Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Определение безопасности при работе с красками и лаком





Краска — это вещество, служащее для придания какого-либо цвета

предметам, которые оно покрывает или пропитывает или для создания живописных полотен, росписей, для получения декоративных покрытий, могут быть предназначены для раскрашивания или для окраски предметов. Краски наносят непосредственно на имеющийся материал или на грунт (живопись). Количество наименований красок для живописи, производимых в настоящее время, превосходит 300.
Краска состоит из пигмента и жидкого связующего вещества. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания.

Акриловые краски могут быть как универсальными, так и специально предназначенными для работы по бумаге, картону, грунтованному и негрунтованному холсту, различным видам тканей, дереву, коже, стеклу, керамике, так и специальные для автомобилей.

По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).

В технологии лакокрасочных материалов пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способные образовывать с плёнкообразователями защитные, декоративные или декоративно-защитные покрытия. Введение пигментов и наполнителей позволяет регулировать и другие важнейшие свойства композиционных материалов – деформационно-прочностные, изолирующие, противокоррозионные, адгезионную прочность, а также получать покрытия со специальными свойствами – электропроводящие, электроизолирующие, теплостойкие, задерживающие огнь и т.д К основным пигментам относятся: Белые: диоксид титана, оксид цинка, литопон, свинцовые белила. Последние практически вытеснены титановыми белилами, которые представляют собой диоксид титана в смеси с баритом или цинковыми белилами, а затем диоксидом титана. Цинковые белила имеют желтоватый оттенок и уступают титановым пигментам по стоимости. Чёрные: технический углерод, сажа, чёрные железооксидные пигменты, Цветные неорганические пигменты: жёлтый — железооксидный пигмент, охра, массикот; красный — железооксидный пигмент, сурик (железный и свинцовый); ультрамарин — железная лазурь, берлинская лазурь; зеленый — оксид хрома; красно-коричневый — умбра.
Органические пигменты: азопигменты, фталоцианиновые пигменты, полициклические пигменты.
С металлическим блеском: Дисульфид олова (муссивное золото), Серебрянка.
Связующим веществом могут выступать масла, вода, смешанная с вяжущим веществом, органические соединения или синтетические смолы, растворимые в воде или в масле. Краски на водяной основе (эмульсии) смешиваются с водой, а краски на масляной основе (глянцевые) смешиваются со скипидаром (терпентинным маслом) или другими органическими растворителям.
Растворители – индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные вещества, то есть образовывать с ними однородные системы переменного состава двух или большего числа компонентов. Растворители бывают органическими и неорганическими.
В качестве растворителей используются смеси различных индивидуальных веществ, например бензины, петролейный эфир, смеси спиртов и эфиров. В технологии изобразительного искусства – составы и жидкости, которые живописец добавляет к краске в ходе работы, для того, чтобы придать красочному слою необходимые свойства. Растворителями могут быть различные составы. В темперной живописи – разбавленная водой эмульсия, в акварельной – обычная вода, в масляной – скипидар, лак, масло, керосин и пр

В малярных работах в качестве растворителей для масляных красок используются бензин, уайт-спирит, скипидар, для перхлорвиниловых – ацетон, для клеевых и водоэмульсионных – вода. Органические растворители очень широко применяются в производстве лаков и красок, в полиграфии. Это, прежде всего, углеводороды и их галогенопроизводные, спирты, простые и сложные эфиры, кетоны, нитросоединения. Большинство растворителей – токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

В аэрографии разбавленная краска распрыскивается через аэрограф, то есть непосредственно краски содержится от 1% до 50%, все остальное является разбавителем. Сольвентные краски (не путать с нитрой) — разбавляются растворителем, водорастворимые краски – водой. Чаще всего в автомобильной сольвентной краске в качестве разбавителя используется обычный 646й растворитель, который представляет собой смесь из нескольких веществ (толуол — 50%, этанол — 15%, бутилацетат (или амилацетат) — 10%,бутанол — 10%, этилцеллозоль — 8%, ацетон — 7%), из которых действующим является толуол. Материал применяется для разбавления нитроцеллюлозных (НЦ), глифталевых (ГФ), меланиноамидных (МЛ), акриловых и эпоксидных лакокрасочных материалов, а также шпатлевок. После высыхания придает краскам хороший блеск.
Чаще всего художники, распыляют растворитель вокруг себя дышат им, травят других. Некоторые из них более грамотные пользуются респиратором, надеясь на то, что защитив свои легкие они полностью избавились от вредного растворителя и запаха. А то что толуол проникает через слизистую оболочку, проникает в организм просто через неповрежденные участки кожи, об этом они либо умалчивают, либо попросту не знают или не говорят из-за своей некомпетентности к данному вопросу.

Консерванты добавляются в состав акварельных и акриловых красок и средств, чтобы не допустить образования плесени на поверхности и распространения бактерий в структуре краски. Некоторые виды бактерий оказывают крайне негативное влияние на стабильность красок — особенно акварели, в которой они снижают содержание гуммиарабика, вызывая разжижение (т. Е. уменьшение вязкости) краски.

В качестве антисептических и дезинфицирующих средств традиционно применялись камфара, тимол, эвгенол, фенол и формальдегид. Фенол и формальдегид, получившие широкое распространение в производстве акварельных красок, — чрезвычайно токсичные вещества; сейчас существуют строгие ограничения, касающиеся допустимого уровня их использования.

Сиккативы, или сушильные вещества, вводятся в состав определенных масляных красок, вспомогательных средств для масляной живописи и некоторых лаков. Как правило, они представляют собой соли свинца, кобальта или марганца.
Порошковая окраска – это безотходная и экологически чистая технология получения полимерных покрытий с высокими защитными и декоративными свойствами. В настоящее время порошковыми красками обрабатывается примерно 15% окрашиваемых изделий в мире.

Порошковые краски представляют собой смеси пигментов, наполнителей и сухих олигомерных или полимерных органических пленкообразователей, образующих при расплаве сплошные пленочные покрытия.

В зависимости от типа пленкообразователя, входящего в состав порошковых лакокрасочных материалов, последние подразделяются на эпоксидные, эпоксиполиэфирные, полиэфирные, полиуретановые, полиакриловые, полиэтиленовые, полиамидные и др. Каждый из перечисленных материалов имеет свои преимущества, недостатки и специфические области применения.

Независимо от состава порошковые материалы представляют собой однородный нерасслаивающийся сыпучий порошок с размерами зерен от 10 до 100 мкм.

Методика порошковой покраски включает в себя нанесение полимерных порошков на изделие с его последующим нагреванием и выдержкой. После отверждения изделия могут эксплуатироваться при температурах до 150 градусовС
При работе с лаками необходимо помнить:

Вредные вещества, входящие в состав лакокрасочных материалов, могут оказывать воздействие на организм человека через дыхательные пути, кожу и пищеварительный тракт. Вместе с воздухом через дыхательные пути в легкие человека попадают пары растворителей и аэрозоль, содержащий как твердые частички, так и жидкий компонент краски. При этом вредные вещества, попавшие в организм через дыхательные пути, оказывают большее отрицательное воздействие, чем при поступлении через желудочно-кишечный тракт, так как в этом случае они быстрее попадают в кровь.

Большое значение имеет летучесть растворителей: чем она выше, тем быстрее загрязняется воздух помещений. По летучести растворители, применяемые в быту, распределяются на легколетучие (бензин, ацетон) и среднелетучие (бутилацетат, ксилол, бутанол, сольвент).

Почти все растворители оказывают на организм отрицательное воздействие; при невысоких концентрациях это проявляется в возбуждении, а при высоких концентрациях — в головных болях, головокружении, сонливости, повышенной раздражительности, тошноте и рвоте.

Отдельные растворители (ацетон, бензин, спирты и др.) раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей и могут также вызвать кожные заболевания воспалительного и аллергического характера. Растворители, попавшие в организм в большом количестве, могут вызвать острую форму отравления. Это может произойти при окраске больших поверхностей без надлежащего проветривания помещения. Окраска подогретыми лакокрасочными материалами также может привести к созданию высокой концентрации паров растворителей в зоне дыхания и острому отравлению.

В пищеварительный тракт вредные вещества могут попасть при приеме пищи (если руки плохо вымыты), курении.

Правила пожарной безопасности. Основные виды лакокрасочных материалов являются пожароопасными веществами, поэтому при их использовании необходимо тщательно соблюдать правила пожарной безопасности.

Во время работы с лаками и эмалями, и особенно во время их разбавления растворителями, запрещается курить.

В некоторых справочных пособиях по малярному делу даются рекомендации по разогреву олиф на открытом огне. Эти рекомендации основаны на том, что раньше широко применялась натуральная олифа, не содержащая растворителей, и для снижения вязкости ее разогревали, соблюдая необходимые меры предосторожности, на открытом огне.

В настоящее время натуральная олифа производится в небольших количествах и применяется редко, а широко используемые олифы «Оксоль» или комбинированные олифы содержат соответственно 45 и 30% растворителя. Поэтому: пользоваться открытым огнем при работе с лакокрасочными материалами категорически запрещается.

При необходимости для подогрева можно использовать горячую воду.

Особое внимание мерам противопожарной безопасности должно быть уделено при нанесении лакокрасочных материалов на основе нитрата целлюлозы:

во избежание искрообразования не допускается вскрывать металлическую тару с нитроматериалами стальным инструментом;

тару с лаками, красками и растворителями нельзя оставлять открытой и без присмотра;

Пролитые случайно на пол лакокрасочные материалы и растворители необходимо тотчас же убрать с помощью тряпок.

При проведении окрасочных работ под рукой необходимо иметь огнетушитель «Момент» непрерывного действия и многократного использования. Принцип действия огнетушителя следующий: при ударе головкой о твердый предмет боек прокалывает алюминиевую пробку баллончика с углекислым газом (диоксидом углерода), который попадает в корпус, взрыхляя огнегасящий порошок и образуя газопорошковую смесь. При этом создается давление 0,2—0,5 Мпа, под действием которого с распылителя сбрасывается колпачок, и газопорошковая смесь выбрасывается из него в виде плоской расширяющейся струи.

При тушении пожара необходимо направить струю порошка на горящий предмет, под основание пламени. Одним огнетушителем можно ликвидировать пожар на площади горения не менее 0,25 м2. При работе огнетушителя необходимо избегать попадания порошка в глаза и органы дыхания.

Для тушения небольших очагов загорания в быту хорошие результаты достигаются при использовании кошмы или заменяющих ее в быту подручных средств — шерстяных и суконных одеял, старых пальто и т. д.

 

Задания для выполнения

 

1. По варианту работы, используя данные табл П8, П9, П10 заполнить

табл. 15.

2. Рассчитать количество вредных веществ, выделяющихся из 1 кг

краски, которое будет находиться в помещении, имеющего объем, обозначенный по варианту в табл. 15.

3. Сопоставить данные по концентрации веществ с ПДК, т.е. расчитать для каждого вещества величину С / ПДК. Сделать вывод о соответствии нормам каждого из веществ в отдельности т. е. …< ПДК, …> ПДК, … = ПДК.

4. Отметить соответствие или не соответствие нормам краски в целом, рассчитав для этого сумму всех ее компонентов по величинам С / ПДК.

5. Рассчитать и сделать вывод о том, с каким количеством краски можно работать в помещении вашего варианта работы. Полученный результат внести в табл.15.

 

.

 

 

Таблица 15

Результаты определения возможного количества краски при работе в помещении

 

№ вари анта Наименование краски Вредные вещества в краске Класс опасности ПДК, мг/м3 Дейст вие на орга низм Кол-во вред ных вещ-в из 1 кг краски, мг Объ ем помещения м3   Допустимое для работы кол-во краски
  Эпоксидная краска П-ЭП-45              
  Эпоксидная краска П-ЭП-177              
  Эпоксидная краска П-ЭП-534              
  Эпоксидная краска П-ЭП-219           22,5  
  Эпоксидная краска П-ЭП-971           50,4  
  Эпоксидная краска П-ЭП-61           67,2  
  Эпоксидная краска П-ЭП-135           37,8  
  Эпоксидная краска П-ЭП-134              
  Поливинилбутиральная краска П-ВЛ-212              
  Полиэфирная краска П-ПЭ-1130у              

 

6. Написать какие меры необходимо предпринять для выполнения работ в определенных вами условиях, чтобы максимально уменьшить влияние вредных веществ на организм человека

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Таблица П. 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1102 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2575 - | 2263 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.