки для получения хороших и длительных результатов в лечении. Современные восточные врачи используют древние, проверенные временем методики лечения, бережно передают традиции, церемонии, ритуалы целительства. При этом в их приемных все также дымятся курительные палочки из розы, жасмина, сандалового дерева, лотоса и т.д. и полынные кадильницы, сигары. Медицина и культовый обряд соединились в неразрывное, единое целое. Растения, как и прежде, стоят на страже душевного и телесного здоровья человека, защищая его от болезней и зла. Тонкие эфиры растений совершают огромную работу: убирают вредное, лишнее, старое, ненужное, дают новое, свежее, здоровое.
В Японии приходится часто реставрировать древние пагоды, т.к. маленькие деревянные их кусочки раздаются верующим, которые считают, что они приносят счастье, исцеляют и защищают, поэтому эти деревянные кусочки используются как амулеты... Деревья желаний - особые деревья в садах возле пагод, на их ветви вешаются бумажки с просьбами, и японцы верят, что такое желание обязательно исполнится.
Если обратиться к знахарю на Тайланде, то он с удовольствием будет описывать, из чего он готовил тот или иной состав. Расскажет о том, что определенные растения собирают ночью до восхода солнца, т.к. дневной свет убивает волшебную силу, другие растения собирают только в полдень, когда они приобретают особые качества, большую часть трав собирают на растущей луне, подчеркнет, что нельзя касаться частей растений металлическим предметом - это их ослабляет. Растение для знахаря живое существо, имеющее душу, к которой он обращается, разговаривает, просит о помощи.
В Непале перед обрядом омовения бросают в реку цветы.
В Китае после рождения ребенка родители немедленно составляют ему гороскоп, чтобы узнать о трудностях, которые малышу предстоит пережить в течение жизни. Кроме того, прежде чем внести в дом новорожденного, для изгнания злых духов в разные направления выпускают стрелы персикового дерева.
Ко всем этим ритуалам можно относиться по-разному, усматривая в них наивную, невежественную, суеверную попытку защиты от бед и страха перед неведомыми силами. Но мы видим в этом материализацию позитивной программы и веры, с помощью которой люди (родители), совершая неформальные действия реально защищали и защищают себя в своем взаимодействии с видимым и невидимым миром.
Порой растения оказывают влияние не только на судьбу человека, но и жизнь, и символику целых государств. История повествует о том, что однажды Святой Патрик в надежде обратить ирландского короля Лири в христианство читал ему проповедь. Король внимательно слушал до момента, пока Патрик не начал трактовать значение Святой Троицы. Здесь король прервал его в недоумении и спросил, как может быть три Бога в одном и один в трех. Тогда Святой Патрик нагнулся, сорвал лист белого клевера и сказал: "Этот цветок растет на твоей земле, его лист состоит из трех частей, но при этом лист один". Король был потрясен доказательством, сразу же принял христианство, а белый клевер стал символом Ирландии.