Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Контроль за развитием музыкальных способностей




Музыкальные способности у всех детей выявляются по-раз­ному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слухо­вые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие ран­него проявления способностей не является показателем сла­бости или тем более отсутствия способностей (Б. М. Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впе­чатления.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимо­связаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональ­ный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различ­ных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой спо­собности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприя­тием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе му­зыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмо­циональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если ка­кая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способ­ности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педа­гогической работы (Б. М. Теплов).

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных спо­собностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испы­тания и на основании их результатов предсказывать музыкаль­ное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за деть­ми с проведением диагностических срезов развития. Диагности­ка музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждо­го ребенка и соответственно корректировать содержание заня­тий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретае­мыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контро­лировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способно­сти музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свиде­тельствует о наличии у него музыкально-слуховых представле ний, но одновременно и об отсутствии скоординированности слу­ха и голоса.

Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями раз­витости способностей являются приобретенные навыки и уме­ния. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навы­ках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позво­ляют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы по­казатели, включающие эмоциональность, выразительность дви­жений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, ка­кие способности в структуре музыкальности считаются основ­ными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкаль­ных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкаль­ности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности, важно определить показатели развитости каждой музыкальной спо­собности в соответствии с возрастными возможностями детей. Одним из показателей развитости ладового чувства яв­ляются любовь и интерес к слушанию музыки.

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пан­томимических), просьбах повторить произведение, наличии лю­бимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при доста­точном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чув­ства определяется по умению различать устойчивые и неустой­чивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления проявляются в двух ви­дах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой ме­лодии с сопровождением, без сопровождения; пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной; подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколь­ко раз прослушанной; подбор мелодий и т. д.

К показателям развитости чувства ритма относятся вырази­тельность движений, их соответствие характеру и ритму музы­ки. Дети, начиная с 5 лет, могут выполнять задания на воспро­изведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития му­зыкальных способностей (табл. 1). Диагностика может прово­диться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые за­дания дети выполняют небольшими группами, другие — инди­видуально.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 747 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2430 - | 2229 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.