В настоящее время широкое распространение у граждан Российской Федерации получили различные виды самозащиты, в том числе газовые пистолеты, револьверы, аэрозольные баллончики, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия, что привело к увеличению поражений людей этими средствами. Специфичность и многообразие вопросов, возникающих у судебно-следственных органов при расследовании дел по применению газового оружия, обосновывают необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы таких повреждений.
Газовое оружие — это оружие, предназначенное для временного поражения живой силы путем применения токсических веществ, разрешенных к использованию Министерством здравоохранения РФ. Вместе с тем закон определяет, что на территории страны запрещается оборот патронов для газового оружия, снаряженных нервно-паралитическими, отравляющими и другими сильнодействующими веществами, а также оружия, способного повлечь вред здоровью средней тяжести за счет воздействия слезоточивых раздражающих веществ или причинить легкий вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более 0,5 м. Оружие, применяемое для стрельбы газовыми патронами, по своей общей конструкции, внешнему виду и размерам в основном является аналогом известных моделей боевого оружия. С целью исключения возможности использования газового оружия для стрельбы метательным снарядом его стволы не имеют нарезов. Внутри ствола есть жестко вмонтированная перемычка (рассекатель), свободно пропускающая струю газа и существенно затрудняющая попытку рассверливания ствола под пулевые боеприпасы. Крупнейшие производители газового оружия —немецкие фирмы «Reck» и «Vairayx». Закон РФ «Об оружии» запрещает использование боеприпасов с дробовыми снарядами для пистолетов и револьверов. Вместе с тем такие боеприпасы изготавливаются иностранными фирмами и для газового оружия. При этом эксперименты показывают, что развиваемая при отстреле из газового оружия энергия дробового заряда зачастую достаточна для причинения значительных повреждений человеку даже при наличии рассекателя.
Патроны газового оружия в зависимости от назначения делятся на два основных вида: газовые и шумовые. Газовые патроны снаряжаются зарядом активного химического вещества. Стартовые и шумовые патроны создают звуковой эффект и применяются для имитации стрельбы, для подачи звуковых и световых сигналов.
В зависимости от назначения патрона и химического реагента, которым снаряжен патрон, пластмассовая заглушка окрашивается в определенный цвет.
Судебно-медицинская практика показывает, что повреждения из газового оружия могут причиняться специальными или самодельными патронами, а также патронами, снаряженными мелкой дробью.
Объектами судебно-медицинской экспертизы в случаях причинения повреждений из газового оружия являются: пострадавшие, а в случаях смертельного исхода и трупы людей, вещественные доказательства (газовое оружие, патроны, одежда потерпевших и др.), а также материалы следственных и судебных дел.
При расследовании дел, связанных с причинением поражений из газовых пистолетов и револьверов, на разрешение судебно-медицинской экспертизы, как правило, ставятся следующие вопросы:
1. Причинено ли повреждение, обнаруженное у пострадавшего, выстрелом из газового оружия?
2. С какого расстояния был произведен выстрел, каково его направление?
3. Из какой модели газового оружия причинены повреждения, каков его калибр?
4. Какие использовались патроны (газовые, шумовые, дробовые)?
5. Каким химическим агентом были снаряжены патроны газового оружия?
6. Какое влияние мог оказать на организм человека химический агент, которым был снаряжен патрон?
7. Какова наиболее характерная клиническая картина воздействия данного химического агента?
8. Каковы возможные последствия воздействия этого агента на организм человека?
9. Причинены ли обнаруженные у пострадавшего повреждения одним или несколькими выстрелами?
10. Если повреждения причинены несколькими выстрелами, то какова их последовательность?
11. Каким было взаиморасположение оружия и пострадавшего?
12. Могло ли обнаруженное повреждение быть причинено самим пострадавшим?
13. Могли ли обнаруженные у пострадавшего повреждения образоваться при указанных обстоятельствах?
14.Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти алкоголь (наркотические вещества)?
Кроме перечисленных вопросов решается и ряд общих: о давности и причине смерти, степени тяжести вреда здоровью, способности к самостоятельным действиям, степени алкогольного (наркотического) опьянения и др.
В случаях судебно-медицинской экспертизы поражений, причиненных из аэрозольных баллонов самозащиты, экспертом могут решаться следующие вопросы:
1. Имеются ли у пострадавшего повреждения, свидетельствующие о факте применения отравляющих веществ раздражающего действия?
2. Каким отравляющим веществом раздражающего действия снаряжен представленный на экспертизу аэрозольный баллон?
3. Какова наиболее характерная клиническая картина воздействия данного химического вещества?
4. Какое влияние может оказать на организм человека отравляющее вещество раздражающего действия, которым был снаряжен представленный на экспертизу аэрозольный баллон?
5. Каковы возможные последствия действия этого вещества на организм человека?
6. Какова степень тяжести причинения вреда здоровью пострадавшего, полученного в результате воздействия отравляющего вещества?
7. Могли ли все обнаруженные повреждения быть получены при указанных обстоятельствах?
8. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти алкоголь (наркотические вещества)?
Для решения столь обширного круга вопросов судебно-медицинским экспертам требуется максимальная информация от органов дознания, следствия и суда. В свою очередь наличие этой информации невозможно без грамотного и методически правильно проведенного осмотра места происшествия, целенаправленного опроса пострадавших и очевидцев, тщательного выявления, сбора и упаковки вещественных доказательств.
При осмотре места происшествия, в случаях использования любого вида газового оружия, важным моментом является сбор фактов и вещественных доказательств, свидетельствующих об использовании этого оружия в конкретной обстановке. Обязательному изъятию для проведения последующих экспертиз (медико-криминалистической, судебно-медицинской, судебно-химической) подлежат оружие и его части, патроны и снаряжение гильзы, аэрозольные баллоны и другие объекты.
В случае обнаружения на месте происшествия трупа, при подозрении на использование газового оружия, осмотр места происшествия проводится по общепринятой методике. Особое внимание при этом следует обратить на специфический запах в помещении, наложение каких-либо веществ со специфическим запахом на одежде и окружающих предметах. Одежда и предметы с такими наложениями подлежат немедленному изъятию (по возможности целиком). Каждый из них должен быть герметично упакован в пластиковый пакет и в кратчайшие сроки направлен в судебно-химическое отделение бюро судебно-медицинской экспертизы. Такая необходимость связана с тем, что раздражающие вещества, используемые в патронах и аэрозольных баллонах, являются летучими соединениями.
Повреждения, образующиеся при выстрелах из газовых пистолетов и револьверов на близком расстоянии, которые могут быть обнаружены при осмотре одежды и трупа, по своему внешнему виду сходны с повреждениями, возникающими при выстрелах из боевого оружия холостыми патронами.
В случаях, когда пострадавшие живы и способны давать показания, сотрудники органов дознания или следствия должны выяснить и зафиксировать все данные, касающиеся фактов применения оружия, состояние пострадавших после их использования и на момент опроса. В случаях выраженных проявлений действия химического агента на организм пострадавшего должны быть приняты меры для его госпитализации. При указаниях о попадании химически активного вещества на одежду она тоже подлежит изъятию для направления в судебно-химическое отделение бюро судебно-медицинской экспертизы.
Методика проведения судебно-медицинской экспертизы при расследовании происшествий, связанных с применением газового оружия, состоит из следующих этапов: изучение постановления судебно-следственных органов о назначении экспертизы; составление плана проведения экспертизы; исследование объекта экспертизы; взятие материала для лабораторных исследований; составление заключения эксперта.
Следует отметить, что повреждения, которые причиняются выстрелами из газового оружия с близкого расстояния, в частности в упор, могут приводить к тяжелым ранениям, и даже со смертельным исходом.
В подтверждение приведем два случая из судебно-медицинской практики.
Пример.
Согласно данным следствия, 13 декабря 1997 г. при попытке задержания гражданин А. был ранен сотрудником милиции выстрелом из газового пистолета «Rеск» с расстояния 1 м. С места происшествия пострадавший был доставлен в больницу, где при осмотре у него в средней трети шеи была обнаружена рана размерами 1,1 х 4,2 см. В ходе проведенной операции было установлено, что в правой доле щитовидной железы имелась рана размерами 1,0 х 1,5 см, слепо заканчивающаяся у передней стенки трахеи. Других особенностей раны в медицинской карте пострадавшего не описано. Через 8 дней пострадавший был выписан на амбулаторное лечение с клиническим диагнозом: «Огнестрельное ранение шеи и повреждение щитовидной железы».
Основные вопросы, адресованные судебно-медицинскому эксперту, касались возможности происхождения обнаруженных повреждений при выстреле из газового пистолета с расстояния 1 м. В распоряжение эксперта были предоставлены медицинская карта, верхняя сорочка пострадавшего и газовый пистолет «Rеск» с 3-мя патронами. На сорочке в области воротника имелось сквозное повреждение, проходящее через 4 слоя ткани сорочки в виде дефекта неправильной округлой формы диаметром 0,5 см. Края дефекта неровные, разволокнены, выступающие в просвет повреждения нити частично источены, скручены. В окружности повреждения на участке размерами 1,0 х 1,0 см отмечалось слабо выраженное окопчение серо-черного цвета.
Для решения поставленных вопросов проведен эксперимент: в области шеи биоманекена через 4 слоя сорочки, которая была на пострадавшем в день происшествия, произведено 3 выстрела из представленного газового пистолета с расстояния плотного упора, 50 см и 100 см. При выстреле в упор на всех слоях ткани сорочки образовалось сквозное повреждение с дефектом ткани неправильной формы 0,5 см с неровными, окопченымн краями и интенсивным отложением копоти буро-черного цвета диаметром до 2,0 см. На кожных покровах дефект ткани имел неправильную овальную форму диаметром 1,0 см, края повреждения неровные, обожжены, покрыты буро-черной копотью. Раневой канал проникал в мышцы шеи на глубину до 2,5 см, соответственно по краям входного отверстия имелись отслойки подкожной основы и окопчение стенок образовавшегося кармана на участке размерами 5,0 х 5,0 см. При выстреле с расстояния 50 см на ткани сорочки отмечались множественные мелкие буро-черные частицы, рассеянные на участке размерами 20 х 20 см, сквозных повреждений ткани не было. При выстреле с расстояния 100 см на ткани были видны единичные мелкие частицы черного цвета.
Проведенные экспериментальные исследования позволили подтвердить версию следователя о причинении повреждения гражданину А. выстрелом из пистолета конкретного образца и отвергнуть данные о выстреле с расстояния 100 см.
Приведенный пример показывает, что основные трудности при проведении судебно-медицинской экспертизы повреждений, причиненных выстрелами из газового оружия, заключаются в необходимости дифференциальной диагностики их с повреждениями, причиненными выстрелами из боевого огнестрельного оружия холостыми патронами, в установлении конкретного образца оружия и вида патрона, а также расстояния выстрела.
В ряде случаев в газовом оружии вместо зарядов химически активного вещества может использоваться мелкая дробь.
Пример.
Гражданка Н., 17 лет, 27 декабря 1998 г., оставив предсмертную записку, выстрелила себе в правую височную область из револьвера «Agent-35», имевшего в стволе стержень-рассекатель. Смерть пострадавшей наступила на месте происшествия.
28 декабря 1998 г. во время судебно-медицинской экспертизы трупа гражданки Н. было установлено следующее; «... в правой височной области округлое отверстие диаметром 1,0 см с подсохшими фестончатыми краями и осаднением по верхнему краю на ширину 0,3 см. Височная мышца пропитана кровью со свертками, окончена, на ней раневое отверстие диаметром 1,5 х 1,0 см при толщине кости 0,3 см. Раневой канал идет в направлении справа налево, спереди назад, по его ходу обширные кровоизлияния с разрушением оболочек мозга. Разрушение головного мозга захватывает участок площадью 1,9 х 2,9 см и достигает глубины 8—10 см. По ходу раневого канала имеются частицы копоти, а также множественные инородные частицы в виде дроби диаметром 0,1 см...».
В медико-криминалистической лаборатории при контактно-диффузионном и эмиссионно-спектральном исследованиях в зоне отложения копоти вокруг входного отверстия было установлено повышенное содержание свинца и сурьмы. В результате проведенных медико-криминалистических исследований был сделан вывод о том, что обнаруженные у пострадавшей повреждения причинены выстрелом из газового оружия мелкой свинцовой дробью с дистанции неплотного упора.
Следователем в распоряжение судебно-медицинских экспертов был передан обнаруженный на месте происшествия револьвер с одним патроном, находившимся в барабане, вместе со стреляной гильзой.
Для сравнительного исследования характера поврежденийиз представленного оружия был произведен экспериментальный выстрел в область бедра биоманекена с расстояния 5 см. В результате выстрела образовалось частично сквозное повреждение мягких тканей бедра длиной 14 см. Входное отверстиеимело форму неправильного многоугольника, образованного за счет радиальных надрывов центрального отверстия. Края повреждения крупнофестончатые, неравномерно осаднены; при их совмещении определяется дефект ткани округлой формы размерами 0,7 х 0,7 см. Кожа в окружности повреждения покрыта копотью в виде двух зон различного диаметра на участке размерами 3,0 х 3,0 см, имеются множественные сквозные повреждения неправильно округлой формы диаметром 0,1 см, а также внедрившиеся в кожу инородные частицы, напоминающие полусгоревшие зерна пороха.
Сам заряд — мелкая свинцовая дробь — равномерно располагается по ходу раневого канала до выходных отверстий.
Приведенный пример показал, что газовый револьвер имел патрон, содержащий не капсулу с кристаллическим химически активным веществом, а дробь, способную причинить механические повреждения.
В ходе экспериментальных отстрелов из газового оружия с удаленным рассекателем фирменных патронов, снаряженных дробью диаметром 1,5мм, последняя внедрялась в сухую сосновую древесину на глубину до 4мм. Отстрел производился с расстояния 1 м. С учетом того, что в криминалистическом арсенале отсутствуют средства инструментального измерения кинетической энергии дробовых снарядов, результаты экспериментов, по аналогии с оценкой пробивного действия одиночных снарядов, развивающих достаточную для отнесения к категории огнестрельного оружия кинетическую энергию, являлись относительно объективным основанием для решения вопроса об отнесении экспертами-криминалистами исследуемого оружия и предназначенных к нему боеприпасов к категории огнестрельных.
При медико-криминалистическом исследовании повреждений на предметах одежды и биологических объектах (кожные покровы, мягкие ткани, органы, кости) от трупов, пострадавших в результате выстрелов из газового оружия, применяется комплекс методов, включающий: визуальный осмотр, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, измерительные, фотографические, рентгенографические методы исследования, а также ряд методов, предназначенных для выявления металлов и частиц снаряжения газовых патронов.
Как правило, все перечисленные методы используются в ходе сравнительного исследования повреждений, обнаруженных на одежде и теле пострадавших, и повреждений, полученных при экспериментальных выстрелах конкретного образца оружия.
При выстрелах из газового оружия с расстояний, близких к упору, на одежде и теле пострадавшего образуются значительные по тяжести повреждения.