Наша анкета представляет собой лист бумаги небольшого формата. На нем напечатаны вступительные замечания, вопросы, заключение и шесть вариантов продолжения контакта (см. приложение А). Поскольку анкетирование - это довольно формальная процедура, лучше ее использовать при общении с людьми, с которыми вы не имеете возможности установить дружеские отношения. Лучше всего применять анкетирование в общественных местах, при визитах к незнакомым людям или при разговорах по телефону.
ПЯТЬ ФУНКЦИЙ АНКЕТИРОВАНИЯ Анкета имеет пять следующих функций:
1. Помогает получить информацию об отношении человека к религии.
2. Служит орудием определения духовного климата среди населения вашего
района или города.
3. Дает возможность завязать разговор о духовных вопросах.
4. Открывает возможность оказать содействие всем, кто ищет веру.
5. Помогает оградить обучаемых от слишком большого числа трудных
разговоров.
Люди обычно с симпатией относятся к тому, кто интересуется их мнением. Поэтому такой подход помогает сразу же установить контакт. Кроме того, задавая вопросы, вы начинаете чувствовать лучше истинное духовное состояние окружающих.
Иисус сказал: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7:13). По-настоящему вы постигнете смысл этого стиха, когда начнете проводить анкетирование в общественных местах и при визитах к незнакомым людям. Вы обнаружите, что на свете есть очень много людей, которые не знают истины. Ответственность донести до них Благую Весть лежит на нас.
Анкетирование предоставляет возможность начать разговор о духовном. Вы задаете вопросы о принадлежности вашего собеседника к тем или иным религиозным организациям, о степени его вовлеченности в деятельность этих организаций, о его уверенности в спасении и об основе этой уверенности. Если собеседник заинтересован в продолжении разговора, вы можете перейти к вашему личному свидетельству и изложению Евангелия.
Выявление тех, кто ищет веру. Уже в начале разговора вы получите очень важную информацию из ответа вашего собеседника на первые вопросы о его принадлежности к той или иной церкви и основании его веры. Однако его общий тон и выражение лица скажут вам ничуть не меньше, жаждет ли этот человек обрести веру.
Фильтр. Многие из тех, кого вам придется опрашивать, будут не готовы выслушать Благую Весть, поэтому наша анкета помогает отделить людей, открытых к Слову Божьему от невосприимчивых, т.е. тех, кто еще к этому не готов.
К "восприимчивым" мы относим тех, кто еще не получил дара вечной жизни, но интересуется ее обретением. Может быть, человек еще не ищет этого дара, но с готовностью выслушает вас.
Разговор с человеком "восприимчивым" не представляет большой сложности с точки зрения догматической полемики, как это может случиться, если вы столкнетесь, например, со свидетелем Иеговы, который ходит в собрание по восемь раз в неделю.
Как правило, такой человек не будет склонен к излишнему философствованию и долгим спорам о существовании Бога. Он также не будет проявлять враждебной эмоциональной настроенности и резкого антагонизма.
"Восприимчивый" является полной противоположностью "невосприимчивому".
Помните, что вам важнее подготовить ловца душ, чем "поймать" одну душу. Воспитать ловца душ куда важнее, чем выиграть спор! Поэтому слушатели наших семинаров должны хорошо запомнить план изложения Евангелия, чтобы научиться самим свидетельствовать о Христе.
Если вы столкнулись с "невосприимчивым" человеком, и он пытается продолжить спор, выходящий за рамки анкеты, постарайтесь этого избежать. Помните, вы не обязаны продолжать спор, выходящий за эти пределы, конечно, если вы не чувствуете, что Бог хочет, чтобы этот разговор продолжался.
Кроме того, помните, что у нас нет никакого права навязывать кому-либо содержание Евангелия, если человек не хочет слышать слово Божие. Как сказал Иисус: "Нивы побелели и поспели к жатве" (Ин. 4:35). Не пытайтесь сорвать зеленый плод.
ДУМАЙТЕ!
Проводя анкетирование, вы должны думать или размышлять о себе, о своих коллегах, о людях, к которым обратитесь с вопросами, и о тех приемах, которые предполагаете использовать. Серьезно обдумайте также ваше отношение к Господу и о том, каким вы представляетесь другим людям.
Самой важной частью благовествования является именно ваше отношение к Господу. Здесь важны три главные вещи - любовь, покорность и доверие. Иисус сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15). А в Своем Великом Поручении Он повелел нам "идти и учить все народы" (Мф. 28:19). Мы идем "по дорогам и изгородям" и убеждаем людей придти к Господу (Лк. 14:23).
Апостол Павел, движимый любовью Божией, шел на рыночные площади в Афинах и лично проповедовал Евангелие тем, кто хотел его слушать (Деян. 17:17). А в Ефесе он ходил от дома к дому, от двери к двери и искал людей, жаждущих услышать Слово Божие, чтобы поделиться с ними Благой Вестью (Деян. 20:20).
Доверие же предполагает упование на то, что Господь Сам назначит вам необходимые встречи и поможет вам не опоздать на них. Доверие предполагает и то, что вы с радостью принимаете любую роль, которую уготовит вам Господь для того, чтобы привлечь к Себе других людей.
НАЗНАЧЕННЫЕ СВЫШЕ ВСТРЕЧИ
Назначенные свыше встречи происходят тогда, когда Бог приводит вас к встрече с каким-то заранее намеченным Им человеком, которого Он хочет привлечь к Себе через эту встречу. Именно так Он поступил в случае с Апостолом Филиппом и эфиопским евнухом (Деян. 8:26-38), Апостолом Петром и сотником Корнилием (Деян. 10) и во многих, многих других случаях. Точно так же Он поступит и с вами, если вы доверитесь Ему. Господь пообещал, что будет с нами когда мы пойдем с Евангелием к другим людям (Мф. 28:19,20). Бог не может лгать (Тит. 1:2). Ему принадлежит всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), поэтому ничто не может сдержать Его. Вы можете быть уверены, что Он пребудет с вами не просто потому, что вы этого хотите, а потому, что Он верен Своему слову. Он хочет, чтобы вы были Его орудием и помогали привлекать к Нему других людей. Он будет использовать вас, чтобы исполнить Свою волю и Свой промысел относительно их жизни, а они по Его воле, возможно, сыграют какую-то роль в вашей жизни. Помните, Он уже совершает работу в сердцах тех людей, к которым вас направляет (Деян. 10:1-7).
Он может использовать вас, чтобы посадить семя веры в их сердцах. А может прибегнуть к вашей помощи, чтобы полить уже посаженное кем-то семя (1 Кор. 3:6). Но не ограничивайтесь лишь сеянием семян и поливкой, нам заповедано готовить Господу новых учеников.
Если мы проявляем верность, то Бог даст плод (Пс. 126:6). Ваша вера играет очень важную роль в благовествовании. Вспомните историю с четырьмя людьми, которые принесли расслабленного к Иисусу Христу. Поскольку они не могли пробиться к Иисусу Христу, они взобрались на крышу, пробили в ней отверстие и опустили больного перед Христом. Иисус излечил этого человека потому, что видел их веру (Мрк. 2:5). Когда вы идете излагать Евангелие, верьте, что Бог руководит вами, чтобы привести людей к Себе. Он вознаградит вашу веру.
ВНЕШНИЙ ВИД
Наша внешность может либо привлекать людей, либо отталкивать. Следите за вашим выражением лица и одеждой.
Прежде всего, вам необходимо улыбаться. Во-первых, это привлекает, а во-вторых, значительно больше людей почувствует желание вступить с вами в беседу. Если вы носите очки от солнца, то, вступив в разговор, снимите их. При разговоре очень важно смотреть человеку в глаза.
Одевайтесь сообразно обстоятельствам. Если вы проводите анкетирование в парке или на пляже, одевайтесь в соответствующую легкую спортивную одежду. Однако женщинам, которые проводят анкетирование на пляже, следует быть скромно одетыми. Если же вы идете в торговый центр, не следует одеваться слишком официально или слишком небрежно. Отправляясь на домашние визиты, мужчинам лучше надеть пиджак с галстуком. Одежда очень многое говорит о вас и иногда может служить препятствием для установления контакта. Если вы свидетельствуете о Христе, то основное внимание в разговоре должно быть привлечено именно к Нему. Плох тот свидетель, кто привлекает внимание к себе.
В Библии содержатся основные принципы, определяющие подход к вашей внешности. Будьте скромным и умеренным, но старайтесь при этом быть как можно более приятным и привлекательным. Ваша внешность не должна компрометировать того, Кого вы представляете - Христа. Женщинам следует носить юбки такой длины и иметь такой внешний вид, который бы свидетельствовал о том, что это христианка кроткого и спокойного духа (1 Пет. 3:3,4).
ГРУППЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ
Помните, что Господь свел вас вместе, чтобы вы помогали друг другу учиться как можно более эффективно проповедовать Евангелие. Руководит всем наставник, а обучаемые всегда полагаются на него и следуют его указаниям.
Если вы не сами проводите анкетирование, то вам следует наблюдать за тем, как это делают другие и молиться, но не со склоненной главой, закрытыми глазами и сложенными руками, а с живым вниманием на лице и улыбкой. Внимательно следите за тем, как проходит разговор, чтобы впоследствии иметь возможность поделиться опытом с вашими коллегами. Таким образом, каждый член группы сможет обогатиться мнениями других, усилить свою способность к эффективной евангелизационной беседе. Всегда смотрите на того, кто говорит в данный момент. Если же вы в упор смотрите на человека, с которым ведется беседа он может просто испугаться и прекратить разговор. Внимательно следите за окружающей обстановкой и старайтесь предупреждать возникновение всевозможных проблем. В частности, если вы заметили, что вокруг вас начинает собираться толпа, обязательно скажите об этом тому члену группы, который в данный момент излагает Евангелие.
РАЗЛИЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Всегда старайтесь оценить, как вы воспринимаетесь со стороны. Если вы свидетельствуете в общественном месте или в жилом районе, то очень важно постараться не бросаться в глаза. В одном и том же месте никогда не должно быть одновременно больше одной группы евангелистов. Люди, которые не любят активно благовествующих христиан, начнут распространять о вас слухи. Если такое происходит, люди будут менее охотно вступать с вами в беседу. Спрячьте ваш блокнот с анкетой и доставайте его в общественном месте или жилом комплексе только тогда, когда настанет время пустить его в ход.
Выберите оптимальное время для завязывания контакта. В некоторых местах удачный выбор времени может играть важную роль.
В большинстве мест есть так называемые стратегические точки. Лучше всего расположиться вблизи от оживленного людского потока, чтобы наблюдать за проходящими людьми. Тут вы можете помолиться Богу, чтобы Он указал вам на человека, к которому следует обратиться. В идеале "хорошее место" должно дать вам возможность после выбора потенциального кандидата отойти с ним куда-то в сторону, где могли бы быть элементарные условия для спокойной беседы. Это поможет человеку не чувствовать смущения, в особенности, если он станет молиться о принятии дара вечной жизни.
Немаловажным фактором также является погода. Если на улице мокро и холодно, лучше всего выбрать место под крышей. Ведь некоторые люди настолько увлекаются проповедью Евангелия, что совершенно не обращают внимания на окружающую обстановку.
В холодную и мокрую погоду предпочтительнее совершать домашние визиты, поскольку в такое время большинство людей предпочитает сидеть дома, и они будут более расположены пригласить вас в дом.
Старайтесь никого не пропускать и не заходить к кому-либо дважды, по ошибке. Чтобы избежать этих ошибок, на обратной стороне нашей анкеты есть специальная графа для имени, адреса и записи числа попыток установить с данным человеком контакт. Имя и адрес можно заполнить еще до того, как вы отправляетесь к нему с визитом. Эту информацию можно получить из телефонного справочника. Для каждой квартиры или частного дома следует заполнять отдельную анкету. После того, как визит завершен, анкету следует заполнить до конца и сдать в церковь.
Если же вы совершили одну попытку, но не довели дело до конца, об этом следует сделать соответствующую отметку в левом нижнем углу на обратной стороне анкеты. Пометьте там день недели и время когда вы нанесли визит. После этого анкета помещается в раздел незаконченных контактов. Следующую попытку уместно запланировать на другой день недели и другое время. Если же личные визиты раз за разом остаются безуспешными и вы не застаете человека дома, то следует попробовать установить с ним связь по телефону, повторяя эти попытки в разные дни недели и в самое разное время.
Никогда не бросайтесь в глаза. Не следует посылать группу в один и то же жилой комплекс каждую неделю, причем в один и тот же день, и в определенное время. Лучше пропустить неделю, другую, а тем временем поработать в другой части района. Если вы попытаетесь взять объект штурмом, то вам неизбежно придется столкнуться с недовольством многих людей. О вас начнут распространяться слухи, и в результате вы столкнетесь с волной сопротивления тех, кто в иных обстоятельствах с интересом выслушал бы изложение Евангелия.
Обратите внимание на личность вашего собеседника. Устанавливая контакт в общественном месте, обращайте внимание на возраст и пол вашего собеседника, а также на наличие у него спутников.
ВОЗРАСТ. Разумеется, не существует правил без исключений, но практика показывает, что, как правило, в общественных местах предпочтительнее выбирать людей примерно вашего возраста. Пожилые люди иногда имеют тенденцию снисходительно воспринимать попытки болеемолодого человека свидетельствовать им о Христе, говорить с ними о вере. А молодые далеко не всегда станут слушать более старшего.
Будьте осторожны, заговаривая с детьми, особенно если это ребенок другого цвета кожи или в случае, если ваша группа состоит из одних мужчин. Люди в наше время очень осторожны и, если они увидят, что трое мужчин подходят к ребенку,. они нередко останавливаются и смотрят, что там происходит. Не исключено, что некоторые попытаются даже вмешаться, попробовать выяснить, чем вы занимаетесь.
Если вы привели ребенка ко Христу до того, как родители об этом узнали, постарайтесь потом выяснить их отношение к религии. Если они не христиане и отвергают Евангелие, то им могут не понравиться духовные интересы ребенка и ваши желания привести его ко Христу. Поэтому, в таком случае лучше не рассказывать родителям об обращении ребенка.
ПОЛ. Как правило, лучше обращаться к человеку одного с вами пола. Если вы заговариваете с человеком противоположного пола и примерно вашего возраста, то нередко случается, что он может неправильно истолковать ваши намерения и проявить больше интереса лично к вам, чем к Евангелию. Разумеется, это не универсальное правило. Христос проповедовал не только мужчинам, но и женщинам. И все же, по возможности, нужно не забывать это правило. Включение в вашу группу и мужчин, и женщин поможет избежать возникновения подобных проблем.
ГРУППА. Если вы подойдете к группе из трех или более человек и попытаетесь излагать им Евангелие, то наверняка убедитесь, что это чрезвычайно трудная задача. Это особенно справедливо в отношении молодых людей. Как правило, среди них найдется по крайней мере один яростный спорщик. В результате изложение Евангелия превратится в полемику. Поэтому выберите одинокого человека или двоих, но не более. Если же после начала анкетирования к ним начинают присоединяться другие и постепенно возникает спор, постарайтесь вежливо закончить опрос и спокойно удалиться.
АНКЕТИРОВАНИЕ ДВОИХ И БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕК ОДНОВРЕМЕННО. В этом случае для каждого используйте отдельную анкету. Один и то же вопрос задавайте каждому до того, как перейти к следующему вопросу.
Когда же вы подходите к последнему вопросу (Божье"Почему?"), то задайте его сначала тому члену группы, который, скорее всего, даст неверный ответ. Таким образом вам удастся избежать ситуации, при которой остальные могут просто повторять правильный ответ.
ИМЯ И АДРЕС ОБРАЩАЕМОГО. Не пытайтесь узнать полное имя и адрес собеседника, пока не закончено анкетирование. Как правило, это вызывает нежелание продолжать разговор. Однако вы имеете полное право спросить, как его или ее зовут, после того, как вы сами представитесь.