Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.




 

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная,

насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена

средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский.

Государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально- экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога.

Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. Теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно

отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского

социолога Н.К. Михайловского и др.

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному

общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в

результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к

образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная

большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является

неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха",

подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти

недопустимо. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается

подданными, ибо они - его дети.

 

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически

завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению,

государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают

люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное

объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей

свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды

превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и

обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо

порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти.

 

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича,

К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях,

божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии,

порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен

аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования

одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой

возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия

и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог

внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй

половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и

гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения

между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции

биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и

средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают

наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также

естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства,

совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с

биологическим организмом.

 

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К.

Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего

социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления

государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и

ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с

ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный

продукт, который в конечном счете и привел к возникновению ч астной собственности, в результате чего

общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной

власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль

переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических

интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как

инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки

господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования

общества как целостного организма.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства

можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление

государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над

другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает

К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя.

Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные

правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой

ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде

приказчиков правителей.

В соотношении понятий "власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет

праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение

территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения

государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс

возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в

восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей,

обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных

граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику,

выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет,

распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию

"менеджерско-бюрократического

класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 733 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.