Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


БИЛЕТ 28 Понятие демократического режима власти.




У понятия “демократия” множество определений. Одно из них принадлежит американскому президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия - это “правление народа, избранное народом и для народа”. Чаще всего демократию понимают и объясняют как “власть народа” или “народовластие” (греч. demos-народ + cratos - власть). Словарное определение: это политический режим при котором установлены и осуществляются на практике народовластие, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

Формально- юридическими принципами демократического государства являются следующие:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборность основных органов государства;

3) равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав);

4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:

1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.

2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.

3. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.

4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.

Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими.

Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства.

В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п.

В-четвертых, это ориентация значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.

 

БИЛЕТ 29 Социальная справедливость и человеческое достоинство как основа социальной политики государства.(бред полнейший)

Социальная справедливость всегда выступала и будет выступать как наиболее важный показатель эффективности социального развития общества, являясь одним из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса. Целью данной статьи является обоснование необходимости применения в практике государственного регулирования принципа социальной справедливости для создания благоприятных условий развития общества. В статье рассмотрена одна из важнейших функций государствасоциальная, направленная на социально -политическую гармонизацию общественных отношений; обоснована объективная необходимость вмешательства государства в проблему восстановления справедливости в обществе. Основным инструментом данного вмешательства является активная социальная политика государства, ориентированная на проблемы всего населения. Основными инструментами-регуляторами общественных отношений являются основные сферы общества, такие как политическая, экономическая и социальная. Нахождение баланса между этими общественными сферами будет способствовать благополучию нации.


По своим глубинным характеристикам социальная государственность выступает в качестве своего рода интегрального единства юридических ценностей достоинства человеческой личности, равенства и справедливости. Именно в них коренится фундаментальная нравственно-юридическая основа правового строя социального государства, его высшие цели, задачи, принципы, предметно-функциональное содержание. И в них же находит свое основание его институциональное устройство, которое обусловлено и связано необходимостью обеспечения реализации и охраны заключенных в данной системе ценностей важнейших социальных интересов.

Выражая в концентрированном виде суть социальной государственности, аксиологическая триада достоинства личности, равенства и справедливости, с одной стороны, обнаруживает социально-правовую ценность социального государства, его значимость для организации единства, стабильности и развития общества. С другой – на высшем нормативно-обобщенном уровне характеризует механизм его функционирования, предопределяет юридические позиции, которые занимают при таком типе государственно организованного общества человек, народ, государство, существуют между ними связи и отношения.

Раскрывая смысловое значение ценностей равенства, справедливости, человеческого достоинства как основы конституционного императива социальных прав, Н.С. Бондарь указывает, что в этом случае они выступают, по крайней мере, в следующих качествах: 1) как основополагающие принципы социальной защиты граждан, обеспечения социальных прав; 2) как нормативно-правовой «наполнитель» конституционного статуса личности; 3) как критерий конституционного измерения социального законодательства; 4) как средство конституционализации отраслевых норм, институтов и, в конечном счете, правового статуса человека и гражданина в социальной сфере [1, с.41-42]. Отсюда ясно, что названные ценности, взятые в единстве, играют ключевую роль для государственно-правовой организации общественного устройства и формирования определенного качества взаимоотношений личности и публичной власти. Они выступают одновременно и как нормативно-принципные (конституционные) регуляторы социальных отношений, и как нормативно-целевые установки для публичной власти, и как основа конституционного правопользования, реализации всех входящих в содержание конституционно-правового статуса личности прав и свобод, и как своего рода самостоятельные субъективные конституционные права (права на достоинство, на равенство, на справедливость). Вместе с тем они могут рассматриваться и как необходимые условия социального государства, при наличии которых только и возможным становится достижение стоящих перед ним целей и задач.

Выделение в составе сущностных характеристик социальной государственности именно ценностей достоинства человеческой личности, равенства и справедливости не случайно, а закономерно, оно отражает правовую природу и предназначение этого явления, его юридическую «органику».

В условиях классического либерального правового государства человек рассматривается в первую очередь сквозь призму его самостоятельности, независимости, неприкосновенности, как автономный формально равный субъект правопользования, свободный в выборе тех или иных моделей поведения и потому ответственный за несение всех связанных с этим рисков и последствий. Само же такое государство выступает главным образом как нечто «формальное» (формально-правовое). Оно приводит в действие и всячески поддерживает принцип laissez-faire (свободной, конкурентной экономики) и сводит к минимуму свое вмешательство в объективно-стихийным образом складывающуюся систему экономических отношений, включая распределение материальных благ.

Тем самым уважение и охрана достоинства личности предполагают обеспечение не только формального, но и социального равенства в единстве с социальной справедливостью. Собственно, не будет большим преувеличением сказать, что именно достоинство личности в известном смысле наполняет равенство и справедливость – нейтральные по своему социальному существу – социально-позитивным содержанием, дает, по крайней мере в приблизительном, нормативно-обобщенном варианте, координаты для установления равенства и различий, определения наличия или отсутствия справедливости. Ведь сама справедливость означает только одинаковое отношение к равным, разное – к неравным с применением одного масштаба, но она не содержит критериев для выяснения того, кого считать между собой равными, а кого различными, и как к ним в конечном итоге отнестись [6]. В этом плане достоинство личности выступает существенной, содержательной характеристикой социально-правового положения человека и требует учета как всеобщей (универсальной) его ценности как биосоциального существа, наделенного от рождения равными с другими правами и свободами, так и специфически-индивидуальных юридически значимых характеристик конкретного лица или группы лиц, обусловленных теми или иными объективными обстоятельствами, влияющими на их самооценку и на общественную оценку.

В концепции социальной государственности свобода человека, рассматриваемая в свете достоинства личности, выступает в двуедином качестве. Она проявляет себя уже не только через преимущественно негативно-охранительные требования неприкосновенности, самостоятельности, автономии, но и через некие позитивные (предоставительно-обязывающие) притязания человека, связанные с реализацией его прав и свобод. Это, в свою очередь, предполагает определенные сопутствующие положительные (активные) обременения человека.

Достоинство личности не только управомочивает, но и обязывает. Человек должен поступать в согласии со своим достоинством, воздерживаться от действий, порочащих, умаляющих его, должен вести достойный образ жизни, содержание которого предопределяется требованиями действующего законодательства, а также иных (внеправовых) соционормативных порядков. Это подразумевает, в частности, не только несение в меру сил и средств ответственности за свою собственную судьбу, за обеспечение собственным трудом средств к существованию для себя и своих близких, но и необходимость проявления в активной и пассивной формах уважения к достоинству других лиц. Речь идет о необходимости воздерживаться от причинения вреда, с одной стороны, и об оказании, с другой стороны, посильной помощи другим лицам в той мере, в какой это необходимо для поддержания равного достоинства всех членов данного публичного коллектива и обеспечения тем самым справедливого публичного порядка.

В итоге принцип достоинства человеческой личности прочно увязывается с требованиями социальной солидарности, социального сотрудничества. Это вполне объяснимо, если принять во внимание, что уважение и охрана достоинства личности неотделимы от соблюдения «золотого правила», диктующего относиться к другим также, как к себе, и тем самым предполагающего взаимное признание достоинства личности всеми лицами, входящими в данное государственно организованное общество, что и реализуется в нормативной форме в государственно-правовом акте оформления соответствующей социально-правовой ценности.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 702 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2280 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.