«Заключение эксперта по материалам уголовного (гражданского) дела» состоит из вводной части, исследовательской, а также выводов. «Заключение» дается только в письменной форме.
Во вводной части, излагают обстоятельства дела, а также вопросы, подлежащие разрешению, без изменения их нумерации, формулировки и последовательности. При неясности содержания вопроса эксперты-врачи вправе обратиться к органу, назначившему экспертизу, либо оговорить в выводах, как они понимают тот или иной вопрос.
В исследовательской части излагают и анализируют материалы дела и результаты выполненных исследований. Ее содержание ограничивается кругом разрешаемых вопросов. Данные, используемые при производстве экспертизы, отражают в исследовательской части в виде необходимых по объему и содержанию выдержек из соответствующих документов с указанием реквизитов последних (наименование, номер, дата, исполнитель и т.п.) и обязательной ссылкой на номера листов дела. Допускается изложение части фактического материала со слов докладчика, но без каких-либо личных суждений и оценок.
Из материалов уголовного (гражданского) дела обязательно отражаются следующие сведения:
§ данные осмотра трупа на месте его обнаружения и осмотра места происшествия;
§ заключения всех предыдущих судебно-медицинских экспертиз;
§ протоколы патолого-анатомических исследований;
§ данные из медицинских карт амбулаторного или стационарного больного;
§ протоколы клинических конференций;
§ результаты ведомственных расследований;
§ производственные характеристики на привлекаемых к ответственности лиц из числа медицинского персонала;
§ сведения из протоколов допросов, справок и т.д., необходимые для всестороннего и объективного экспертного анализа;
§ другие следственные данные, в том числе результаты следственных экспериментов, освидетельствований, имеющие значение для обоснования выводов.
Структура изложения исследовательской части зависит от вида судебно-медицинской экспертизы и способа ее производства. Целесообразно для решения каждого вопроса или группы тесно связанных между собой вопросов выделять в исследовательской части определенный раздел. Если в процессе проведения экспертизы производили дополнительные лабораторные или другие судебно-медицинские исследования, их либо излагают в исследовательской части, либо оформляют отдельными актами и прилагают к «Заключению эксперта». При необходимости комплексного исследования вопроса результаты, полученные экспертами разных специальностей, оценивают и фиксируют раздельно.
Выводы представляют собой результат всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов на основе специальных познаний экспертов-врачей. Их формулируют на основе объективных данных, установленных в процессе экспертизы, обоснованного экспертного анализа материалов дела и положений медицинской науки, а также убеждения экспертов. Логическое построение выводов, как правило, отражает последовательность вопросов постановления. В целях большей ясности в их изложении допускается группирование выводов или изменение их порядка с обязательным указанием, на какие вопросы отвечает данный вывод.
На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо мотивированно указана невозможность его решения. При невозможности ответить ни на один из поставленных вопросов, а также в случаях, когда вопросы выходят за пределы специальных познаний экспертов, составляют «Акт о невозможности дать «Заключение», в котором указываются объективные причины этого.
Выводы об обстоятельствах, по которым экспертам — судебным медикам не были заданы вопросы, но которые были установлены ими в процессе исследования, излагают в конце «Заключения».
Эксперты не должны отвечать на вопросы, выходящие за пределы их специальных медицинских познаний. Например, судебно-медицинская экспертная комиссия не вправе давать заключение о вине, наличии состава преступления, убийстве, самоубийстве или несчастном случае. Исходя из медицинских данных эксперты-врачи могут лишь исключить «нанесение повреждения собственной рукой» или указать «на возможность саморанения», а также установить «соответствие или несоответствие повреждений имеющимся показаниям об обстоятельствах их возникновения».
Юристы должны знать, что если возможности судебно-медицинской науки или особенности исследуемых объектов не позволяют дать категорическое заключение, эксперты вправе ответить на поставленные вопросы в вероятной форме. Но каждый вывод судебных медиков должен быть мотивирован фактическими данными, в том числе ссылками на нормативные материалы с указанием реквизитов таких документов. Справочные и сопоставительные таблицы, фотоиллюстрации, рисунки, схемы, акты, составленные и подписанные экспертами, заключения лабораторных исследований рассматриваются как составная часть «Заключения» и должны быть приложены к нему.
Если все члены экспертной комиссии пришли к единым выводам, они подписывают общее «Заключение». Эксперты, не согласные с общим мнением, вправе изложить особое мнение в пределах своей компетенции. В этом случае эксперт подписывает лишь ту часть выводов, с которой он согласен. Свое особое мнение эксперт излагает и подписывает после изложения единых выводов комиссии. Подписи всех экспертов удостоверяются печатью экспертного учреждения.
«Заключение» и приложения к нему оформляют в двух экземплярах: первый направляют органу, назначившему экспертизу, второй сохраняют в архиве экспертного учреждения.
«Акт о невозможности дать «Заключение» также составляют в двух экземплярах. Его подписывают эксперты и заверяют печатью учреждения, затем один экземпляр направляют органу, назначившему экспертизу, а второй хранят в бюро судебно-медицинской экспертизы.
«Заключение эксперта по материалам дела» или «Акт о невозможности дать «Заключение» регистрируют в экспертном учреждении в соответствии с установленной Министерством здравоохранения РФ формой и не позднее трехдневного срока направляют вместе с упакованными материалами уголовного (гражданского) дела и объектами исследования в адрес органа, назначившего экспертизу.