Различны и варианты положения рук, при которых грациозные линии фигуры показаны достаточно полно.
На фотоснимках видно, как выигрышна модель в легком полуобороте, а также в боковой проекции и со стороны спины. Здесь следует обратить внимание на ту часть композиционного решения каждого снимка, где положение головы дано в ином повороте, чем положение корпуса. Это важное композиционное соображение, так как однообразие в проекции всех элементов фигуры и головы не способствует оригинальному решению портрета.
В передаче живой формы важно сохранить ее индивидуальное своеобразие. Положение ступней определяет свойственную данному человеку привычку стоять и ходить. Не следует заставлять модель принимать неестественную для нее стойку ног, так как здесь можно легко допустить некрасивое, а иногда и уродливое их положение.
Если же неправильная стойка ног вызывается физиологическими недостатками, то тщетно добиваться ее исправления в позе. Неестественность и напряженность будут заметны не только в фигуре, но и отразятся на выражении лица. В подобных случаях правильней будет отказаться от портрета в рост и сделать поколенный портрет.
Бывают и другие причины. Как известно, у низкорослых людей ноги заметно короче по отношению к верхней части фигуры. Эта непропорциональность бывает заметна в портрете в рост. И здесь более оправдан поколенный портрет.
Встречаются и технические причины, усложняющие съемку портрета в рост – это несоответствие тональности пола общей тональности снимка или совпадение тонов одежды, обуви и пола и т. п.
В остальном идея портрета в рост и по колено совпадает. Она заключается в обогащении портрета значительностью фигуры. Вот почему мы рассматриваем оба этих вида портрета вместе.
Каждому человеку присущи свои манеры – усаживаться, наклоняться, стоять, облокачиваться, поднимать голову и т. д. В портретной постановке эти характерные особенности должны учитываться. Самое трудное для человека – быть естественным в непривычных условиях. Так что при постановке фигуры надо стремиться дать возможность человеку принять свободное и непринужденное положение. Лаконичность и простота портретной постановки при съемке в полный рост являются основным ее достоинством.
"Мне думается, что грация бывает врожденной"- эти слова принадлежат известной балерине и педагогу Ольге Лепешинской. Фотографу следует помнить, что грациозность фигуры – это качество, которого невозможно добиться никакими приемами режиссуры. "Поза" может легко перейти в "позирование", подражание, манерность, если она отклоняется от жизненной правды.
Отрабатывая позу портретной постановки в рост, фотограф, как правило, ищет такие стабильные позиции фигуры, при которых хватило бы времени "поставить" свет и зафиксировать позу на пленку. Поэтому выбираются только те позы, которые легко удаются уравновешиванию тяжести тела на плоскости опоры. Поза тем стабильней, чем большее количество точек опоры и больше их площадь, чем ближе центр тяжести тела к площади опоры и к ее центру. Части тела и их масса восстанавливают равновесие автоматически "рефлексами равновесия" через нервную систему. Эти явления именуются компенсаторными. Так, например, изгибы позвоночного столба являются компенсаторными, дающими большую устойчивость голове и туловищу.
Пластическая анатомия, рассматривающая внешние формы в различных положениях, различает всего четыре типа позы стоящего человека: нормальную, "военную", удобную и расслабленную (рис. 13). Каждая из этих поз в своем естественном выражении определяется многими факторами, как наследственными, так и приобретенными, и вытекает из особенностей строения тела и жизнедеятельности человека.
13. Позы стоящего человека: а – нормальная; б – удобная; в – "военная"
По мнению известного анатома Штрассера, в нормальном положении центр тяжести корпуса находится над тазобедренными сочленениями. Его положение сохраняется благодаря анатомическим сокращениям мышц, которые препятствуют отклонениям тела вперед и назад. Как в этой позе, так и в других, ей подобных, таз в основном не меняет своего положения, а поясничный изгиб сохраняет обычный радиус.
При "военной" позе центр тяжести всего тела находится спереди от линии тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, таз наклонен вперед, поясничный изгиб позвоночника подчеркнут, а грудной сглажен. Грудь выступает вперед, ноги разогнуты в коленных суставах и наклонены вперед.
Удобная прямая поза характеризуется небольшим наклоном, сглаженным поясничным изгибом позвоночника и расположением центра тяжести за тазобедренными сочленениями.
Расслабленная поза отличается от удобной изгибом грудной части позвоночника, поворотом таза назад. Центр тяжести расположен спереди от тазобедренных суставов. Ноги слегка согнуты в суставах. Расслабленная поза является признаком усталости и типична для пожилых и старых людей.
Все постановки человека в рост можно разделить на две группы: принужденные и непринужденные. К принужденным относится "военная" поза и приближенные к ней, к сожалению, еще так часто встречающиеся в практике многих фотографов, которые, снимая людей в рост, особенно военных, предпочитают ставить их по стойке "смирно". К принужденным постановкам относятся и такие, когда преднамеренным напряжением видоизменяют форму отдельных элементов: выпячивают грудь, прогибают талию и т. д. Такие постановки кажутся неустойчивыми, однако когда хотят подчеркнуть особую стройность форм, силу, гибкость молодого тела, часто прибегают именно к принужденным постановкам. При напряжении тела и незначительной стабильности, особенно при наклоне фигуры вперед или назад, принужденные постановки кажутся более динамичными и являются фактически подготовительным моментом начала движения. Реальность постановки определится в этом случае последующей фазой движения. Либо человек перейдет в свободное движение, либо потеряет точку опоры и оступится. В портрете Шишкина художник И. Н. Крамской дал блестящий образец принужденной постановки (рис. 14 а).