Вот!...Когда автор пишет, совсем не предполагая, что кто-то (а вдруг? даже!) однажды заглянет за оборот графики, лицевой её стороны, той, которая считается таковою, он остаётся совершенно неприкрытым (аборигеном). Для монотипии -- лицевая сторона та, которая лежит на дощечке с типографской, литографской, масляной, печатной, гуашевой, акварельной, алкидной, нитро, темперной, акриловой... или какой ещё (нынче) (?) краской. А оборотная -- та, на которой человек рисует. Он думает, что случайности (некое искажение его рисования) украшают его лист, залипанием, фактурой непредсказуемости. Но бывает -- проходят годы! -- и появляются НЕКИЕ МЕРЗАВЦЫ (вот) (типа меня), ‘ папарацци истории искусств ’, раздевающие художников до МЫСЛИ ДВИЖЕНИЯ!...переворачивающие 'лицевые стороны'. И фотографирующие О Б Р А Т Н Ы Е... Вот и сильная, мощная акварель -- спокойно проходит СКВОЗЬ рыхлую, непроклеенную, б у м а г у (Китая? производства?). И жирный грубый 'штифт' даёт нежный след на оборот! И образуя ТО МОЩНОЕ -- ч т о не утаить! " - О-С-Т-О-В - "... Это слово не употребляется в изобразительном искусстве (это не археология, не строительство, не биология...) Остаётся? -- САМОЕ ГЛАВНОЕ -- отсекаются все лишние, мазки... линии... взмахи... На ОБОРОТ проходит наиглавнейшее: слабая проклейка -- ЛУЧШАЯ ИЗ ЦЕНЗУР! Всё робкое, тончайшее -- г д е... Выживет? -- СИЛА и ВОЛЯ! И д е р ж и т с я... С тех пор? Сколь много прошло... Десять? Двадцать? Тридцать? -- но эти работы волнуют меня всегда! Сейчас, как и тогда. А устойчивая верность АРЬЕРГАРДУ, лузерству, подполью и антилидерство ТЕПЕРЬ, спустя десятилетия, УБЕЖДАЮТ меня: ты прав! НЕ С ЛИЦА... Человек, художник -- лучше виден н е с л и ц а, не по ГОСТИНОЙ, со двора ходи, фотограф. А и вправду я люблю заглядывать в чужие окна, провожать взглядом, писать не то, что ВИДНО и как СКАЖУТ. Именно оборотные стороны акварелей, рисунков, гравюр, монотипий и листов, выполненных в других графических техниках, замечательной известной путивльской \ московской художницы Нины КИБРИК стали мне ИСТОЧНИКОМ ВДОХНОВЕНИЯ. Когда-то, она ' НАПИСАЛА' (употреблю именно это слово, " написала ", хотя это графическая техника, но что за -- уродство -- делить на... по материалам? --...холст, масло... -- " живопись "?...бумага, темпера... -- " графика "? ВО ГЛУПОСТЬ! -- а ведь так и формируется наше система обучения, и далее -- "Союз художников" | До Потопные |) помимо монотипий на библейские темы несколько и на мои стихи конца 80 -х -- начала 90 -х; и я ничего более живого ОТ СЕБЕ НЕ СЛЫШАЛ! Спасибо. И это трогает меня по-настоящему; и ПОБУЖДАЕТ ПИСАТЬ... Снял я и оборот -- где есть пробы РАСКАТА КРАСКИ (просто! и ни- че- го-); мне кажется, что С Л Е Д Ж И З Н И несёт невероятно сложный и чрезвычайно творческий импульс, ЗАРЯД, как ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ ВРЕМЕНИ... Бывают времена, когда не заглядывают на оборот. А бывают -- на лицо не смотрят! И читают то, что И НЕ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ а в т о р, но оставил нам. Я выделил это себе в отдельный объём, альбом -- тяга к недописанному, дневниковому, неисправленному, черновиковому, набросочному, несостоявшемуся, непроявленному. Не ЮНОСТЬ ли в крови моей играет? Или -- утраченному? РЕСТАВРАЦИЯ у ч и т смотреть ш и р о к о... Учит ВИДЕТЬ автора, л и ч н о с т ь -- чуять его! ОБОРОТ -- это остов произведения (вы видели живого реставратора? -- он сразу, и не переставая, смотрит на оборот, ХА), как исчезнувший город, развалившийся скелет, неистлевающий каркас, балки, что держат вечность, времена, что не меняются, и никогда не кончатся, и люди -- такие (?), какие всегда. И это не специально во мне -- я просто такой, фасадом не пленить. НЕ С ЛИЦА зайду... Только самый уверенный жест -- ПИТАЕТ... Несдержанный мазок. Неопрятно и безудержно ЗАХВАЧЕННАЯ на широкую кисть к р а с к а! И где она, оборотная, а где лицевая? СТОРОНЫ... И остаётся -- ВРЕМЕНА СКВОЗЬ -- брутальное, наиважнейшее, что хотел сказать -- но ещё тоньше, чем смог бы ты, поскольку м а т е р и а л СЪЕЛ ЛИШНЕЕ... Сам!...как годы что ушли! Прошли. Оставляя ОСТОВ ТВОЕГО ИСКУССТВА. Который не удалить, не стереть НИКОГДА. Как и слеза -- насквозь сердца прошла краска. Как кровь. Пропитан лист. С конца. Как с начала!