Уголовное преследование - это прежде всего совокупность норм уголовно-процессуального законодательства, сосредоточенных в гл. 3 УПК РФ "Уголовное преследование". Ею устанавливаются: виды уголовного преследования (ст. 20), обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21), право потерпевшего на участие в уголовном преследовании (ст. 22) и привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации (ст. 23).
Однако регламентация уголовного преследования этим не исчерпывается. Нормы, его определяющие, содержатся во множестве иных статей УПК: п. 45 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 15, ч. 3 ст. 24, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 27, ст. 28, ч. 1 ст. 37, ч. 1 и ч. 2 ст. 133, ч. 1 ст. 134, ч. 2 ст. 175, ч. 1 и ч. 2 ст. 212, ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 213, ч. 1 и ч. 2 ст. 214, ч. 1 ст. 221, ч. 3 и ч. 4 ст. 239, ч. 4 ст. 448, ст. ст. 458 - 460, 462, 464, 465 и др. Есть они и в приложениях к ст. 476.
Об уголовном преследовании говорится в УК РФ (примечания 2 и 3 к ст. 201) и Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 27, ст. 31, ч. 2 ст. 35).
В целом они образуют самостоятельный уголовно-процессуальный институт.
Уголовное преследование является одним из основных понятий, используемых в Уголовно-процессуальном кодексе. Оно отражено в п. 45 ст. 5 УПК, в соответствии с которым уголовное преследование представляет собой важнейшую уголовно-процессуальную функцию - функцию обвинения.
Законодатель ставит знак равенства между этими понятиями. Если исходить из этимологии слова "функция", уголовное преследование есть деятельность - равно работа, обязанность, круг деятельности. С учетом этого п. 55 ст. 5 УПК устанавливает, что уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Содержанием этой деятельности является обвинение, т.е. утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном Кодексом (п. 22 и п. 45 ст. 5 и ч. 1 ст. 20 УПК).
Подтверждение тому мы находим в словосочетании "защита от обвинения" того же п. 45 ст. 5 УПК и содержании ч. 1 ст. 20 "Виды уголовного преследования". Обвинение лежит в основе уголовного судопроизводства и осуществляется посредством досудебного и судебного производства по уголовному делу (п. 56 ст. 5 УПК), равно - производства по уголовному делу.
Таким образом, уголовное преследование представляет собой обвинение, и, наоборот, обвинение есть уголовное преследование.
Поскольку уголовное преследование осуществляется стороной обвинения, оно представляет собой часть уголовного судопроизводства (иначе - порядка уголовного судопроизводства - ст. 1, производства по уголовному делу - ч. 1 и ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 и п. 56 ст. 5, ст. 4 УПК). В связи с этим представляется неверным содержащееся в УК РФ (примечания 2 и 3 к ст. 201) смешение его с уголовным судопроизводством в целом.
Уголовно-процессуальный закон различает: уголовное преследование и порядок уголовного преследования (ч. 1 ст. 20), возбуждение уголовного преследования и отказ от уголовного преследования (ст. 24), осуществление уголовного преследования (ст. ст. 20, 21, 25 и 26) и прекращение уголовного преследования (ст. ст. 27, 28), участие в уголовном преследовании потерпевшего (ст. 22), привлечение к уголовному преследованию (ст. 23).
Под возбуждением уголовного преследования следует понимать "выдвижение обвинения" потерпевшим и его законным представителем (ст. 22 УПК) посредством подачи заявления о совершении преступления определенным лицом (ст. ст. 20, 140, 141, 318, 319 УПК). Заявление служит поводом к началу уголовного судопроизводства и одновременно является началом уголовного преследования. О возбуждении уголовного преследования можно судить и по возбужденному уголовному делу в отношении установленного лица, например в случае его явки с повинной.
Сообщение о преступлении, будучи направлено субъекту, осуществляющему уголовное судопроизводство (прокурору, следователю и т.д.), обусловливает возникновение официального, со стороны государства, уголовного преследования. Получив заявление, сообщение о преступлении, прокурор и органы предварительного расследования обязаны начать уголовное судопроизводство.
Об отказе от уголовного преследования могут свидетельствовать примирение потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 и ч. 3 ст. 20 УПК), а также непринятие мировым судьей к своему производству заявления потерпевшего в случае, если оно не отвечает требованиям ч. 5 и ч. 6 ст. 318 (ч. 1 ст. 319 УПК).
На практике отказ в уголовном преследовании выражается в том, что заявления о совершенном преступлении не принимаются, а если принимаются, то не регистрируются и не рассматриваются, а также в необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел.
Осуществление уголовного преследования представляет собой, по сути, поддержание обвинения в порядке, предусмотренном Кодексом (ст. 22), иначе - производство по уголовному делу.
Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения - участниками уголовного судопроизводства, выполняющими функцию обвинения (п. 45 ст. 5 УПК). Ими являются прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК).
УК РФ (примечание 2 к ст. 201) устанавливает, что уголовное преследование осуществляется как должностными, так и частными лицами, а также учреждениями и организациями, в том числе коммерческими. Очевидно, что учреждения и организации сами по себе не могут выполнять рассматриваемую процессуальную деятельность. В случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации юридического лица стороной обвинения выступает его представитель (ст. 45 УПК).
УПК РФ обязанность осуществления уголовного преследования от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения возлагает на прокурора, а также следователя и дознавателя (ч. 1 ст. 21).
Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты (ч. 3 ст. 15 УПК).
Что касается судей, то они, так или иначе, участвуют в уголовном преследовании. Наиболее наглядно это проявляется в ходе производства по уголовным делам, подсудным мировому судье. Мировой судья обязан проверить, правильно ли по закону (ч. 5 и ч. 6 ст. 318) составлено поданное заявление. Если оно не отвечает требованиям, изложенным в Кодексе, мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему. В нем предлагается привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливается для этого срок (ч. 1 ст. 319 УПК). Предложение может касаться и описания события преступления, места, времени, а также иных обстоятельств его совершения, т.е. сути обвинения. Более того, по ходатайству стороны обвинения мировой судья вправе оказать ей содействие в собирании таких доказательств, которые не могут быть получены ею самостоятельно (ч. 2 ст. 319 УПК).
Участие судей в уголовном преследовании выражается также в том, что они, входя в коллегию из трех судей судов соответствующего уровня, дают заключение о наличии признаков преступления в действиях лиц, перечисленных в ст. 448 УПК. Это заключение служит основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления (ч. 1 ст. 448 УПК). Например, решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448).
Участие потерпевшего в уголовном преследовании - это его, его законного представителя и (или) представителя право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения - выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК).
Привлечение к уголовному преследованию имеет место в случае, предусмотренном ст. 23 УПК РФ и гл. 23 УК РФ.
Целью уголовного преследования является изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). Изобличение подозреваемого означает собирание доказательств, уличающих в совершении преступления лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, задержанное в соответствии со ст. 91 и ст. 92 настоящего Кодекса, или лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ч. 1 ст. 46 УПК). Изобличение обвиняемого представляет собой доказывание виновности лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или обвинительный акт (ст. 47 УПК).
Уголовное преследование предопределено сообщением о преступлении. Будучи направлено участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим производство по уголовному делу, оно обусловливает возникновение официального, от имени государства, уголовного преследования. Получив сообщение о преступлении, прокурор и органы предварительного расследования обязаны начать уголовное судопроизводство, а значит, и уголовное преследование в порядке, предусмотренном УПК.
Обнаружив достаточные данные, указывающие на признаки преступления, они должны "возбудить уголовное дело" и принять все предусмотренные законом меры к установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, к изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК). Доказывание вины лица, совершившего преступление, является обязанностью органов предварительного расследования и прокурора. Подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 14 УПК).
Уголовное преследование включает в себя обвинение в суде (ч. 1 ст. 20 УПК). Оно поддерживается в суде государственным обвинителем. Если оно находит подтверждение в судебном заседании, выносится обвинительный приговор.
При наличии жалобы или представления на приговор уголовное преследование продолжается в суде второй инстанции.
Завершается уголовное преследование вступлением приговора в законную силу.
Порядок уголовного преследования представляет собой строгое следование требованиям закона при его возбуждении и осуществлении. Он предопределяется характером и тяжестью совершенного преступления (ч. 1 ст. 20 УПК), иначе - категорией преступления (ст. 15 УК РФ).
Имеются два основных вида обвинения:
1) частное обвинение - когда уголовное преследование осуществляется частным лицом, пострадавшим от преступления:
2) публичное обвинение - когда идеальным субъектом преследования выступает общество или государство во имя отвлеченного блага и общественных интересов.
1. Частное обвинение
Старейшей (частно-состязательной) форме уголовного процесса соответствует старейший вид обвинения. Он состоит в сохранении обвинения за отдельными частными лицами, потерпевшими от преступного деяния. Этот старейший вид обвинения называется частным.
Указанный вид обвинения имеет два главных удобства. Первое заключается в том, что он значительно облегчает работу государственных органов, второе - дает право удовлетворять естественные чувства обиды потерпевшего вследствие содеянного против него или его близких преступления. Личная заинтересованность гарантирует надлежащую со стороны обвинителя энергичность в уголовном преследовании. Но этой разновидности уголовного обвинения присущи и недостатки. Ведь далеко не по каждому уголовному делу найдется потерпевший, способный возбудить уголовное преследование и вести его перед судом. Для этого требуется и свободное время, и имущественные средства, и желание быть обвинителем. Причиной доминирования частного обвинения на раннем этапе развития уголовного процесса процессуалисты традиционно считают слабость и неразвитость исполнительных структур государства.
В современном публичном уголовном процессе частное обвинение играет незначительную роль и производится только по узкой категории уголовных дел. Часть 2 ст-20 УПК РФ допускает частное обвинение только по четырем составам преступлений, предусмотренным ст.115. 116. 129 частью первой и 130 УК РФ
Дела частного обвинения - это такие дела, возбуждение и производство по которым полностью зависит от воли потерпевшего от преступного деяния. Роль государства в лице мирового судьи сводится единственно к созданию условий для состязания сторон и разрешению уголовно-правового спора между частными лицами.
2. Публичное обвинение
Доминирующим видом обвинения в современном процессе является публичное обвинение. Имеется несколько его разновидностей.
Народное обвинение - это такая разновидность обвинения, когда гражданин, реализуя свое право на уголовное преследование любого преступления в публичных интересах, производит розыск и досудебную подготовку уголовного иска, а затем предъявляет этот иск в суд и поддерживает его там.
Механизм народного обвинения основывается на том, что каждый гражданин как таковой пользуется правом и несет нравственную обязанность преследовать в общем интересе преступление, не имеющее к нему никакого отношения. У нас народное обвинение было введено Декретом о суде № 1 и просуществовало до мая 1918 года.
Можно говорить также о таком специфическом субъекте права на публичное уголовное преследование, как общественные объединения.
Другая разновидность публичного обвинения - это должностное обвинение. В этом случае публичное уголовное преследование делается правом и обязанностью назначаемых государством должностных лиц.
По субъекту, осуществляющему должностное уголовное преследование, его можно разделить на: 1) уголовное обвинение, осуществляемое следственно-розыскными органами: судьей, следователем - в инквизиционной форме; 2) прокурорское обвинение - в состязательной (смешанной) процессуальной форме; 3) обвинение, осуществляемое органом дознания, действующим на правах представителя прокуратуры; 4) обвинение, осуществляемое иным органом власти.
Следственное обвинение вверяется тому же судье инквиренту, который в одном лице, выступая как следователь, обвинитель, защитник и судья, совмещает различные функции уголовного процесса: расследования, обвинения, защиты и разрешения дела по существу. В следственно-инквизиционной форме процесса начатие и ход уголовного дела, а также и сам обвиняемый предоставлены в полное распоряжение следователя - судьи, как, например, это было в Уставе уголовного судопроизводства.
Прокурорское обвинение, существующее в смешанном или состязательном уголовном процессе. При прокурорском уголовном преследовании деятельность обвинителя состоит в собирании данных для обвинения перед судом. При такой форме организации обвинения уголовное преследование возлагается на особо назначенные к тому государственные учреждения, отделенные от судебной власти (но иногда состоящие при суде) под именем прокурора (прокуратуры). Прокурорское обвинение производится вполне или отчасти в порядке более или менее состязательном. Имеется в виду, что в досудебный период (на предварительном расследовании) обвинительная функция состоит в отыскании доказательств виновности, оценка их и привлечение к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.
По словам Н.В.Муравьева, главная задача обвинительной власти в лице прокуратуры состоит в публичном уголовном преследовании, под которым понимается деятельность, направленная к изобличению лица, виновного в совершении преступления, с целью подвергнуть это лицо назначенному в законе наказанию.
Обвинение, производимое представителем органа дознания, производно от прокурорского обвинения. Оно есть продукт такой организации уголовного преследования, которое получило название прокурорское дознание.
Кроме основных, так сказать «чистых» видов уголовного обвинения теория и практика уголовного процесса знает и примеры «смешения» нескольких «чистых» видов обвинения.