Общее право развивалось автономным путем, и связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. По поводу влияния римского права на общее право среди исследователей отсутствует единая точка зрения. Если, по мнению одних, по сравнению с романо-германским правом это влияние незаметно[21], то по мнению других, в своем развитии английское общее право не смогло избежать сильного влияния классического римского права.
К. Осакве, рассматривая влияние римского права на формирование общего права, отмечает, что «в англо-американской литературе часто встречается мнение о том, что английское право не восприняло римское право, и что римское право не повлияло на развитие английского права, несмотря на то, что Англия долгое время входила в состав Римской империи. С подобным утверждением нельзя согласиться. Континентально-европейские ученые считают, и я с этим согласен, что римское право неизбежно повлияло на развитие английского права, но в меньшей степени, чем на развитие романо-германского права. Английское право очень много заимствовало от римского права: терминологию, правовые методы, общие понятия, общие принципы, общие ценности»[22].
Более того, по мнению Бакланда Мак-Наера, «между римским юристом и юристом общего права больше общего, чем между римским юристом и его преемником, современным цивилистом. Как юрист общего права, так и римский юрист избегают обобщений и по возможности определений. Их метод — активная казуистика. Они переходят от одного конкретного случая к другому и стремятся создать не что-то вроде логической системы, а исправно действующий механизм регулирования для каждого из них, не опасаясь логических несоответствий, которые рано или поздно могут привести к трудностям»[23].
Как отмечает Г. Дж. Берман, на формирование и развитии общего права значительное влияние оказало каноническое право. Иными словами, роль канонического права в формировании правовых систем западных стран, в том числе общего права, трудно переоценить[24].
Общее право первоначально зародилось на территории Англии, а затем распространилось на другие территории. Поэтому формирование данной правовой системы теснейшим образом связано с развитием права Англии.
Существованию общего права предшествовал период англосаксонского права как права местного, локального, действующего на ограниченной территории.
В истории формирования и развития английского общего права выделяются несколько основных этапов.
Первый этап в становлении английского общего права связан с формированием права как централизованного и общенационального, нормы которого складывались в практике королевских судей. В 1066 г. Англия была завоевана нормандцами. Известно, что это дата битвы при Гастингсе, в которой норманы под предводительством Вильгельма Завоевателя одержали победу над войсками англосаксов. Так были созданы предпосылки для последующего утверждения нормандского господства на Британских островах.
С этого периода начинается становление и развитие общего права, действующего во всей Англии. Общее право было создано королевскими судами. Судьи королевских судов селились в одном из районов Лондона, откуда выезжали для судебных разбирательств. Разъездные суды, осуществляя правосудие, знакомились с местными обычаями, корректировали их дошедшими с континента нормами римского и канонического права, а также, возможно, и нормандскими законами. Возвращаясь в Лондон, совместно обсуждали рассмотренные дела, суммировали эти обычаи, чтобы вывести общее правило для единообразного рассмотрения дел в будущем. В ходе дискуссии вырабатывали общую позицию по аналогичным делам. Через них, главным образом, и шел процесс образования общего права. С течением времени общее право перестает совпадать с обычным правом и нормы, установленные королевскими судами, безоговорочно доминируют. При этом судьи руководствовались прежде всего интересами центральной королевской власти.
Начиная с XII в., королевские суды заседали в Вестминстере. С течением времени происходил процесс расширения компетенции судов, совершенствовалась судебная процедура. На исходе Средневековья королевские суды, по существу, стали единственными органами правосудия. Муниципальные и торговые суды рассматривали малозначительные дела, церковные суды рассматривали лишь дисциплинарные проступки священнослужителей и дела, связанные со святостью брака.
К концу XIII в. возрастает роль и значение статутного права[25]. В связи с этим правотворческая деятельность судей стала некоторым образом сдерживаться принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Одновременно устанавливается право судей интерпретировать статуты — право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что участвуют в парламенте при обсуждении статутов[26].
Следующий этап, охвативший XIV — середину XIX вв., связывают с реформированием архаического общего права и формированием права справедливости.
В XIII—XV вв., в связи с большими изменениями в феодальном обществе Англии, в частности, развитием товарно-денежных отношений, ростом городов, упадком натурального хозяйства, переходом от натурального феодального хозяйства к товарно-де- нежным отношениям, возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решавший в порядке определенной процедуры споры, с которыми их участники обращались к королю. Завершается этот период в XIV в. первым кризисом системы общего права, который привел к появлению сугубо английского феномена — права справедливости. Таким образом, наряду с общим правом сложилось право справедливости.
В Англии до 1873 г. существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применяющих нормы общего права, существовал суд лорд-канцлера, применяющего нормы права справедливости, которые формировались в результате рассмотрения различных дел судом лорд-канцлера. Принципы, применяемые лорд-канцлером, были заимствованы из канонического и римского права, что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего права и выносить справедливые решения.
В начале XVII в. был достигнут компромисс между судами общего права и судом лорд-канцлера, который заключался в том, что юрисдикция лорд-канцлера продолжала существовать, но она не должна была расширяться за счет судов общего права. Канцлерский суд осуществлял юрисдикцию в соответствии с прецедентами права справедливости.
Таким образом, английское право объединило нормы общего права и нормы права справедливости, вносящие дополнения или поправки в нормы общего права. Несмотря на общие черты общего права и права справедливости, их судебные прецеденты фиксировались раздельно, что привело к развитию дуализма английской правовой системы, который существовал более двух веков вплоть до судебной реформы 1873—1875 гг.
С середины XIX в. начинается новый этап в развитии английского общего права, который продолжается по настоящее время. Он связан с правовыми реформами XIX в.
Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и, в конечном счете, подсудности привели к необходимости судебной реформы. Начало ей было положено организацией судов графств. В 1852 г. рядом законодательных актов были сближены процессуальные порядки в судах лорд-канцлера и в судах общего права.
Основной целью реформистских законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. была полная реорганизация системы высших судов королевства. На месте исторических учреждений — как судов общего права, так и лорд-канцлера — создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских.
В этот период произошла радикальная модернизация права в следующих направлениях.
Во-первых, судебная система была модернизирована, в результате чего было ликвидировано формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Верховный суд получил право самому вырабатывать процессуальные правила. С 1852 г. в судебную практику вошли правила и приказы, ранее применявшиеся только в судах лорд-канцлера. Двойственность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в разные суды два разных требования, была исключена. Все судебные отделения имели практически равную компетенцию, судья одного отделения мог одновременно заседать в любом другом отделении.
Иными словами, результатом судебной реформы стало фактическое слияние права справедливости с общим правом. Вместе с тем, сложилась специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедливости.
Во-вторых, в результате проведенных реформ начинается формирование и развитие материального права. До этого времени английское право развивалось преимущественно как процессуальное. Юристы общего права начинают уделять внимание материальному праву, на основе которого осуществляется систематизация решений общего права путем их консолидации.
В-третьих, усиливается роль статутного права путем возрастания нормотворческой и правообразующей роли законодательства как источника права и его реформирование.
Современный этап развития общего права характеризуется тем, что в XX в. возросла, и на сегодняшний день продолжает расти, роль законов и регламентов в английском праве, в результате чего консерватизм постулатов общего права подвергся влиянию времени. Роль статутного права в системе источников права усиливается. Вместе с тем, нормы общего права и судебный прецедент во многом продолжают сохранять свои позиции.
Также усиливается влияние международного и наднационального права на развитие общего права. Как отмечают многие исследователи, в последнее время наметилась определенная тенденция к сближению прецедентного и статутного права по их функциональному значению. Однако, английские юристы считают, что в целом это только тенденция. Она не ведет к изменению типа права[27].