Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных реформ. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.
Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценностям социального государства. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и социальным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, социального и федеративного государства». Понятие социального государства упоминается и в других статьях, в частности, в ст. 28 — «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства».
С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой»; с 1978 г. Испания по Конституции стала «правовым, демократическим, социальным государством» и др.
В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека — как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, — и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности».
Испания после свержения диктаторских режимов и установления демократии в 1978 г. провозгласила себя правовым демократическим социальным государством.
Португалия в 1975 г. стала суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.
Согласно своим конституциям Румыния — правовое демократическое и социальное государство.
Республика Польша — демократическое, правовое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости.
Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит: «Труд составляет право и находится под защитой государства, которое заботится о создании условий полной занятости, для всех граждан».
Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.
Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Дании.
В конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Не менее важная задача, которая стоит перед учеными стран СНГ, — это разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям стран СНГ.
Страны СНГ — Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина и др. — прошли определенный путь по пути формирования социального государства. Опыт многих европейских социальных государств показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии этого общества, всемерно, как базу для сильной социальной политики, развивают социальную рыночную экономику, повышают социальную ответственность бизнеса, т. е. социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.
Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения.
В Конституции Азербайджанской Республики, принятой всенародным референдумом 12 ноября 1995 г., в ст. 13 обеспечение прав и свобод человека и гражданина признается высшей целью государства, а в ст. 17 записано: «Азербайджанская Республика заботится о повышении благосостояния народа и каждого гражданина, его социальной защите и достойном уровне жизни». Права и свободы человека и гражданина подробно прописаны в гл. 3 и 4 соответственно.
В ст. 4 Конституции Республики Армения, принятой 5 июля 1995 г., провозглашено: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов — в соответствии с принципами и нормами международного права». В ст. 31 дана формула условий жизни: «Каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права».
Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. принята Конституция страны, где в ст. 2 устанавливается: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государство ответственно перед гражданином «за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в ст. 21: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
В ст. 7 Конституции Грузии от 24 августа 1995 г. установлено следующее: «Грузия признает и соблюдает общепризнанные права и свободы человека как непреходящие и высшие человеческие ценности. При осуществлении власти народ и государство ограничены этими правами и свободами как непосредственно действующим правом». В ч. 5 ст. 37 специально отмечено: «Человек имеет право на получение полной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда».
В принятой 30 августа 1995 г. всенародным референдумом Конституции Республики Казахстан провозглашается, что для государства «высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы» (ст. 1). В ч. 2 ст. 12 утверждается: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных правовых актов».
Верховный совет Республики Кыргызстан 12-го созыва 5 мая 1993 г., принимая Конституцию, подтвердил свою приверженность правам и свободам человека. В ст. 7 Конституции с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г. зафиксирована «ответственность государственных органов перед народом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа», а далее подчеркнуто: «Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения» (ст. 15) и «В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой» (ст. 16). Программы социальной защиты населения утверждаются и контролируются органами местного самоуправления.
В ст. 1 (ч. 3) принятой депутатами Парламента 29 июля 1994 г. Конституции Республики Молдова подчеркнута высшая ценность: «достоинства человека, его прав и свобод», а в ст. 24 (ч. 1) — гарантируются со стороны государства «каждому человеку права на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность». Статья 4 (ч. 2) утверждает: «При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы» (абсолютный примат).
Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). При этом политика Российского государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7). Подробно права и свободы человека и гражданина изложены в гл. 2. В России защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. подчеркивает, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 1) и что «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством» (ст. 5).
Верховная Рада Украины, принимая на V сессии 28 июня 1996 г. Основной закон страны, подчеркнула, что она «проявляет заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни». Этой теме прямо посвящена ст. 3 Конституции, гласящая: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обязанностью государства».
Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе на всех уровнях:
1. концептуальном,
2. нормативном,
3. практическом (реальном).
Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база — узка и явно несовершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере:
§ охрана труда и здоровья людей;
§ установление минимального размера оплаты труда;
§ поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
§ развитие системы социальных служб;
§ установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты.
Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37—43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в Конституции не отражены многие существенно важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лишь декларацией.