Чтобы научить дѣтей выдыхать, есть простое упражненіе, очень полезное, но требующее со стороны учителя вниманія. Оно состоитъ въ слѣдующемъ.
1) Дѣти берутъ полное вдыханіе черезъ носъ, стоя или сидя, языкъ лежитъ плашмя на днѣ рта, прикасаясь кончикомъ къ нижнимъ зубамъ.
2) Пусть дѣти держатъ воздухъ въ легкихъ въ продолженіе времени, пока мысленно отсчитаютъ 1, 2, 3, 4.
3) Послѣ этого пусть выдыхаютъ, монотонируя числа, т. е. выпѣвая ихъ. И пусть каждый старается такъ удерживать въ себѣ воздухъ, чтобы чуть-чуть употребить на первыя пять чиселъ, и чувствовать, что еще много его осталось для слѣдующихъ. Хорошо бы въ первый урокъ довести пѣніе до 13 или 17. Позднѣе классъ можетъ пѣть до 21, 29 и 33.
Никогда не слѣдуетъ пѣть это упражненіе громко. Его цѣль помочь ученикамъ экономизировать дыханіе. Но многое, конечно, зависитъ отъ темпа, въ которомъ ведется счетъ.
Надо чувствовать, что поешь
«Пѣть съ выраженіемъ» – это значить, что певецъ, долженъ чувствовать, что он поетъ и не только чувствовать самъ, но и другихъ слушателей заставлять чувствовать. Знаки выраженія полезны, но лишь при условіи, если дѣти сознаютъ, что они должны давать нѣчто болѣе того, чѣмъ простое исполнение этихъ знаковъ.
Надо воодушевлять дѣтей – входить въ музыку душою: если они будутъ пѣть, какъ чувствуютъ, то и слушатели почувствуютъ то, что они поютъ. Если же изъ ребенка сдѣлана лишь поющая машина, и самъ онъ ничего не чувствуетъ, какъ онъ можетъ возбудить сочувствие или даже интересъ въ слушателяхъ?!
Пѣвецъ въ то же время есть и художникъ: онъ умѣетъ своимъ пѣніемъ рисовать слуху картину, которая для любителя музыки такъ же ясна, какъ живописное изображеніе ясно глазу. На примѣрахъ, разобранныхъ при помощи учителя, лучше всего можетъ быть усвоено разнообразие вокальныхъ сочиненій и соотвѣтственнаго имъ исполненія.
Плохой слухъ слѣдствіе плохого ученья
У иныхъ дѣтей – ихъ далеко меньше, чѣмъ обычно предполагают – наблюдается, такъ называемый, плохой музыкальный слухъ. Это значить – они не легко различаютъ одинъ изъ данныхъ звуковъ отъ другого, и неспособны повторить ноту, данную учителемъ голосомъ или на инструментѣ, или, если и могутъ повторять данныя ноты, то совершенно не замѣчаютъ, если уйдутъ изъ тона, т. е. повысятъ или понизятъ.
Въ такихъ случаяхъ, однако, рѣдко виноватъ слухъ, т. е. слуховой органъ, а дѣло просто въ недостаткѣ или отсутствіи ученья. Мальчики и дѣвочки, подобно взрослымъ людямъ, конечно, очень различаются по музыкальнымъ способностямъ и по склонности къ музыкѣ; но можно навѣрняка сказать, что 99 % нашихъ дѣтей могутъ, если приложить немного труда и терпѣнія, развивать хорошій «слухъ» и выучиться пѣть пріятнымъ голосомъ съ вѣрной интонаіціей. Ни одно дитя не можетъ, по нашему мнѣнію, отказаться отъ удовольствія, которое доставляетъ музыка, подъ предлогомъ «нѣтъ голоса» и «нѣтъ слуха»: и тотъ, и другой можно поправить. Иной серьезный учитель находитъ истинное удовольствіе въ раскрытіи у ребенка способности схватывать тончайшія варіаціи музыкальнаго тона: онъ открываетъ передъ юнымъ духомъ ту волшебную страну музыкальныхъ наслаждеиій, которая при другихъ обстоятельствахъ была бы утаена отъ него навѣки.
О мутацiи голоса
Терминъ «мутація» или «переломъ голоса» относится главным образом къ голосамъ мальчиковъ, ибо у нихъ явленіе это гораздо болѣе рѣзко обнаруживается, чѣмъ у дѣвочекъ. Но перемѣна въ голосѣ обязательно происходить у обоихъ половъ обыкновенно въ возрастѣ 14–15 лѣтъ, но иногда и раньше, въ 13 лет или позднѣе – въ 17. Мутацiя голоса зависитъ отъ роста гортани. У мальчиковъ она растетъ въ ширь, расширяется, вспѣдствіе чего происходить паденіе тона въ пѣніи на октаву и болѣе. У дѣвочекъ она увеличивается въ длину, удлинняется, и голосъ поэтому очень мало измѣняется въ высотѣ, такъ мало, что часто говорятъ, что у дѣвочки и не бываетъ никакой мутацiи. Однако, голоса и мальчиковъ и дѣвочекъ требуютъ особо тщательнаго ухода въ этотъ періодъ. Громкое пѣніе, попытки взять высокія ноты или слишкомъ низкія – все это можетъ сильно повредить голосу.
Признаки мутацiи
Часто и родители и учителя затрудняются опредѣлить, когда начался переходный періодъ въ голосѣ дѣтей. Вотъ нѣкоторые примѣры относительно мальчиковъ:
1) лицо принимаетъ болѣе взрослое выраженіе; иногда замечается легкое расширеніе переносицы;
2) въ разговорѣ голосъ становится глубже, ниже. Иногда такія низкія ноты только прорываются на общемъ фонѣ дѣтскаго голоса;
3) хотя бы голосъ у мальчика былъ поставленъ правильно, онъ уже не можетъ съ прежней увѣренностью пѣть, держа строй. Ему приходится дѣлать непривычное усиліе, чтобы взять ноту, и въ результатѣ – повышеніе;
4) на нѣкоторыхъ нотахъ мальчику трудно дать полный тонъ, что доселѣ давалось ему безъ усилія. У нѣкоторыхъ мальчиковъ нижнія, у другихъ среднія, у громаднаго же большинства верхнія ноты становятся слабыми и тусклыми. Чрезъ недѣлю-двѣ эти ноты уже совсѣмъ пропадаютъ.