Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".
Справедливость – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая".
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества.
Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: " Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом ". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Категория справедливость – весьма широкое понятие, употребляемое в социально-политическом, юридическом и моральном значении.
В истории этики первым мыслителем, создавшим концепцию справедливости, был Платон. В работе «Государство», он определил справедливость как середину между крайностями.
Первая известная форма справедливости – правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксируя отношения взаимного воздаяния (кровная месть, жизнь за жизнь, око за око).
Понятие справедливость возникло еще в первобытном обществе из наивных представлений человека о естественном равенстве всех людей. Представляло собой уравнительную справедливость.
Далее, в результате социальной дифференциации, формируется распределительная справедливость (распределение благ согласно сословной, кастовой, классовой и иной принадлежности).
Параллельно возникает и социальная несправедливость, что приводит людей к отстаиванию своих интересов. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившиеся в обществе положения и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определяющими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание: возникает запрет на индивидуальную месть; провозглашается «золотое правило нравственности».
Правовое равенство включало:
- равенство социальных обязанностей;
- равенство прав;
- справедливое наказание за преступление против человека и общества;
- неприкосновенность частной собственности;
- формальное равенство возможностей.
В современном обществе справедливость является:
- характеристикой человеческих отношений, равные права всех людей закреплены законом и зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;
- принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределения социальных ценностей, включает уравнительный и воздающий элементы;
- уравнительный принцип реализуется в равенстве, являющимся важнейшим условием жизни человека и развития его личности;
- воздающий – в распределении благ, наказании за преступление;
- социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости.
Принцип справедливости можно выразить требованиями:
- не вреди другому человеку;
- уважай достоинство другого человека;
- не нарушай прав человека. Эти правила конкретизированы в правилах общения между людьми.
Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей обусловленных:
- конституцией и законами;
- всеобщими нравственными представлениями;
- обязательствами, принимаемыми при заключении договора.
Таким образом, в современной этике, справедливым является все то, что определяется мерой соответствия поведения требованиям морали.