У понятия “демократия” множество определений. Одно из них принадлежит американскому президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия - это “правление народа, избранное народом и для народа”. Чаще всего демократию понимают и объясняют как “власть народа” или “народовластие” (греч. demos-народ + cratos - власть). Словарное определение: это политический режим при котором установлены и осуществляются на практике народовластие, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.
Формально- юридическими принципами демократического государства являются следующие:
1) признание народа высшим источником власти;
2) выборность основных органов государства;
3) равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав);
4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений.
Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:
1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
3. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.
4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.
Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими.
Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства.
В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п.
В-четвертых, это ориентация значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.
БИЛЕТ 29 Социальная справедливость и человеческое достоинство как основа социальной политики государства.(бред полнейший)
Социальная справедливость всегда выступала и будет выступать как наиболее важный показатель эффективности социального развития общества, являясь одним из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса. Целью данной статьи является обоснование необходимости применения в практике государственного регулирования принципа социальной справедливости для создания благоприятных условий развития общества. В статье рассмотрена одна из важнейших функций государства – социальная, направленная на социально -политическую гармонизацию общественных отношений; обоснована объективная необходимость вмешательства государства в проблему восстановления справедливости в обществе. Основным инструментом данного вмешательства является активная социальная политика государства, ориентированная на проблемы всего населения. Основными инструментами-регуляторами общественных отношений являются основные сферы общества, такие как политическая, экономическая и социальная. Нахождение баланса между этими общественными сферами будет способствовать благополучию нации.
По своим глубинным характеристикам социальная государственность выступает в качестве своего рода интегрального единства юридических ценностей достоинства человеческой личности, равенства и справедливости. Именно в них коренится фундаментальная нравственно-юридическая основа правового строя социального государства, его высшие цели, задачи, принципы, предметно-функциональное содержание. И в них же находит свое основание его институциональное устройство, которое обусловлено и связано необходимостью обеспечения реализации и охраны заключенных в данной системе ценностей важнейших социальных интересов.
Выражая в концентрированном виде суть социальной государственности, аксиологическая триада достоинства личности, равенства и справедливости, с одной стороны, обнаруживает социально-правовую ценность социального государства, его значимость для организации единства, стабильности и развития общества. С другой – на высшем нормативно-обобщенном уровне характеризует механизм его функционирования, предопределяет юридические позиции, которые занимают при таком типе государственно организованного общества человек, народ, государство, существуют между ними связи и отношения.
Раскрывая смысловое значение ценностей равенства, справедливости, человеческого достоинства как основы конституционного императива социальных прав, Н.С. Бондарь указывает, что в этом случае они выступают, по крайней мере, в следующих качествах: 1) как основополагающие принципы социальной защиты граждан, обеспечения социальных прав; 2) как нормативно-правовой «наполнитель» конституционного статуса личности; 3) как критерий конституционного измерения социального законодательства; 4) как средство конституционализации отраслевых норм, институтов и, в конечном счете, правового статуса человека и гражданина в социальной сфере [1, с.41-42]. Отсюда ясно, что названные ценности, взятые в единстве, играют ключевую роль для государственно-правовой организации общественного устройства и формирования определенного качества взаимоотношений личности и публичной власти. Они выступают одновременно и как нормативно-принципные (конституционные) регуляторы социальных отношений, и как нормативно-целевые установки для публичной власти, и как основа конституционного правопользования, реализации всех входящих в содержание конституционно-правового статуса личности прав и свобод, и как своего рода самостоятельные субъективные конституционные права (права на достоинство, на равенство, на справедливость). Вместе с тем они могут рассматриваться и как необходимые условия социального государства, при наличии которых только и возможным становится достижение стоящих перед ним целей и задач.
Выделение в составе сущностных характеристик социальной государственности именно ценностей достоинства человеческой личности, равенства и справедливости не случайно, а закономерно, оно отражает правовую природу и предназначение этого явления, его юридическую «органику».
В условиях классического либерального правового государства человек рассматривается в первую очередь сквозь призму его самостоятельности, независимости, неприкосновенности, как автономный формально равный субъект правопользования, свободный в выборе тех или иных моделей поведения и потому ответственный за несение всех связанных с этим рисков и последствий. Само же такое государство выступает главным образом как нечто «формальное» (формально-правовое). Оно приводит в действие и всячески поддерживает принцип laissez-faire (свободной, конкурентной экономики) и сводит к минимуму свое вмешательство в объективно-стихийным образом складывающуюся систему экономических отношений, включая распределение материальных благ.
Тем самым уважение и охрана достоинства личности предполагают обеспечение не только формального, но и социального равенства в единстве с социальной справедливостью. Собственно, не будет большим преувеличением сказать, что именно достоинство личности в известном смысле наполняет равенство и справедливость – нейтральные по своему социальному существу – социально-позитивным содержанием, дает, по крайней мере в приблизительном, нормативно-обобщенном варианте, координаты для установления равенства и различий, определения наличия или отсутствия справедливости. Ведь сама справедливость означает только одинаковое отношение к равным, разное – к неравным с применением одного масштаба, но она не содержит критериев для выяснения того, кого считать между собой равными, а кого различными, и как к ним в конечном итоге отнестись [6]. В этом плане достоинство личности выступает существенной, содержательной характеристикой социально-правового положения человека и требует учета как всеобщей (универсальной) его ценности как биосоциального существа, наделенного от рождения равными с другими правами и свободами, так и специфически-индивидуальных юридически значимых характеристик конкретного лица или группы лиц, обусловленных теми или иными объективными обстоятельствами, влияющими на их самооценку и на общественную оценку.
В концепции социальной государственности свобода человека, рассматриваемая в свете достоинства личности, выступает в двуедином качестве. Она проявляет себя уже не только через преимущественно негативно-охранительные требования неприкосновенности, самостоятельности, автономии, но и через некие позитивные (предоставительно-обязывающие) притязания человека, связанные с реализацией его прав и свобод. Это, в свою очередь, предполагает определенные сопутствующие положительные (активные) обременения человека.
Достоинство личности не только управомочивает, но и обязывает. Человек должен поступать в согласии со своим достоинством, воздерживаться от действий, порочащих, умаляющих его, должен вести достойный образ жизни, содержание которого предопределяется требованиями действующего законодательства, а также иных (внеправовых) соционормативных порядков. Это подразумевает, в частности, не только несение в меру сил и средств ответственности за свою собственную судьбу, за обеспечение собственным трудом средств к существованию для себя и своих близких, но и необходимость проявления в активной и пассивной формах уважения к достоинству других лиц. Речь идет о необходимости воздерживаться от причинения вреда, с одной стороны, и об оказании, с другой стороны, посильной помощи другим лицам в той мере, в какой это необходимо для поддержания равного достоинства всех членов данного публичного коллектива и обеспечения тем самым справедливого публичного порядка.
В итоге принцип достоинства человеческой личности прочно увязывается с требованиями социальной солидарности, социального сотрудничества. Это вполне объяснимо, если принять во внимание, что уважение и охрана достоинства личности неотделимы от соблюдения «золотого правила», диктующего относиться к другим также, как к себе, и тем самым предполагающего взаимное признание достоинства личности всеми лицами, входящими в данное государственно организованное общество, что и реализуется в нормативной форме в государственно-правовом акте оформления соответствующей социально-правовой ценности.