Вопрос о гарантиях – сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь проявляется все многообразие аспектов законности,, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений.
Данный вывод подтверждается негативными результатами проводимых в Российской Федерации реформ. Более того, события августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г. показали всю слабость гарантий законности как института российской демократии. Он не сработал в очередной раз, когда встал вопрос о власти. Вес это выдвигает перед юридической наукой сложную задачу не только теоретической разработки концепции законности, но и создания надежного механизма ее претворения в жизнь.
При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь и пиду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы – се зависимость как от объективных, так и субъективных факторов. Несмотря на то что условия и средства обеспечения законности носят объективный характер, они определяются политико-пра-цоиой природой законности, а их содержание и количественный состав во многом зависят и от специфики конкретных обстоятельств – места и времени применения, решаемых задач и т.д.
Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.
Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; ко второму – собственно юридические.
Определяющее значение среди них имеют экономические и политические: различные виды форм собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие положения в этих сферах создает питательную среду для криминализации общества, роста преступности.
Проводимые в стране преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции морально-этических ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь и преданность Отечеству.
Если в обществе острый дефицит культуры, духовности, то научно обоснованное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.
Забвение морально-этических основ развития страны ведет к ее экономической и политической деградации. Поэтому справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Это необходимые, но не единственные условия обеспечения законности.
Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние, являясь непосредственными способами обеспечения законности, в то же время про-изводны от первых; специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах.
Таким образом, юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.
В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России существенно изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Это позволяет в рамках специально-юридических гарантий законности выделить два самостоятельных типа:
1. Правовые – они предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер.
2. Договорные – они обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор или присоединились к нему.
В литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. Укажем наиболее значимые из них: а) полнота и эффективность юридических норм; б) высокий уровень надзора за реализацией требований законности; в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав граждан; г) высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; д) постоянное со-\ вершенствование юридической деятельности; е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.
56. Правопорядок: понятие, структура и функции. Соотношение правового и общественного порядка.
Правовой порядок характеризует собой состояние урегулированости(упорядоченности) общественных отношений или, другими словами, то состояние общественных отношений, к которому стремится общество, создавая в социальной жизни режим реального господства права. Это не идеальные, проецируемые целями права отношения (порядок), а реально сложившиеся вследствие действия права общегос. связи или сложившаяся, устоявшаяся в данном государстве юридическая практика осуществления права. Правопорядок - это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью средств права, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или в нем заключенных. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого приняли правовой характер.
Правопорядок - составная часть общественного порядка, т.е. такого порядка отношений в обществе, который складывается под воздействием всех социальных регуляторов, - на основе соблюдения обычаев, корпоративных норм и иных социальных правил поведения. Правопорядок есть часть общественного порядка, складывающаяся на основе осуществления юр. норм (в узком, специальном значении под общественным порядком понимают порядок, складывающийся в общественных местах, это часть правопорядка). Главная отличительная черта правопорядка состоит в том, что здесь воплощаются свойства права, правовые принципы, требования законности.
Правопорядок и законность - явления, взаимосвязанные. Правопорядок - это режим законности в действии. Законность есть требование строгого и неуклонного соблюдения велений правовых норм в поведении и деятельности их адресатов (прежде всего в деятельности должностных лиц Г-ва и его органов). Когда же это требование реализуется, то в обществе складывается правопорядок. Правопорядок с этой точки зрения есть, образно говоря, "реализованная законность". Порядок в обществе в той или иной сфере общественных отношений может быть достигнут и помимо законности. Так, авторитарное Г-во, используя неправовые средства борьбы с преступностью, в короткий срок может добиться известных результатов. Этим объясняется то обстоятельство, что уровень преступности при тоталитарном режиме, как правило, сравнительно невысокий. Однако установленный железной рукой порядок отличается непрочностью, носит временный характер. Как только режим ослабевает, преступность вырывается наружу, отмечается ее всплеск. Устанавливая и поддерживая порядок нелегитимными средствами, Г-во отрицает демократию, пренебрегает правами и свободами. С наведением порядка резко снижается уровень законности. Государственная власть в этих условиях приобретает откровенно антидемократический характер.
Складываясь под непосредственным воздействием законности, право тем самым оказывает непосредственное влияние на демократический характер гос. строя, уровень демократии в стране в целом.
Правопорядок в этом смысле есть право, рассматриваемое под углом зрения его фактического действия, практического осуществления всех его требований.
57. Правосознание: структура и виды.
Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений). структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.
Правовая идеология - это система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это прежде всего правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение - система знаний о праве, законодательстве, юр. практике.
При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам.
Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация - функционирующие в обществе сведения о юр. нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Правовая информация является необходимым условием правовой информированности личности, групп людей, общества в целом. Особое влияние на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины - юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата полит. и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение гос. власти к праву, его ценности и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-полит. содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.
Правовая психология представляет совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву - действующему и желаемому. Элементом правовой психологии выступают:
правовой мотив - оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности;
правовая установка - особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса;
ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности, определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию;
правовая сплоченность - особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни;
чувство законности - особый социально^психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям в указанном ими направлении.
В зависимости от сочетания в правосознании рационального и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и теоретическое, или научное, правосознание. Обыденное правосознание в этой связи более всего отягощено психологическими образованиями, его носители в целом ряде случаев поступают не вследствие осознания, понимания правовой ситуации и адекватной ее рациональной оценки, но под влиянием привычек, примера близкого окружения и т.п. Носители'обыденного правосознания чаще всего обходятся самыми общими знаниями о праве, и это им оказывается достаточным для того, чтобы не вступать в конфликт с законом. Профессиональное правовое сознание -это представление о праве, которое формируется у служащих гос. аппарата на основе мировоззренческой идеологии и специальных юр. знаний и аккумулирует юридическую практику, опыт применения права, компетентное понимание всех сторон его содержания.
Наибольшим рационализмом отличается научное (теоретическое) правосознание, основой которого являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах.
58. Правовой нигилизм и правовой идеализм: общая характеристика.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор Г-ва против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора гос. органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении гос. политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим Г-вом в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные Г-вом предписания не соблюдаются гос.и же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального Г-ва будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный полит. и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).
Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком.